Особенности интерпретации дастана и мифологические отступления (на материале «Сказания о дочери Шана» Микаиля Башту)
https://doi.org/10.31143/2542-212X-2024-3-362-373
EDN: MLXHRP
Аннотация
В настоящей статье рассматриваются образы мифологических персонажей и с точки зрения фольклористики интерпретируется текст дастана «Сказание о дочери Шана», автором которого считается древнебулгарский поэт и просветитель Микаиль Башту. Сверхзадачу своего дастана – обращение язычника в мусульманскую веру – автор решает с помощью ряда художественных приемов, среди которых важное место занимает сновидение, что в равной мере свойственно и архаическому фольклору, и древней восточной литературе. Силы добра и зла, любви и неприятия, продолжения рода, выраженные концептом «женщина» указывают на древнейшие пласты традиционной бытовой культуры тюрков, а трансформация этих образов в божественные силы исламского толка позволяет проследить, каким образом тюркские народы переходили из одной религиозной ипостаси в другую. Жанровая дефиниция произведения определяется посредством анализа его поэтики. В частности, рассматриваются особенности сюжетосложения и художественного языка.
Ключевые слова
Об авторах
Империят Арсланбековна ХалипаеваРоссия
Бурхан Абуюсуфович Берберов
Россия
Адам Мухамедович Гутов
Россия
Список литературы
1. Абдуллатипов 2004 – Абдуллатипов А.К-Ю. Древнебулгарский памятник. «Сказание о дочери Шана» Микаиля Башту как свидетельство древнейших связей народов Евразии и их словесной культуры // Вестник ДГУ. Серия «Гуманитарные науки. – 2004. – № 4. – С. 20-25.
2. Акавов 2003 – Акавов З.Н. «Сказание о дочери Шана». Поэма // Раннесредневековый художественно-литературный памятник и исторический памятник народов Древней (Киев-ской) Руси и Северного Кавказа. Предисловие к изданию. – Махачкала: б/и, 2003, – С. 45–50.
3. Кадыраджиев 2003 – Кадыраджиев К.С. Древнекумыкский теоним Хорс // Вести Ку-мыкского научно-культурного общества. – Махачкала, 2003. – С. 75-80.
4. Микаиль Башту 2003 – Микаиль Башту. Сказание о дочери Шана. Древнебулгарский эпос. – Махачкала: Дагестанский государственный педагогический университет, 2003. – 260 с.
5. Лосев 1960 – Лосев А.Ф. История античной эстетики. – М.: Искусство, 1960. – 624 с.
6. Халипаева 1994 – Халипаева И.А. Мифологическая проза кумыков. Исследования и тексты. – Махачкала: Дагестанский государственный педагогический университет, 1994. –212 с.
Рецензия
Для цитирования:
Халипаева И.А., Берберов Б.А., Гутов А.М. Особенности интерпретации дастана и мифологические отступления (на материале «Сказания о дочери Шана» Микаиля Башту). Электронный журнал «Кавказология». 2024;(3):362-373. https://doi.org/10.31143/2542-212X-2024-3-362-373. EDN: MLXHRP
For citation:
Khalipaeva I.A., Berberov B.A., Gutov A.M. Features of the interpretation of dastan and mythlogical digressions (based on the material of the "Legend of the Daughter of Shan" by Mikail Bashtu). Kavkazologiya. 2024;(3):362-373. (In Russ.) https://doi.org/10.31143/2542-212X-2024-3-362-373. EDN: MLXHRP