Preview

Электронный журнал «Кавказология»

Расширенный поиск

Особенности интерпретации дастана и мифологические отступления (на материале «Сказания о дочери Шана» Микаиля Башту)

https://doi.org/10.31143/2542-212X-2024-3-362-373

EDN: MLXHRP

Аннотация

В настоящей статье рассматриваются образы мифологических персонажей и с точки зрения фольклористики интерпретируется текст дастана «Сказание о дочери Шана», автором которого считается древнебулгарский поэт и просветитель Микаиль Башту. Сверхзадачу своего дастана – обращение язычника в мусульманскую веру – автор решает с помощью ряда художественных приемов, среди которых важное место занимает сновидение, что в равной мере свойственно и архаическому фольклору, и древней восточной литературе. Силы добра и зла, любви и неприятия, продолжения рода, выраженные концептом «женщина» указывают на древнейшие пласты традиционной бытовой культуры тюрков, а трансформация этих образов в божественные силы исламского толка позволяет проследить, каким образом тюркские народы переходили из одной религиозной ипостаси в другую. Жанровая дефиниция произведения определяется посредством анализа его поэтики. В частности, рассматриваются особенности сюжетосложения и художественного языка.

Об авторах

Империят Арсланбековна Халипаева
Дагестанский государственный педагогический университет им. Расула Гамзато-ва
Россия


Бурхан Абуюсуфович Берберов
Институт гуманитарных исследований – филиал Кабардино-Балкарского науч-ного центра Российской академии наук
Россия


Адам Мухамедович Гутов
Институт гуманитарных исследований – филиал Кабардино-Балкарского науч-ного центра Российской академии наук
Россия


Список литературы

1. Абдуллатипов 2004 – Абдуллатипов А.К-Ю. Древнебулгарский памятник. «Сказание о дочери Шана» Микаиля Башту как свидетельство древнейших связей народов Евразии и их словесной культуры // Вестник ДГУ. Серия «Гуманитарные науки. – 2004. – № 4. – С. 20-25.

2. Акавов 2003 – Акавов З.Н. «Сказание о дочери Шана». Поэма // Раннесредневековый художественно-литературный памятник и исторический памятник народов Древней (Киев-ской) Руси и Северного Кавказа. Предисловие к изданию. – Махачкала: б/и, 2003, – С. 45–50.

3. Кадыраджиев 2003 – Кадыраджиев К.С. Древнекумыкский теоним Хорс // Вести Ку-мыкского научно-культурного общества. – Махачкала, 2003. – С. 75-80.

4. Микаиль Башту 2003 – Микаиль Башту. Сказание о дочери Шана. Древнебулгарский эпос. – Махачкала: Дагестанский государственный педагогический университет, 2003. – 260 с.

5. Лосев 1960 – Лосев А.Ф. История античной эстетики. – М.: Искусство, 1960. – 624 с.

6. Халипаева 1994 – Халипаева И.А. Мифологическая проза кумыков. Исследования и тексты. – Махачкала: Дагестанский государственный педагогический университет, 1994. –212 с.


Рецензия

Для цитирования:


Халипаева И.А., Берберов Б.А., Гутов А.М. Особенности интерпретации дастана и мифологические отступления (на материале «Сказания о дочери Шана» Микаиля Башту). Электронный журнал «Кавказология». 2024;(3):362-373. https://doi.org/10.31143/2542-212X-2024-3-362-373. EDN: MLXHRP

For citation:


Khalipaeva I.A., Berberov B.A., Gutov A.M. Features of the interpretation of dastan and mythlogical digressions (based on the material of the "Legend of the Daughter of Shan" by Mikail Bashtu). Kavkazologiya. 2024;(3):362-373. (In Russ.) https://doi.org/10.31143/2542-212X-2024-3-362-373. EDN: MLXHRP

Просмотров: 5


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2542-212X (Online)