Национальная специфика и классовое искусство: от многообразия к унитаризму
https://doi.org/10.31143/2542-212X-2024-2-314-324
EDN: NKNMUZ
Аннотация
Статья освещает один из ключевых моментов становления национальных литератур народов Северного Кавказа в процессе их интеграции в общее культурное пространство СССР. Автор отмечает, что, невзирая на единообразие социально-общественных и хозяйственно-экономических систем этносов региона, на близость их культур, системы словесного творчества горских народов имели свои специфические черты, проявленные не только на общефилософском и концептуальном уровнях, но и в самих моделях апперцепции. На примерах поэтических текстов К. Хетагурова, Б. Пачева, К. Мечиева достаточно подробно и убедительно рассматривается суть процесса рефлекторной трансформации, определяются её конкретные приёмы и механизмы. Отход от пластического «фактурного» ощущения ведет к органическому освоению идеологической и отвлечённой символики, предваряющей расцвет национальной поэзии в границах этнически аутентичных апперцептивных моделей. Последние, в свою очередь, получили законченное и совершенное выражение как в творчестве К. Кулиева, так и в стихах его последователей, освоивших сензитивные, материализованные представления на новом, символическом уровне их трактовок.
Об авторе
Казим Каллетович БауаевРоссия
Список литературы
1. Антология кабардинской поэзии. – М.: Государственное изд-во художественной литературы, 1957. – 299 с.
2. Антология осетинской поэзии. – М.: Государственное изд-во художественной литературы, 1960. – 390 с.
3. Арнольдов А.И. Социалистический образ жизни и культура. – М.: Мысль, 1976. – 156 с.
4. Бауаев К.К. Этно-культурный статус и эпические архетипы // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 2-1. – С. 406. EDN: UHXCQV.
5. Бауаев К.К. Эволюционная специфика балкарской поэзии (типология апперцептивных версий): автореф. дисс. … д-ра филол. наук. / Дагестанский государственный педагогический университет. – Махачкала, 2017. – 43 с. EDN: ZQDEYR.
6. Блок А.А. Полное собрание сочинений и писем в 20-ти томах. Том V. – М.: Наука, 1999. – 105 с.
7. Гачев Г.Д. Содержательность художественных форм. Эпос, Лирика, Театр. – М.: Флинт, 2008. – 188 с.
8. Кетенчиев М.Б. Функционально-семантический потенциал обращений в поэзии К. Мечиева // Известия Кабардино-Балкарского государственного университета. – 2012. – Т. 2. – № 3. – С. 101-103.
9. Мамедов Н.Т. Каракалпакская литература. – Баку: Мутарджим. 2007. – 188 с.
10. Мечиев К.Б. Стихи и поэмы. – Нальчик: Эльбрус, 1987. – 98 с.
11. Сквозников В.Д. Стиль и художественная ценность произведения // Контекст, 1987. Литературно-теоретические исследования. – М.: Наука, 1988. – С. 178-184.
12. Тимофеев Л.И. Слово в стихе. М.: Советский писатель, 1987. – 442 с.
13. Толгуров Т.З. Информационно-эстетическое пространство поэзии Северного Кавказа. – Нальчик: Эльбрус, 1999. – 390 с.
14. Узденова Ф.Т., Кетенчиев М.Б. О принципах реализации образа в литературе карачаевцев и балкарцев: семиотика цветообозначений // Филологические науки. Научные доклады высшей школы. – 2020. – № 5. – С. 40-44. DOI: 10.20339/PhS.5-20.040.
15. Энгельс Ф. Положение рабочего класса в Англии // К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч. Т. 2. – М.: Политическая литература, 1955. – С. 244-245.
Рецензия
Для цитирования:
Бауаев К.К. Национальная специфика и классовое искусство: от многообразия к унитаризму. Электронный журнал «Кавказология». 2024;(2):314-324. https://doi.org/10.31143/2542-212X-2024-2-314-324. EDN: NKNMUZ
For citation:
Bauaev K.K. National specificity and Class Art: from Diversity to Unitarianism. Kavkazologiya. 2024;(2):314-324. (In Russ.) https://doi.org/10.31143/2542-212X-2024-2-314-324. EDN: NKNMUZ