Cоциалистические идеологемы в балкарской прозе (на примере творчества С. Хочуева и М. Геттуева
https://doi.org/10.31143/2542-212X-2022-1-129-139
EDN: LKBMQM
Аннотация
Статья отражает специфику балкарской прозы в период господства социалистической идеологии, канонов нормативной эстетики. Следствием деструкции понятийно-концептуальных категорий стало вытеснение этнически маркированных констант проблематикой идеологического, «советского» плана. В довоенной балкарской прозе бинарно-оппозиционное («позитивное»-«негативное») эстетическое представление сохранялось в качестве основного метода фиксации и осмысления окружающего мира, идеологическое содержание описываемого полностью и однозначно определяло его аксиологическую позицию.
Этическая и мировоззренческая концептуалистика большевизма оставалась мотивационной базой психологических состояний героев национальной прозы и в первые послевоенные десятилетия. Поэтому говорить о выраженной национальной составляющей образных рядов произведений этого периода также не приходится: это проявлено и в обстоятельствах жизни героев, и в локализации сюжета. Практически невозможно установить, насколько соответствует изображенный, к примеру, М. Геттуевым тип горца реальным прототипам, насколько каждодневные заботы этноса были вытеснены в сознании людей вопросами социалистического строительства. Однако этот тип был растиражирован в огромном количестве произведений той эпохи. Сублимативные поведенческие мотивы, изображаемые авторами 50-х – 60-х гг. практически представляются прямым продолжением прозы довоенных лет. Тем не менее эта ситуация эстетической предопределенности дала толчок в развитии нарративного навыка, заключавшегося в текстуальном обосновании поступков персонажей. Понимание необходимости данного обоснования подготовило появление в произведениях специфической национальной составляющей, воплощенной больше не в именах и внешнем антураже, а в психологических характеристиках героев.
Методы исследования: историко-типологический, сравнительно-сопоставительный, гносеологический.
Об авторах
Ханнфа Мустафаевна ТеппееваРоссия
Аспирант.
Нальчик
Фатима Таулановна Узденова
Россия
Доктор филологических наук, старший научный сотрудник.
Нальчик
Список литературы
1. Ахматова, Кетенчиев 2018 – Ахматова М.А., Кетенчиев М.Б. Концепт «гнев» в карачаево-балкарской языковой картине мира // Тюрко-монгольский мир: проблемы взаимодействия и развития традиционной культуры: мат-лы международной научно-практ. конф. научных работников, преподавателей образовательных структур всех уровней, аспирантов и магистрантов. – Горно-Алтайск: Горно-Алтайский гос. ун-т, 2018. – С. 23-28.
2. Болатланы (Атабийланы) А. 2016 – Болатланы (Атабийланы) А. Малкъарэпикалыпрозадабелгиниэнчилиги (Особенности системы символов в балкарской эпической прозе). – Нальчик: Издательский отдел ИГИ КБНЦ РАН, 2016. – 156 с. (На кар.-балк. яз.).
3. Геттуев 1963 – Геттуев М.И. Ачыкъджюрекле (Открытые сердца). – Нальчик: Кабардино-Балкарское книжное изд-во, 1963. – 154 с. (На кар.-балк. яз.).
4. Геттуев 1965 – Геттуев М.И. Ёсюу // Геттуев М.И. Джюрекле бла алтын къолла (Сердца и золотые руки). – Нальчик: Каб.-Балк. кн. изд-во, 1965. – С. 35–41. (На кар.-балк. яз.)
5. Григорьев 1965 – Григорьев М.С. Социалистический реализм в борьбе с модернизмом. Ч. 1. – М.: Изд-во ВГИК, 1965. – 122 с.
6. Гуртуев 1988 – Гуртуев Б.И. Асиятнынекяхы // Гуртуев Б.И. Жашаунукъылынчлары (Зигзаги жизни). – Нальчик: Эльбрус, 1988 – С. 210-224. (На кар.-балк. яз.).
7. Сарбашева 2016 – Сарбашева А.М. Деактуализация духовного наследия на этапе становления балкарской литературы в начале ХХ века // Филологические науки. Вопросы теории и практики. – 2016. – № 5-1 (59). – С. 21-23.
8. Сарбашева 2017 – Сарбашева А.М.Специфика взаимодействия балкарской литературы 70–80-х годов ХХ века с фольклором (на материале повести «Солнце не заходит Алима Теппеева) // Филологические науки. Вопросы теории и практики. – 2017. – № 8-1 (74). – С. 38-40.
9. Сарбашева 2019 – Сарбашева А.М. Трансформация фольклорных традиций в балкарской литературе (на материале прозы). – Нальчик: Принт Центр, 2019. – 172 с.
10. Толгуров 1991 – Толгуров З.Х. В контексте духовной общности. – Нальчик: Эльбрус, 1991. – 286 с.
11. Узденова 2009 – Узденова Ф.Т. Специфика отражения картины мира в поэме (на материале творчества карачаево-балкарских авторов) // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Литературоведение. Журналистика. – 2009. – № 3. – С. 10-18.
12. Узденова, Теппеева 2021 – Узденова Ф.Т., Теппеева Х.М. Контрастивы как особенность карачаево-балкарской прозы первой половины XX века (на примере творчества С. Хочуева) // Гуманитарные исследования. – 2021. – № 3 (79). – С. 146-150.
13. Хочуланы С. 2009 – Хочуланы С. Бу эки къабыр кимнидиле? (Чьи эти две могилы?) // Хочуланы С. Жаннган отну ичинде (В полыхающем огне) / сост. Т.Ш. Биттирова. – Нальчик: Эльбрус, 2009. – С. 111-133. (На кар.-балк. яз.)
Рецензия
Для цитирования:
Теппеева Х.М., Узденова Ф.Т. Cоциалистические идеологемы в балкарской прозе (на примере творчества С. Хочуева и М. Геттуева. Электронный журнал «Кавказология». 2022;(1):129-139. https://doi.org/10.31143/2542-212X-2022-1-129-139. EDN: LKBMQM
For citation:
Tepeeva H.M., Uzdenova F.T. Socialist ideologemes in balkarian prose (by the example of the creativity of S. Khochuev and M. Gettuev). E-Journal “Kavkazologiya”. 2022;(1):129-139. (In Russ.) https://doi.org/10.31143/2542-212X-2022-1-129-139. EDN: LKBMQM