Метафорическая экспансия нэ-глаз в кабардино-черкесском языке
https://doi.org/10.31143/2542-212X-2025-2-242-255
EDN: VGHTIP
Аннотация
В статье представлен первый опыт семантического и словообразовательного анализа лексемы нэ-глаз в кабардино-черкесском языке, образующей лексическое поле и являющейся ее ядром. Зафиксированные в языковых единицах представления разных народов о действительности дают разнообразные языковые картины мира. Каждый язык является кодированной системой, отражающей тип отношений человека, одной этнической общности к миру. Одна из базовых категорий «человек» имеет самые различные характеристики, выражающиеся в метафорах. Понятие «глаз» как одна из важнейших составляющих человека относится к важнейшим архетипам, регулирующим человеческое мышление. В языке слово глаз и его производные лежат в основе лексических единиц, употребляемых для описания окружающей реальности, человека, оценки его внешнего и внутреннего мира, анатомии и психологического склада, отношения к окружающему миру, его социальной роли. Статья посвящена различным вопросам структурного состава и семантики слов, восходящих к производящей основе нэ-глаз в адыгской лингвокультуре. В статье рассматриваются вопросы, связанные с функционированием соматизма нэ-глаз в кабардино-черкесском языке, переносные выражения с компонентом нэ-глаз, служащие образными средствами для описания различных физических и ментальных состояний человека, связанные абстрактными и конкретными понятиями. Отдельный научный интерес представляют фразеологизмы с компонентом нэ-глаз кабардино-черкесского языка.
Ключевые слова
Об авторе
Мадина Юрьевна ЕзаоваКабардино-Балкарский государственный университет имени Х.М. Бербекова
Россия
кандидат филологических наук, доцент, доцент кафедры кабардино-черкесского языка и литературы,
Список литературы
1. Баранов А.Н., Добровольский Д.О. Основы фразеоло-гии (краткий курс). – М.: Флинта: Наука, 2013. – 312 с.
2. Вежбицкая А. Сопоставление культур через посредство лексики и прагматики. – М.: Языки славянской культуры, 2001. – 272 с.
3. Езаова М.Ю., Шугушева Д.Х., Ашхотова Ф.М. Цветовое наименование щхъуэ в адыгской лингвокультуре: этимология, внутренняя форма, семантика // Научный диалог. – 2023. – Т. 12. № 14. – С. 66-84.
4. Емузов А.Г. Лексико-семантический и грамматический анализ фразеоло-гии кабардино-черкесского языка. – Нальчик: Эльбрус, 1986. – 224 с.
5. Кимов Р.С. Метафора и метонимия как когнитивные и эпистемические мехамеханизмы формирования языковой картины мира. – Нальчик: Каб.-Балк. госуниверси-тет им. Х.М. Бербекова, 2010. – 183 с.
6. Кимов Р.С. Соматизмы кабардинского языка. Грамматикализация. – Нальчик: Каб.-Балк. госуниверситет им. Х.М. Бербекова, 2010. – 122 с.
7. Ковшова М.Л. Семантика и прагматика фразеологизмов (лингвокуль-турологический аспект): дисс. … доктора филол. н. – М., 2009. – 654 с.
8. Козеренко А.Д. Жестовые идиомы и жесты: типы соответствий. // Компьютерная лингвистика и интеллектуальные технологии: Материалы ежегодной Меж-дународной конференции. – М.: РГТУ, 2011. – С. 325-333.
9. Козеренко А.Д., Крейдлин Г.Е. Тело как объект природы и тело как объект культуры (о семантике фразеологизмов, построенных на базе жестов). // Фразеология в контексте культуры. – М.: Языки русской культуры, 1999. – С. 269-277.
10. Колесов В.В. Философия русского языка. – Спб.: ZOHA, 2002. – 448 с.
11. Кравченко А.В. Язык и восприятие. Когнитивные аспекты языковой категоризации. – Иркутск: Из-во Иркутского ун-та, 1996. – 159 с.
12. Кунин А. В. Курс фразеологии современного английского языка. – М.: Дубна: Высшая школа; Феникс. 1996. – 381 с.
13. Маковский М.М. Сравнительный словарь мифологической символи-ки в индоевропейских языках. Образ мира и миры образов. – М.: «Гуманитарный издатель-ский ценор ВЛАДОС», 1996. – 416 с.
14. Маслова В.М. Homo lingalis в культуре. – М.: Гнозис, 2007. – 320 с.
15. Мифы народов мира: энциклопедия / гл. ред. С. А. Тока-рев. – М.: Сов. энциклопедия, 1982. Т. 2: К-Я. – 719 с.
16. Переводоведение и культурология. Цели, методы, результаты [сборник статей]. / АН СССР, Ин-т языкознания. – М.: Б. и., 1987. – 150 с.
17. Рябинина Н.А. Когнитивная модель восприяттия в русском языке (на материале фразеологизмов с компонентами «глаз», «ухо», «нос»): дисс. ... канд. филол. наук. – Томск: ТГУ, 2005. – 218 с.
18. Токмакова М.Х. Слово гу «сердце» в эмотивной лексике кабардино-черкесского языка // Вестник КБИГИ, №1 (19). – Нальчик: Издательский отдел КБИГИ, 2012. – С. 84-89.
19. Хараева Л.Х., Езаова М.Ю., Шугушева Д.Х. Цветовая три-ада «черный-белый-красный» в адыгской картине мира и ее функционирование в художе-ственном дискурсе // Филологические науки. Вопросы теории и практики. – Тамбов: изда-тельство «Грамота». 2022. – №7. – С. 2232-2238.
20. Хараева Л.Х. Когнитивное моделирование этимологических гнезд в разносистемных языка (на материале французского и кабардино-черкесского языков). – Нальчик: Эль-Фа, 2007. – 235 с.
21. Шурупова О.С., Ходжагельдыев Б.Д. Кинетико-соматические фразеологизмы английского и русского языков с компонентами head (голова), ear (ухо), eye (brow) (глаз(бровь), lips(губы) // Филологические науки. Вопросы теории и практики. – Тамбов: Грамота, 2019. Том.12. вып.9. – С. 348-352.
22. Ясинская М. В. Представления о глазах и зрении в языке и традици-онной культуре славян: дисс…. канд. филол. н. – М., 2015. – 278 с.
23. Hall E.T. The Silent Language. – Garden City, N.Y., 1959.
24. Mead G.H. Vind, Self and Society /Ed. C. W. Morris. – Chicago University Press, 1984.
Рецензия
Для цитирования:
Езаова М.Ю. Метафорическая экспансия нэ-глаз в кабардино-черкесском языке. Электронный журнал «Кавказология». 2025;(2):242-255. https://doi.org/10.31143/2542-212X-2025-2-242-255. EDN: VGHTIP
For citation:
Ezaova M.Yu. Metaphorical expansion of ne-glaz in the Kabardino-Circassian language. Kavkazologiya. 2025;(2):242-255. (In Russ.) https://doi.org/10.31143/2542-212X-2025-2-242-255. EDN: VGHTIP