От имперского к советскому школьному образованию: проблемы становления трудовой школы на Кубани в 1920 году
Аннотация
Культурный рост советского многонационального народа стал результатом целенаправленной работы РКП(б) – ВКП(б) по ликвидации неграмотности населения и организации всеобщего образования детей школьного возраста. Политика большевиков в 1920-х гг. обеспечила советским гражданам доступ к бесплатному образованию и право национальным меньшинствам обучаться на родном языке. Страна сталкивалась с внутренними и внешними вызовами, которые требовали отвлечения серьёзных государственных ресурсов, но сфера образования оставалась приоритетной для коммунистической партии и обеспечивалась государственной поддержкой. Осмысление советского опыта организации школьного образования в условиях экономического кризиса начала 1920-х гг. и социалистической модернизации 1930-х гг. остаётся актуальной темой на примере не всегда удачных результатов реформ в образовании в постсоветский период. Концепция социальной справедливости, которая была в основе советской школы, позволила стать отечественной науке ведущей в мире. Школьное образование в СССР сложилось на основе традиционной российской образовательной концепции и тех новаций, которые были реализованы большевиками в 1920–1930-е гг. При этом, следует отметить, что организация и функционирование советской школы преследовала явно выраженные идеологические цели.
Список литературы
1. Авербах Л.Л. На путях культурной революции. – М.: Московский рабочий, 1929. – 200 с.
2. Алмаев Р.З. Советское школьное образование в историографических дискуссиях постсоветского периода // Преподаватель XX век. – 2020. – № 2. – С 279–287. –URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sovetskoe-shkolnoe-obrazovanie-v-istoriograficheskih-diskussiyah-postsovetskogo-perioda (дата обращения: 27.04.2024).
3. Астафьев Д.А., Годовова Е.В. Историография истории школьной повседневности // Вестник Самарского университета. История, педагогика, филология. – 2022. – Т. 28. – № 1. – С. 8–23. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/istoriografiya-istorii-sovetskoy-shkolnoy-povsednevnosti (дата обращения: 27.04.2024).
4. Белова М.Г. Повседневная жизнь учителей / отв. ред. М.Ю. Мартынова. – М.: ИЭА РАН, 2015. – 228 с.
5. Белькович Н. Социально-культурное строительство в СССР. – М.: Крестьянская газета, 1938. – 32 с.
6. Богуславский М.В. Методологические подходы к анализу процесса социокультурной модернизации российского образования // Осовские педагогические чтения «Образование в современном мире: новое время — новые решения». – 2014. – № 1. – С. 18–28.
7. Богуславский М.В. Концептуальные основы консервативно-традиционной стратегии развития российского образования // Гуманитарные науки и образование. – 2016. – № 1 (25). – С. 17–21.
8. Бройдо Г.И. В атаку против неграмотности и бескультурья. (Саратовский опыт). – М.; Центр. совет о-ва «Долой неграмотность»; Л.: Госуд. изд-во, 1929. – 112 с.
9. Вейкшан В.А. Советская производственно-трудовая школа. – М.: Работник просвещения, 1928. – Т. 1. – 169 с.
10. Веселов М.О. 15 лет борьбы за поголовную грамотность в Московской области. – М.: Тип. Госиздата, 1932. – 31 с.
11. Веселов Д.Р. Великий Октябрь и становление народного образования. – М.: Знание, 1987. – 62 с.
12. Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. Как сегодня преподавать историю в школе. Пособие для учителей. – М.: Просвещение, 1999. – 97 с.
13. ГАКК – Государственный архив Краснодарского края.
14. Глущенко И.В. Советский просветительский проект // Вопросы образования. – 2015. – № 3. – С. 246–282.
15. Дейнеко М.М. 40 лет народного образования в СССР. – М.: Учебно-методическое издательство, 1957. – 276 с.
16. Декрет Совета Народных Комиссаров. Об организации дела народного образования в Российской Республике (Положение) // Собрание узаконений и распоряжений рабочего и крестьянского правительства за 1917-1918 гг. / Управление делами Совнаркома СССР. — М.: Б. и., 1942. — 1483 с.
17. Декрет СНК РСФСР «Об отделении церкви от государства и школы от церкви» 23 января (5 февраля) 1918 г. // Собрание узаконений и распоряжений рабочего и крестьянского правительства за 1917–1918 гг. / Управление делами Совнаркома СССР. — М.: Б. и., 1942. — 1483 с.
18. Днепров Э.Д. Четвертая школьная реформа в России. – М.: Интерпракс, 1994. – 241 с.
19. Днепров Э.Д. Современная школьная реформа в России. – М.: Наука, 1998. – 463 с.
20. Земляная Т.Б., Павлычева О.Н. Правовое регулирование образовательной деятельности в 60–70-е гг. XX века // Журнал научно-педагогической ин-формации. – 2011. – № 11. – С. 71–88. Иванова Г.М. Социальные аспекты развития советской системы образования в 1950–1960-е гг. // Вестник славянских культур. – 2013. – № 3 (29). – С. 25–31. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sotsialnye-aspekty-razvitiya-sovetskoy-sistemy-obrazovaniyav-1950-1960-gg (дата обращения: 27.04.2024).
21. Клицаков И.А. Общественно – политическая деятельность советского учительства (1917–1937 гг.) // Советская педагогика. – 1988. – № 9. – С. 91–96.
22. Кольцов А.В. Культурное строительство в РСФСР в годы первой пятилетки (1928–1932). – М.; Л.: Изд-во АН СССР. Ленингр. отделение, 1960. – 208 с.
23. Константинов Н.А., Медынский Е.Н. Очерки по истории советской школы РСФСР за 30 лет. – М.: Министерство просвещение РСФСР, 1948. – 472 с.
24. Крупская Н.К. Ликвидация неграмотности в деревне // Коммунистическое просвещение. – 1924. – № 3/4. – С. 125–135.
25. Крупская Н.К. Педагогические сочинения: в 10 т. – М.: Издательство Академии педагогических наук, 1960. – Т. 9: Ликвидация неграмотности и малограмотности. – 839 с.
26. Куманев В.А. Социализм и всенародная грамотность: ликвидация массовой неграмотности в СССР. – М.: Наука, 1967. – 328 с.
27. Куманев В.А. Революция и просвещение масс. – М.: Наука, 1973. – 334 с.
28. Ленин В.И. Проект программы. Пункт программы в области народного просвещения // Ленин В. И. Полное собрание сочинений. – М.: Политиздат, 1977. – Т. 38. – 579 с.
29. Ленин В.И. Новая экономическая политика и задачи политпросветов. Доклад на II Всероссийском съезде политпросветов // Ленин В. И. Полное собрание сочинений. – М.: Политиздат, 1977. – Т. 44. – 725 с.
30. Луначарский А.В. Десять лет культурного строительства в стране рабочих и крестьян. Доклад на Второй сессии ЦИК Союза ССР 4-го созыва в Ленинграде 16 октября 1927 года. – М.: Госиздат, 1927. – 136 с.
31. Луначарский А.В. О народном образовании: статьи и речи за период 1917–1929 годов. – М.: Издательство Академии педагогических наук РСФСР, 1958. – 559 с.
32. Моносзон Э.И. Становление и развитие советской педагогики, 1917–1987: книга для учителя. – М.: Просвещение, 1987. – 220 с.
33. Народное образование… 1974 – Народное образование в СССР. Общеобразовательная школа. Сборник документов. 1917–1973 гг. / состав. А.А. Абакумов, Н.П. Кузин и др. – М.: Педагогика, 1974. – 560 с.
34. Очерки истории педагогической науки в СССР (1917–1980) / под ред. Н.П. Кузина, М.Н. Колмаковой. – М.: Педагогика, 1986. – 284 с.
35. Павлова А.Н. Материалы школьной переписи 1911 года как источник для изучения состояния образования нерусских народов восточной части России в начале XX века // Вестник Чувашского университета. – 2017. – № 2. – С 115–120. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/materialy-shkolnoy-perepisi-1911-goda-kak-istochnik-dlya-izucheniya-sostoyaniya-obrazovaniya-nerusskih-narodov-vostochnoy-chasti-rossii (дата обращения: 27.04.2024).
36. Пинкевич А.П. Советская педагогика за десять лет (1917–1927). – М.: Работник просвещения, 1927. – 146 с.
37. Плясовских В.С. Политика КПСС в области народного образования: Опыт разработки и реализации. – М.: Мысль, 1987. – 454 с.
38. Пыхалов И.В. Образование в Российской империи: факты и мифы // Общество. Среда. Развитие (Terra Humana). – 2011. – № 2. – С. 196–200.
39. Рожков А.Ю. История советского детства // Вестник Пермского университета. Серия История. – 2013. – № 2 (22). – С. 126–138. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/istoriya-sovetstkogo-detstva (дата обращения: 27.04.2024).
40. Сапрыкин Д.Л. Образовательный потенциал Российской Империи. – М.: ИИЕТ РАН, 2009. – 176 с.
41. Соловьев И.М. Всеобщее обязательное обучение за границей. – М.: Работник просвещения, 1930. – 96 с.
42. Сычева Н.В., Сысолятина А.А. Правовое обеспечение первых шагов советской власти в ликвидации безграмотности // Вестник Шадринского государственного педагогического университета. – 2021. – № 1(49). – С. 83–88. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/pravovoe-obespechenie-pervyh-shagov-sovetskoy-vlasti-v-likvidatsii-bezgramotnosti (дата обращения: 27.04.2024).
43. Ходырев А.М. Исторические аспекты отечественного образования в провинции // Модель культуры русской провинции в аутентичном, историко-типологическом и глобализационном дискурсах / под науч. ред. Т.С. Злотниковой, Т.И. Ерохиной, Н.Н. Летиной, М.В. Новикова. – Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 2013. – 292 с.
44. Худоминский П.В. Развитие системы повышения квалификации педагогических кадров советской общеобразовательной школы (1917–1981 гг.). – М.: Педагогика, 1986. – 182 с.
45. Чарнолускiй В. Основные вопросы организации школы въ Россiи. – С-Петербургъ: Знание, 1909. – 131 с.
46. Чеховъ Н.В. Народное образование въ России с 60-хъ годовъ XIX века. – М.: «Польза» В. Антик и К°, 1912. – 224 с.
47. Чугунов Т.К. Народное образование в Советском Союзе и России. – Мюнхен: Центральное объединение политических эмигрантов из СССР (ЦОПЭ). – 36 с.
48. Эпштейн М.С. Итоги I Всероссийского съезда ОДН. – М.: Долой неграмотность, 1926. – 13 с.
Рецензия
Для цитирования:
Яхутль Ю.А. От имперского к советскому школьному образованию: проблемы становления трудовой школы на Кубани в 1920 году. Электронный журнал «Кавказология». 2024;(2):63-83.
For citation:
Yakhutl Yu.A. From imperial to soviet school education: problems of the formation of a labor school in the Kuban in 1920. Kavkazologiya. 2024;(2):63-83. (In Russ.)