Preview

Электронный журнал «Кавказология»

Расширенный поиск

ЭВОЛЮЦИЯ ВЕНКА СОНЕТОВ В АДЫГСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ: ЭСТЕТИКА ПОЭТИКИ

https://doi.org/10.31143/2542-212X-2020-1-280-293

EDN: EPJTSE

Аннотация

Статья посвящена исследованию венка сонетов в адыгской литературе с акцентацией эстетики поэтики произведений, написанных в указанной жанровой форме. При этом сочетание «эстетика поэтики» не является формальным в данном контексте, поскольку в построении венка сонетов большое значение уделяется структурной организации – построении модели поэтического произведения, состоящего из определенного числа (пятнадцати) сонетов и строк (двести десять), коррелирующих между собой в рамках строгих канонов жанра, согласно которым конечная строка одного сонета служит началом последующего, а пятнадцатый (заключительный) сонет, называемый «магистралом» (или «магистральным сонетом»), представляет собой произведение, состоящее из начальных строк предыдущих четырнадцати сонетов. Освоение подобной сложной жанровой формы сопровождалось определенными трудностями. В представленной статье выявляются проблемы генезиса и становления сонета и его эволюции до жанровой формы венка сонетов в адыгской литературе. Здесь впервые проводится комплексное исследование венка сонетов в национальных (кабардинской, черкесской, адыгейской) литературах. Основное внимание автора уделяется как композиционным, так и содержательным особенностям венков сонетов адыгских писателей. В частности, детализированному анализу подвергаются венки сонетов черкесских и кабардинских авторов: «Верен любви» («Лъагъуныгъэм сыхуэщыпкъэщ») Мухадина Бемурзова, «Ветер» («Жьыбгъэ») и «Эхо мелодии» («Пшыналъэм и джэрпэджэж») Мугаза Кештова, «Широкогрудый ветер» («Жьыбгъэ-бгъакъэ») Толи Камергоева. В результате исследования выявлены особенности поэтики самой сложной по композиции и, следовательно, трудной для освоения жанровой формы – венка сонетов. К исследованию привлечен метод структурного анализа. В частности, изучен метрико-римовочный комплекс произведений, созданных в исследуемой жанровой форме. Отдельно рассмотрены тематика и проблематика венков сонетов, соответствие архитектоники, сонетов, образующих венок, и венков сонетов в целом строгим канонам жанра. Результаты ислледования могут стать подспорьем для исследователей адыгских литератур, а также при составлении спецкурсов по эволюции адыгской поэзии.

Об авторе

Л. Б. ХАВЖОКОВА
Институт Гуманитарных исследований – филиал ФГБНУ «Федеральный научный центр «Кабардино-Балкарский научный центр Российской академии наук»
Россия


Список литературы

1. Бемурзов 1981 – Бемурзов М.Х. Сказ о мужестве. Стихи и поэмы. [На черк. яз.: ЛIыгъэм и тхыдэ]. – Черкесск: Ставропольское книжное издательство. Карачаево-Черкесское отделение, 1981. – 96 с.

2. Беретарь 1983 – Беретарь Х.Я. Неделимая доля. [На адыг. яз.: Iахь мыгощ]. – Майкоп, 1983. – 143 с.

3. Венок… – Венок сонетов // Словари и энциклопедии на Академике: сайт. URL: https://poetique.academic.ru/112/%D0%B2%D0%B5%D0%BD%D0%BE%D0%BA_%D1%81%D0%BE%D0%BD%D0%B5%D1%82%D0%BE%D0%B2 (дата обращения: 04.08.2019).

4. Камергоев 1994 – Камергоев Т.Ж. Утес. Стихи и баллады. [На каб. яз.: Бжьэпэ]. – Нальчик: Эльбрус, 1994. – 152 с.

5. Кештов 1991 – Кештов М.Х. Эхо далеких времен: Стихи и поэмы. [На каб. яз.: Тхыдэм и гъыбзэ]. – Нальчик: Эльбрус, 1991. – 176 с.

6. Сокуров 1979 – Сокуров М.Г. Отметина. Стихи. [На каб. яз.: Нэпкъыжьэ]. – Нальчик: Эльбрус, 1979. – 94 с.


Рецензия

Для цитирования:


ХАВЖОКОВА Л.Б. ЭВОЛЮЦИЯ ВЕНКА СОНЕТОВ В АДЫГСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ: ЭСТЕТИКА ПОЭТИКИ. Электронный журнал «Кавказология». 2020;(1):280-293. https://doi.org/10.31143/2542-212X-2020-1-280-293. EDN: EPJTSE

For citation:


KHAVZHOKOVA L.B. SONNET WREATH’S EVOLUTION IN ADYGHE LITERATURE: AESTHETICS OF POETICS. Kavkazologiya. 2020;(1):280-293. (In Russ.) https://doi.org/10.31143/2542-212X-2020-1-280-293. EDN: EPJTSE

Просмотров: 4


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2542-212X (Online)