Особенности управления системой образования в Российской империи во второй половине XIX – начале XX вв. (на примере Кавказского учебного округа)
https://doi.org/10.31143/2542-212X-2025-2-37-51
EDN: CMMQXU
Аннотация
Статья посвящена выявлению особенностей управления системой образования в Российской империи во второй половине XIX – начале XX вв. на примере Кавказского учебного округа. В исследовании рассматривается процесс создания учебных округов, их структура, роль попечителей в организации учебного процесса на Кавказе. В ходе анализа рассмотрены направления трансформации нормативно-правовой базы, изменение реформ в Российской империи, подчеркивается важность взаимодействия между центральными властями и местными учреждениями для формирования эффективной образовательной системы. Новизна статьи выражается в реконструкции связи между нормативно-правовыми актами и реальными практиками управления учебными округами, а также систематизация и обобщение ранее разрозненные сведений о попечителях Кавказского учебного округа и их деятельности. Статья представляет собой попытку проследить эволюцию управленческих подходов в образовательной политике Российской империи на примере деятельности попечителей Кавказского учебного округа. Несмотря на ограниченный объём, анализ позволяет выявить общие тенденции и особенности функционирования системы образования в регионе, не претендуя на исчерпывающее освещение вклада каждого попечителя. Результаты анализа могут стать полезным материалом для дальнейших исследований в области истории образования и управления в историческом контексте.
Об авторе
Лаура Адамовна УрусмамбетоваРоссия
Кандидат педагогических наук, заведующая лабораторией развития социально-гуманитарных дисциплин
Список литературы
1. Аветисян В.Р. Роль Я.М. Неверова в становлении института восточных языков (Лазаревского института) // Гуманитарные и юридические исследования. – 2016. № 3. – С. 8-13.
2. Высочайше утвержденное положение о Кавказском учебном округе и учебных заведениях, оному подчиненных // Полное собрание законов Российской империи (ПСЗРИ). – Т. 23. – Ч. 2. – № 22838. – 546 с.
3. Галиуллина С.Д. Попечительство как форма государственной службы в Российской империи // Вестник ТГУ. – 2012. – № 9. – С. 327-332.
4. Галиуллина С.Д., Герасимова Д.И. Попечительство как система управления образовательными учреждениями (исторический аспект) // Вестник УГНТУ. Наука, образование, экономика. Серия: Экономика. – 2012. – № 2. – С. 123-131.
5. Гатагова Л.С. Правительственная политика и народное образование на Кавказе в XIX в. – М.: РИЦ. Россия молодая, 1993. – 141 с.
6. Гаунова Л.Р., Журтова А.А., Кузьминов П.А., Соблирова З.Х. Н.Ф. Рудольф – организатор и попечитель народного образования на Кавказе // Былые годы. – 2024. – № 19 (3). – С. 1453–1461.
7. Крапоткина И.Е. Административная деятельность попечителя учебного округа (из истории Казанского учебно-окружного центра) // Известия АлтГУ. – 2010. – № 4-3. – С. 123-133.
8. Краснов М.В. Просветители Кавказа. – Ставрополь: [б.и.], 1913. – 102 с.
9. Кумыков Т.Х. Общественная мысль и просвещение адыгов и балкаро-карачаевцев в XIX – начале XX в. – Нальчик: Эльбрус, 1996. – 329 с.
10. Модзалевский Л.Н. Ход учебного дела в Кавказском крае с 1802 по 1880 год. Памятная книжка Кавказского учебного округа на 1880 год. – Тифлис, 1880. – Отд. I. – 96 с.
11. Отчет попечителя Кавказского учебного округа о состоянии учебных заведений за 1867 год. – Тифлис, 1868. – 51 с.
12. Отчет попечителя Кавказского учебного округа о состоянии учебных заведений округа за 1884 год. – Тифлис, 1885. – 580 с.
13. Отчет попечителя Кавказского учебного округа о состоянии учебных заведений округа за 1905 год. – Тифлис, 1906. – 169 с.
14. Отчет попечителя Кавказского учебного округа о состоянии учебных заведений округа за 1897 год. – Тифлис, 1898. – 807 с.
15. По проекту новых штатов для Управлений учебных округов // Сборник постановлений по Министерству народного просвещения. – М., 1878. – Т. 7. – 2294 с.
16. Покровский Е.А. Детские игры преимущественно русские (в связи с историей, этнографией, педагогией и гигиеной). Изд. 2-е, исп., доп. – М., 1895. Репринтное издание вышло в 1994 г. в Петербурге.
17. Политова А.В. Благотворительность в отечественном образовании, воспитании и просвещении в XIX – начале XX веков: на материалах Ставрополья и Терека: дисс. ... канд. ист. наук. – Ставрополь: ФГАОУ ВО «Северо-Кавказский федеральный университет», 2022. – 191 с.: ил.
18. Полное собрание законов Российской империи. – Собр. 1. – Т. 27 (1802-1803). – № 20. – 1122 с.
19. Расписание перемен очерки истории образовательной и научной политики в Российской империи СССР (конец 1880-х – 1930-е годы). отв. ред. А.Н. Дмитриев. – Москва: Новое литературное обозрение, 2012. – 894 с.
20. Саблиров М.З. Культура народов Кабарды и Балкарии в конце XIX –начале XX в. – Нальчик: Эльбрус, 2001. – 46 с.
21. Созаев А.Б. Кавказский учебный округ и его роль в развитии образования // Интеллектуальный потенциал XXI века: ступени познания. – 2010. – № 1. – С. 71-75.
22. Управление центрального государственного архива архивной службы Кабардино-Балкарской Республики.
23. Черказьянова И.В. Яновский К.П. – просветитель и организатор народного образования на Кавказе // Наука. Инновации. Технологии. – 2007. – № 50. – С. 12-18.
24. Черкасов А.А. Кавказский учебный округ в последние годы имперского периода (1914–1917 гг.): некоторые результаты дореволюционной системы образования // Былые годы. – 2023. – № 18 (1). – С. 465–474.
25. Шафранова О.И. Женское среднее образование на Северном Кавказе во II половине XIX – начале XX в // Наука. Инновации. Технологии. – 2013. – № 3. – С. 130-143.
26. Шафранова О.И., Трофимов М.С. Имперская модель образовательной интеграции для национальных окраин: северокавказская школа во второй половине XIX – начале XX в. // Гуманитарные и юридические исследования. – 2020. – №3. – С. 109–119.
Рецензия
Для цитирования:
Урусмамбетова Л.А. Особенности управления системой образования в Российской империи во второй половине XIX – начале XX вв. (на примере Кавказского учебного округа). Электронный журнал «Кавказология». 2025;(2):37-51. https://doi.org/10.31143/2542-212X-2025-2-37-51. EDN: CMMQXU
For citation:
Urusmambetova L.A. Features of management of the education system in the Russian empire in the second half of the XIX – beginning of the XX centuries (on the example of the Caucasus educational district). Kavkazologiya. 2025;(2):37-51. (In Russ.) https://doi.org/10.31143/2542-212X-2025-2-37-51. EDN: CMMQXU