Этнокультурные характеристики языковой личности тамады в застольной коммуникации
https://doi.org/10.31143/2542-212X-2024-1-353-363
EDN: ZEDWTS
Аннотация
Проблема неразрывной связи языка и культуры представляет собой одну из значимых проблем в современных филологических исследованиях, что актуализирует понимание языковой личности как обобщенного типажа носителя этнического языка и этнической культуры, характеристика которого складывается из специфики мышления, речевого поведения, предпочтений эталонных (прототипических) культурных ценностей и нравственных норм.
В данной статье рассматриваются этнокультурные характеристики языковой личности тамады, когнитивный потенциал которой отражает систему мировоззренческого, философского и нравственного опыта этноса. Материал исследования дает основание определить такие маркеры языковой личности тамады, как готовность к созданию динамичной речи в структурированной коммуникации, избирательность в обращении к этнокультурным ценностям, способность к соблюдению главных принципов традиций, умение проявлять ораторское мастерство и лингвокреативность, стремление к сохранению когнитивных, прагматических и этических основ коммуникативной толерантности.
Об авторах
Светлана Конакбиевна БашиеваРоссия
Марина Чашифовна Шогенова
Россия
Список литературы
1. Абаев 1979 – Абаев В.И. Историко-этимологический словарь осетинского языка. Т. 3. S–T. – Ленинград: Наука, 1979. – 358 с.
2. Апажев, Коков 2008 – Апажев М.Л., Коков Дж.Н. Кабардино-черкесский-русский сло-варь. – Нальчик: Эльбрус, 2008. – 704 с.
3. Ахматова, Башиева, Кимов 2022 – Ахматова М.А., Башиева С.К., Кимов Р.С. Особен-ности репрезентации мира в разных лингвокультурах: монография. – Нальчик: Каб.-Балк. ун-т, 2022. – 139 с.
4. Бгажноков 1978 – Бгажноков Б.Х. Адыгский этикет. – Нальчик: Эльбрус, 1978. – 162 с.
5. Богин 1984 – Богин Г.И. Модель языковой личности в её отношении к разновидностям текстов: автореф. дис. докт. филол. наук. – Ленинград, 1984. – 33 с.
6. Габуниа, Башиева 1993 – Габуниа З.М., Башиева С.К. Риторика как часть традицион-ной культуры. – Нальчик: «ЭЛЬ-ФА», 1993. – 88 с.
7. Гузеев 2003 – Гузеев Ж.М. Балкарско-русский школьный словарь. – Нальчик: Эльбрус, 2003. – 238 с.
8. Ёзден Адет 2005 – Ёзден Адет: Этический кодекс карачаево-балкарского народа/ Сост., предисловие и комментарий М.Ч. Джуртубаева. – Нальчик: Эльбрус, 2005. – 576 с.
9. Жилетежев, Унатлоков 2020 – Жилетежев Х.Ч., Унатлоков В.Х. Семантические изме-нения общественно-политических лексем в кабардино-черкесском языке // Филологические науки. Вопросы теории и практики. – Тамбов: Грамота, 2020. Том 13. Выпуск 3. – C. 125–128.
10. Зыкова 2014 – Зыкова И.В. Роль концептосферы культуры в формировании фразеоло-гизмов как культурно-языковых знаков: дисс. … докт. филол. наук. – М., 2014. – 510 с.
11. Караулов 2007 – Караулов Ю.Н. Русский язык и языковая личность. – М.: Издательство ЛКИ, 2007. – 264 с.
12. Кремшокалова 2012 – Кремшокалова М.Ч. Благопожелание (хох) как жанр речи в ка-бардино-черкесском языке// Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина. – Т. 1. № 2. – 2012. – 223–232.
13. Ожегов, Шведова 1998 – Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского язы-ка. – М.: Азбуковник, 1998. – 944 с.
14. ТСРЯ 1996 – Толковый словарь русского языка: В 4 т. Т.4 / Под ред. проф. Д. Ушакова. – М.: ТЕРРА, 1996. – 752 с.
15. Хатуев 2012 – Хатуев Р.Т. Карачаево-балкарская символика. Опыт этнической семио-тики / Серия «Библиотека краеведа». – Черкесск: ИКО «Аланский Эрмитаж», 2012. – 89 с.
Рецензия
Для цитирования:
Башиева С.К., Шогенова М.Ч. Этнокультурные характеристики языковой личности тамады в застольной коммуникации. Электронный журнал «Кавказология». 2024;(1):353-363. https://doi.org/10.31143/2542-212X-2024-1-353-363. EDN: ZEDWTS
For citation:
Bashieva S.K., Shogenova M.Ch. Ethnocultural characteristics of the toastmaster's linguistic personality in table communication. E-Journal “Kavkazologiya”. 2024;(1):353-363. (In Russ.) https://doi.org/10.31143/2542-212X-2024-1-353-363. EDN: ZEDWTS