Особенности свадебного автодекора в Карачаево-Черкесии
https://doi.org/10.31143/2542-212X-2025-3-189-204
EDN: HNLGXM
Аннотация
В 2020-х годах в Карачаево-Черкесии возникли фирмы, специализирующиеся на свадебном автодекоре. В социальных сетях и на интернет-платформах стали появляться объявления о различных новых для региона видах оформления свадебных кортежей. В данной статье мы рассмотрим особенности свадебного автодекора, а также изменения, которые произошли в оформлении автомобилей в последние годы. Автодекор свадебных кортежей – это важный элемент современной свадебной обрядности, который отражает не только эстетические предпочтения молодоженов, но и в некоторых случаях культурные традиции региона. Свадебный автодекор рассматривается с позиции семиотического подхода, выполняющего маркирующую роль. На основании исследований зарубежных и отечественных исследователей, а также полевых материалов, собранных авторами, удалось охарактеризовать современный автодекор как маркер национальной идентичности. В начале статьи дается небольшой исторический экскурс, позволяющий показать, как в прошлые исторические периоды проходила свадебная процессия и что для нее было характерно; как менялся декор свадебного поезда под влиянием государственной политики и как современное общество через свадебный автодекор показывает национальную идентичность.
Потребность в самоидентификации у большей части общества существовала всегда, поскольку Карачаево-Черкесия проживает пять титульных наций. В таком многонациональном субъекте у многих молодоженов возникало желание подчеркнуть свою национальную принадлежность, и в последние годы это стало очень актуально и важно для большей части брачующихся. Важно подчеркнуть, что мы в данной статье рассматриваем только такие маркеры, которые были использованы при оформлении корпуса машины. Проведенное исследование позволяет сделать вывод о том, что автомобиль выступает как средство, маркирующее национальную идентичность брачующейся пары.
Об авторах
Макка Султан-Гиреевна АлбогачиеваРоссия
доктор исторических наук,
заведующая отделом этнографии Кавказа
Нателла Владимировна Джемакулова
Россия
Список литературы
1. Alam Y. Automatic Transmission: Ethnicity, Racialization and the Car // Identities: Global Studies in Culture and Power. – 2018. – Vol. 25, № 3. – P. 1‒18.
2. Edensor T. Automobility and National Identity: Representation, Geography and Driving Practice // Theory, Culture & Society. – 2004. – Vol. 21, № 4–5. – P. 101‒120.
3. Sheller M., Urry J. The City and the Car // International Journal of Urban and Regional Research. – Vol. 24 (4). – December 2000. – P. 737‒757.
4. Албогачиева М. С.-Г. Опыт сохранения традиционной культуры абазинского народа // Этнография. – 2022. – № 3(17). – С. 33-48.
5. Бакаева Э.П. Визуализация идентичности: символика этнической идентификации в контексте системы автомобильности (на примере Калмыкии) // Сибирские исторические исследования. – 2020. – № 4. – С. 326–364
6. Головнев А.В. Концептуализация мобильности в антропологии и этнографии // Уральский исторический вестник. – 2018. – № 3 (60). – С. 6–15.
7. Джемакулова Н.В. Женсоветы абазинского общества на современном этапе // Кунсткамера. – 2024. – № 4(26). С. 165–173.
8. Исаханян А.З. Автомобильная культура в контексте современных концепций пространства // Вестник Томского гос. ун-та. Серия: Философия. Социология. Политология. – 2016. – № 4 (36). – С. 166-173.
9. Кунижева Л.З. Научное наследие Л.З. Кунижевой. – СПб.: МАЭ РАН, 2024. – 376 с.
10. Медведев В.В. Автомобиль как маркер идентичности: исторические аспекты // Известия АлтГУ. – 2019. – № 6 (110). – С. 67–74.
11. Мищенко Д.Ф. Надписи на такси в Абиджане (Кот-д'Ивуар) // Антропологический форум. – 2015. – № 24. – С. 155-174.
12. Мусаева М.К. Обряды жизненного цикла у народов Дагестана в современной урбанистистической среде // Гуманитарные и социально-политические проблемы модернизации Кавказа: Материалы VI Международной конференции, Магас, 10–13 мая 2018 года / ФГБОУ ВО «Ингушский государственный университет». – Магас: ООО «КЕП», 2018. – В. VI. – С. 346–356.
13. Нефляшева Н.А. Традиции и власть (на материале Адыгеи XIX–XX вв.). Дисс. … канд. истор. наук. – Майкоп, 1996. – 167 с.
14. Семиотика: антология / сост. Ю.С. Степанов. – Изд. 2-е, испр. и доп. – М.: Академический Проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2001. – 702 с.
15. Сефербеков Р.И. Традиционное и новое в современной свадебной обрядности горожан Дагестана // Социально-культурная и историческая общность Карачаево-Черкесии и Кабардино-Балкарии: традиции, современность, перспективы развития: материалы межрегиональной научно-практической конференции с международным участием, Черкесск, 23 мая 2019 года. – Карачаевск: Карачаево-Черкесский гос. ун-т им. У.Д. Алиева, 2019. – С. 113–117.
16. Смирнова Я.С. Свадебная обрядность у народов Карачаево-Черкесии: традиционное и новое. – Черкесск: Карачаево-Черкес. НИИИФЭ, 1998. 162 с.
17. Тишков В.А. Междисциплинарный взгляд на историческую память и идентичность // Историческая память и российская идентичность. – М., 2018. – С. 5-11.
18. Щепанская Т.Б. Вегикулярные маркеры и социальная коммуникация в потоке // Российская антропология и «онтологический поворот». – М., 2017. – С. 295–328.
Рецензия
Для цитирования:
Албогачиева М.С., Джемакулова Н.В. Особенности свадебного автодекора в Карачаево-Черкесии. Электронный журнал «Кавказология». 2025;(3):189-204. https://doi.org/10.31143/2542-212X-2025-3-189-204. EDN: HNLGXM
For citation:
Albogachieva M.S., Dzhemakulova N.V. Features of wedding auto decor in the Karachay-Cherkessia. Kavkazologiya. 2025;(3):189-204. (In Russ.) https://doi.org/10.31143/2542-212X-2025-3-189-204. EDN: HNLGXM