Общие проблемы
Статья посвящена проблеме балкарского этногенеза, рассмотренной в контексте этнополитической ситуации на Центральном Кавказе в золотоордынский период. Проанализирован комплекс источников, проливающих свет на раннюю этносоциальную историю балкарцев: сведения персидских авторов конца XIV – начала XV в. Шараф-ад-дин Йезди и Низам ад-дин Шами, материалы академической экспедиции Г.Ю. Клапрота на Кавказ в 1807-1808 гг., этногенетические и генеалогические предания о происхождении различных подразделений балкарского народа, материалы археологических экскурсий В.Ф. Миллера и М.М. Ковалевского в горские общества в 1880-е гг. и др.
Подведены некоторые итоги исследований процесса этногенеза балкарцев в новейшей историографии. Подчеркивается, что процесс сложения этноса сопровождается его социально-потестарной самоорганизацией. Этот аспект этногенеза не может не учитываться при исторической интерпретации этногенеза балкарцев и сложения Балкарии как этно-социо-территориального образования. Так же как в дореволюционной и советской историографии в статье утверждается, что местом завершения процессов карачаево-балкарского этногенеза выступает высокогорье Центрального Кавказа, соответствующее балкарскому этническому ареалу более позднего времени.
Применительно к XV-XVI вв. можно говорить о стабилизации в высокогорной зоне Центрального Кавказа особого этно-социо-территориального образования, которое впоследствии стало известно окружающему миру как Балкария, и об обретении его населением совокупности признаков этноса как особой общности людей, отличной от других этносов: определенной целостной территории, общности языка, социальных связей между отдельными частями этноса, специфических черт традиционной материальной и духовной культуры.
Исследование позволило сделать вывод о том, что основные компоненты карачаево-балкарского этногенеза – автохтонный кавказский, иранский (сармато-аланский) и тюркский (болгаро-кыпчакский) находились во взаимодействии на протяжении длительного исторического времени. Однако сложение собственно балкарского этноса, локализованного в пределах исторической Балкарии, происходит только с окончанием золотоордынской эпохи.
Средневековая и новая история
Во второй половине XVIII в. внешнеторговые связи населения Центрального и Северо-Западного Кавказа претерпели существенные изменения. Отмеченное явление стало результатом взаимодействия комплекса социально-экономических и геополитических процессов, имевших место в регионе в указанный период. С увеличением оборотов производящего хозяйства горцев, дальнейшее его развитие вступило в противоречие с сохранявшимися традиционными формами и механизмами функционирования Черноморского направления внешней торговли. Коммуникации Черноморского трафика не могли в полной мере удовлетворить растущие потребности населения края. В противоположность ему, астраханское направление внешнеторгового оборота во второй половине XVIII в. находилось на стадии небывалого подъёма, обеспеченного умелым регулированием и грамотной торговой политикой России. Широкое вовлечение населения Центрального и Северо-Западного Кавказа в Астраханскую торговлю объективно было обусловлено не только экономической целесообразностью, но логикой исторических событий.
В статье на основе документов фонда 379 «Кизлярская комендантская канцелярия» Центрального государственного архива Республики Дагестан и специальной исторической литературы рассматривается движение шейха Мансура и отношение к нему правителей Засулакской Кумыкии. По мнению авторов, именно шейх Мансур первым сформулировал и развил в кавказском регионе идею об имаме, как легитимном руководителе всех мусульман. Подчеркивается, что отношение засулакских князей к движению шейха Мансура было не однозначным. Часть кумыкских феодалов поддержала имама, но большинство, оставаясь верными российской короне, не примкнули к движению. Как показывают документы Ф. 379, засулакские правители в переписке с официальными представители российской администрации на Кавказе – кизлярскими комендантами, снабжали их информацией о движении шейха Мансура, об ее участниках, планах и т.д.
Делается вывод, что 1786 г. явился поворотным в судьбе политико-правовых образований Засулакской Кумыкии, ознаменовав бесповоротное оформление зависимости их правителей от Российской империи.
Статья посвящена исследования структуры и полномочий финансовых учреждений Кавказской области в 1827-1845 годах на основе анализа основных положений «Высочайше утверждённого учреждения для управления Кавказской Областью» (1827 г.). Для этого рассмотрены особенности становления и деятельности финансовых учреждений на общеимперском, региональном (финансовые учреждения Кавказской области), окружном (финансовые полномочия окружных органов Кавказской области) и местном (финансовые полномочия местных органов Кавказской области) уровнях. Отмечается, что Министерство финансов через своих представителей в составе Кавказского комитета участвовало в разработке общей стратегии экономического развития региона, что давало возможность имперским властям сочетать общеимперские интересы с учетом местной специфики, создавая сбалансированную модель финансового управления окраинами империи. Обращается внимание на то, что Кавказская Казённая палата играла ключевую роль в системе финансового управления областью и сопредельными территориями, сочетая функции сбора доходов, контроля за расходованием средств и методологического руководства нижестоящими финансовыми органами. Дается характеристика статуса и полномочий окружных казначейств и некоторых местных органов власти и суда. Сделан вывод о том, что созданная в то время модель финансового управления отражала характерный для Российской империи баланс между унификацией и учётом региональной специфики, который сохранялся на протяжении всего XIX в.
Статья посвящена исследованию некоторых особенностей организации меновой торговли на Кавказской линии в 40-х – первой половине 50-х гг. XIX в. Рассмотрены принципы и планы по организации меновой торговли на Кавказе. Отмечено, что власти считали целесообразным учреждать торговые дворы поблизости от городов или крупных селений для обеспечения удобства доступа к ним представителей местного населения. Определен штат служащих управления «Главного попечителя меновых сношений с горцами» и меновых дворов, установлены размеры их жалования в зависимости от занимаемой должности. Обращается внимание на то, что места расположения меновых дворов охватывали значительную территорию Кавказа, включая города (Кизляр, Моздок, Пятигорск, Екатеринодар), станицы (Червленная, Наурская, Прохладненская, Батал-Пашинская, Усть-Лабинская) и крепости (Кавказская). Установлено, что к каждому меновому двору были приписаны конкретные народы, такие как кумыки, чеченцы, ингуши, кабардинцы, осетины, балкарцы, карачаевцы, ногайцы, абазины, а также черкесский и некоторые другие соседние народы. Установлен примерный перечень товаров, которые предлагался для взаимного обмена на пунктах меновой торговли. Сделан вывод о том, что несмотря на сложности военно-политическую ситуации в регионе в 40-х – первой половине 50-х гг. XIX в., российские власти стремились к созданию эффективной и взаимовыгодной системы меновой торговли с представителями коренного населения на Кавказе, что демонстрирует их попытку интегрировать регион в экономическое пространство империи.
Статья посвящена исследованию некоторых особенностей территориальной организации деятельности первой сотни Терской постоянной милиции в Нальчикском округе в последней трети XIX – начале ХХ в. Рассмотрены особенности работы первой сотни милиции в Нальчикском округе по охране служащих окружного и участковых правлений и дежурства на охранных постах. Выявлена специфика распределения стражников при начальнике Нальчикского округа, его старшем и младших помощниках, начальниках участков. Рассмотрена динамика изменения численности милиционеров, которые в разное время несли службу на Нальчикском, Шалушкинском, Урванском, Кяшевском, Черекском, Доутоковском кордонных постах. Отмечается, что служба в первой сотне Терской постоянной милиции создавала для населения Нальчикского округа дополнительные социальные лифты: включение в систему органов охраны общественного порядка, получение жалования от казны и классных чинов и т.п. Сделан вывод, что в последней трети XIX – начале ХХ в. в Нальчикском округе первая сотня Терской постоянной милиции играла ключевую роль в обеспечении общественного порядка и функционировании административного аппарата. Отмечается, что она была не только охранным подразделением Терской постоянной милиции, но и выступала важным для своего времени сегментом обеспечения государственного управления в регионе, способствовала укреплению власти и интеграции местного населения в политико-правовою систему России.
Статья посвящена исследованию системы подготовки учителей и функционирования педагогических курсов в Кабрдинском (Нальчикском) округе во второй половине XIX – начале XX в. В работе анализируется нормативно‑правовая база, регламентировавшая организацию педагогического образования в указанный период, и рассматриваются особенности реализации образовательной политики в многоэтничном регионе. Показаны меры государства, направленные на преодоление дефицита учителей. Первоначально основной формой подготовки кадров стали учительские семинарии, ориентированные на подготовку сельских учителей. Однако их ограниченная эффективность способствовала распространению в Российской империи краткосрочных педагогических курсов как более оперативного инструмента подготовки преподавателей.
В статье анализируются социально-исторические и культурные факторы, определявшие результативность образовательных инициатив. Приводятся примеры как успешных, так и малоэффективных курсов, организованных в пределах одного учебного округа. Сравнение их результатов позволяет сделать выводы об условиях, влияющих на эффективность педагогических курсов. В статье рассмотрена эволюция различных форм педагогической подготовки в Кабардинском (Нальчикском) округе – от первых курсов К. Атажукина и специальных отделений 1870‑х гг. до двухгодичных курсов под руководством И.М. Кармова, а также краткосрочных курсов повышения квалификации. В данной работе прослеживается взаимосвязь этих инициатив с образовательной политикой Кавказского учебного округа и региональной спецификой Кабардинского (Нальчикского) округа. Использование архивных источников позволило выявить как преемственность этих форм, так и их ограниченную эффективность, связанную с административными решениями, софинансированием со стороны местных обществ и слабой методической базой. Результаты исследования расширяют представления о включении Кавказа в образовательное пространство Российской империи и о значении ранних инициатив по развитию просвещения и начального школьного образования в регионе. Статья имеет ценность для историков и исследователей истории образования, изучающих процессы становления учительских кадров и функционирования педагогических институтов в многонациональных регионах Российской империи.
Новейшая история
В статье комплексно исследуются проблемы социально-экономического развития общины горских евреев в Кабардино-Балкарии в 20–80-е гг. ХХ в. и причины их эмиграции в конце 90-х гг. ХХ в. Обобщен опыт работы исполкома советов Горско-Еврейской колонии в организации кооперирования кустарей-кожевников в производственные артели, сельскохозяйственные товарищества. Выявлена численность раскулаченных и репрессированных горских евреев. Изучена проводимая в общине работа по ликвидации неграмотности, а также усилия, направленные на развитие образования, культуры и формирование национальной интеллигенции. Исследуется участие горских евреев в Великой Отечественной войне. Рассматриваются вопросы социально-экономического развития общины горских евреев в КБР в послевоенный период, в годы перестройки и постсоветский период. Проведенное исследование позволяет сделать вывод, что происшедшие демократические преобразования в постсоветском пространстве 80–90-х гг. ХХ века создали благоприятные условия для свободного выбора страны для проживания. Представители горских евреев стали в массовом порядке уезжать из КБР. Выявлены причины эмиграции, главные из них – политика Израиля, направленная на объединение еврейской нации, и желание горских евреев жить на своей исторической родине.
В статье рассматривается влияние национально-культурных объединений Кабардино-Балкарской Республики на социальную и политическую ситуацию в стране, которое в значительной степени зависит от их сотрудничества с органами власти и местного самоуправления. Выявлено, что в случае налаженного и согласованного взаимодействия между государственными структурами и институтами гражданского общества можно предотвратить проявление этнической нетерпимости и конфликтогенности. Приведены примеры основных направлений, в рамках которых органы государственной власти и местного самоуправления республики взаимодействуют с национально-культурными объединениями. Выделяются ключевые задачи, стоящие перед национально-культурными объединениями, среди которых: сбор и систематизация интересов представляемых этнокультурных сообществ; представление этих интересов органах государственной власти и местного самоуправления; участие в разработке решений, направленных на удовлетворение указанных потребностей. В процессе исследования выделен ряд основных направлений, в рамках которых Министерство по делам национальностей и общественным проектам КБР взаимодействует с национально-культурными объединениями. Автором делается вывод о том, что такого рода тесное взаимодействие обладает мощным антиконфликтогенным потенциалом, способствует укреплению гражданской активности и межнационального согласия, а также улучшает качество социальных услуг, предоставляемых государством обществу.
Этнология, антропология и этнография
Статья посвящена исследованию мясной пищи в традиционной гастрономической культуре кабардинцев в конце XIX – начале ХХ в. В ней приводятся общие сведения о мясных блюдах, сведения о способах и технологиях приготовления мясных блюд, а также непосредственно о самом разнообразии мясных блюд из крупного рогатого скота, мелкого рогатого скота и птицы. На основе анализа научной литературы и собранных сотрудниками КБНИИ в 50–70-х гг. ХХ в. в селах Кабардино-Балкарии полевых материалов рассмотрены особенности приготовления блюд из баранины и ее субпробуктов, козлятины, говядины и из мяса некоторых других животных. В статье обращается внимание на широкое использование баранины, говядины и мяса птицы в кабардинской кухне, а также отражены способы приготовления блюд национальной кухни из них. В ходе исследования выявлено, что мясо домашней птицы можно классифицировать по престижности. Также установлено то, что блюда из мяса козы имели широкое распространение в традиционной гастрономической культуре кабардинцев. Выявлено, что большинство блюд имели наименования на родном языке, которые очень тонко и точно отражали их семантику и особенности. Установлено, что мясная пища являлась одним из маркеров этнокультурной идентичности, отражая принадлежность к своему народу.
В статье исследуются этнографические сюжеты в опубликованном, но ранее неисследованном литературном творчестве первого, по сути, балкарского прозаика Исмаила Кайтуковича Абаева, характеризующие различные стороны традиционного повседневного быта балкарского народа и обнаруживающие ряд схожих черт с традиционной повседневностью других народов Северного Кавказа. И.К. Абаев стал первым прозаиком из числа балкарцев, писавшим к тому же на русском языке, часть произведений которого была опубликована в печатном органе кавказских меньшевиков, – газете «Вольный горец», - а также одним из первых, а, возможно, и первым киносценаристом из числа северокавказских народов, причем в эпоху становления игрового кино как нового вида искусства. Неординарная для Северного Кавказа досоветского и раннесоветского периода личность И.К. Абаева по-прежнему остается малоизученной и не столь широко известной, как фигуры некоторых других представителей первой плеяды балкарской интеллигенции. В своих небольших рассказах, названных «эскизами», И.К. Абаев попытался охватить разные стороны традиционного быта балкарского народа: свадебные обычаи, народные игрища, хозяйственные занятия, торговые и родственные связи с соседними народами, обычаи кровной мести и аталычества. При этом часть сюжетов его рассказов помещена в определенный исторический контекст, в частности событий начала XX в., происходивших в Российской империи. Биография и творчество Исмаила Абаева дают интересный и ценный материал для исследователей-балкароведов, но при этом требуют дальнейшего, еще более глубокого изучения.
В 2020-х годах в Карачаево-Черкесии возникли фирмы, специализирующиеся на свадебном автодекоре. В социальных сетях и на интернет-платформах стали появляться объявления о различных новых для региона видах оформления свадебных кортежей. В данной статье мы рассмотрим особенности свадебного автодекора, а также изменения, которые произошли в оформлении автомобилей в последние годы. Автодекор свадебных кортежей – это важный элемент современной свадебной обрядности, который отражает не только эстетические предпочтения молодоженов, но и в некоторых случаях культурные традиции региона. Свадебный автодекор рассматривается с позиции семиотического подхода, выполняющего маркирующую роль. На основании исследований зарубежных и отечественных исследователей, а также полевых материалов, собранных авторами, удалось охарактеризовать современный автодекор как маркер национальной идентичности. В начале статьи дается небольшой исторический экскурс, позволяющий показать, как в прошлые исторические периоды проходила свадебная процессия и что для нее было характерно; как менялся декор свадебного поезда под влиянием государственной политики и как современное общество через свадебный автодекор показывает национальную идентичность.
Потребность в самоидентификации у большей части общества существовала всегда, поскольку Карачаево-Черкесия проживает пять титульных наций. В таком многонациональном субъекте у многих молодоженов возникало желание подчеркнуть свою национальную принадлежность, и в последние годы это стало очень актуально и важно для большей части брачующихся. Важно подчеркнуть, что мы в данной статье рассматриваем только такие маркеры, которые были использованы при оформлении корпуса машины. Проведенное исследование позволяет сделать вывод о том, что автомобиль выступает как средство, маркирующее национальную идентичность брачующейся пары.
Статья посвящена истории создания и семантике национального флага удин – одного из народов Восточного Кавказа. Цель данной статьи – рассмотреть историю создания флага как один из примеров киберэтничности – репрезентации этничности в виртуальном пространстве, поскольку флаг был разработан как символ именно в социальной сети «ВКонтакте» путем обсуждения проектов и голосования участников. На основе полевых интервью и анализа материалов социальных сетей автором предпринята попытка реконструкции разработки флага как символа, объединяющего удин. По итогам анализа свыше 20 проектов флагов и интерпретации их основных символов и цветовой гаммы (фундук, голубь, албанский крест, синего, белого, зеленого, красного, коричневого цветов) сделан вывод о консолидирующей роли флага как символа удин, сплачивающего представителей всех поколений и репрезентирующей компоненты их национального самосознания – миролюбивость, земледелие, религиозность, трудолюбие.
Статья посвящена исследованию траурного обрядового комплекса Мухаррамлик в Дербенте, который является центральным событием для местной шиитской общины. Автор анализирует его трансформацию в советский и постсоветский периоды, выделяя ключевые факторы изменений. Выделяются две основные тенденции: сохранение локальных традиций (например, обряда «баш чапан») и заимствование практик из Ирана и Ирака, определяется изменение баланса между ними за последние десятилетия, а также роль в этих процессах религиозного возрождения в регионе и влияние глобального шиитского мира. Особый акцент делается на роли молодежи, получившей религиозное образование за рубежом, и новых общественных институтах, формирующих современный облик обряда. Особое внимание уделяется визуальным и институциональным изменениям, таким как появление новых ритуалов, благотворительных фондов и вовлечение женщин в организацию обрядов. Статья также рассматривает взаимодействие общины с внешним миром, включая суннитское большинство, представителей других конфессий города, местных властей и туристов. Статья написана на полевых материалах автора (интервью, наблюдения, фото и видеосъемка), собранных в Дербенте в 2007-2008 и в 2022 гг.
Статья посвящена историческим аспектам современных проблем региональной молодежи, актуализированным реальным государственным и, соответственно, научно-исследовательским интересом. Практическая значимость результатов связана с современными дискуссиями сторонников традиционалистских и фундаменталистских взглядов. Использование преимущественно этнографической методологии для исследования междисциплинарной проблемы определено обращением к периоду «архаики» и «вчерашнему дню» адыгской культуры. Традиционные возрастные градации молодежи носили гендерно- и сословно дифференцированный характер. Система существовавших в прошлом запретов, дозволений и обязываний, распространявшихся на молодых, имела ярко выраженную этническую специфику. Результаты исследования позволяют назвать «вербальные», «пищевые» «пространственные» и «посадочные» ограничения и табу максимально устойчивыми. Именно сохранность последних до настоящего времени доказывает традиционную основу современной культуры адыгов.
Историография, источниковедение, методы исторического исследования
В XVIII в. народы Северного Кавказа вели активную внутреннюю и внешнюю торговлю, которая играла важную роль в их социально-экономической жизни. Торговые отношения способствовали обмену товарами и культурными традициями между различными этническими группами. Однако внутренняя торговля в регионе XVIII столетии исследована в науке куда скромнее нежели внешняя. Так, русско-горские торговые отношения, благодаря наличию большого количества архивных документов, раскрыты весьма основательно. В настоящей статье публикуется один из редких документов, характеризующих ассортимент товаров ремесленно-кустарного производства, который был представлен во внутренней торговле населения Северного Кавказа (в данном случае Чечни, Малой и Большой Кабарды, также ногайских кочевий) к середине XVIII в., что представляет самостоятельный научный интерес.
В статье впервые проанализированы с использованием компаративного (сравнительного) метода историко-этнографические сведения, полученные во время экспедиции к Эльбрусу, организованной командующим войсками на Кавказской линии, в Черномории и Астрахани, начальником Кавказской области генералом Г.А. Емануелем в 1829 г. Некоторые выявленные сведения того периода являются уникальными, и их введение в научный оборот расширит представления кавказоведов о народах региона.
Источниковую базу исследования составили работы А.Я. Купфера и Ж.-Ш. де Беша, содержащие в том числе уникальные сведения о черкесах (адыгэ), карачаевцах, малкарцах, безенгиевцах, хуламцах, чегемцах, урусбиевцах и дигорцах о политике Российской империи на Кавказе, топонимике на черкесском (адыгэ) языке по маршруту следования экспедиции, о том, как появилось название реки Кубань, о политическом устройстве и обычаях черкесов, а также этногенезе карачаевцев, безенгиевцев, малкарцев и урусбиевцев. В данном исследовании проводится сравнение этих источников с известными на тот момент сведениями С. Броневского, Ю.Г. Клапрота и некоторых других авторов. Первый собрал и обобщил в одном издании почти все известные на то время записи ученых, описавших Кавказ, за исключением Ю.Г. Клапрота, труд которого был опубликован впервые в Германии, поэтому С. Броневский не использовал его в своей работе, в связи с чем эти сведения анализируются отдельно.
В статье на основе впервые вводимых в научный оборот архивных материалов раскрывается неизвестная страница научной деятельности видного русского историка-кавказоведа Михаила Александровича Полиевктова (1872-1942 гг.). На основе архивного материала, помещенного в фонде ученого в Центральном историческом архиве Грузии, восстанавливается небольшой, но характерный эпизод научного творчества М.А. Полиевктова, посвященный патриотической теме. В годы Великой Отечественной войны М.А. Полиевктов, как и многие историки, не мог остаться безучастным к героизму советских людей. Рукописная неоконченная работа ученого «Крымская война 1853-1856 гг. в записках и письмах современников» (ЦИАГ. Ф. 1505. Оп. 1. Д. 70) была обращена к исторической памяти героев Крымской войны и напоминанием о славных воинских традициях предков. В одной из своих последних работ (1942 г.) М.А. Полиевктов представил типологию восприятия войны, «героев и антигероев» Севастопольской баталии, показав картину «героизма и разрухи», характерную для последних лет николаевского режима. Он отметил, что некоторые авторы воспоминаний обнаружили глубокое постижение кардинальных изменений в жизни российского общества, вызванных итогами Крымской войны.
В данной статье анализируется походный дневник генерал-лейтенанта И.Д. Попко как исторический источник, в котором реконструируется военная и бытовая повседневность русских солдат в годы Крымской войны (1853-1856). Основные сюжеты посвящены описанию сражений и настроений в армии, рассмотрению этнографии Закавказья, природно-климатических особенностей региона, городской жизни, системы местного образования. Иван Диомидович интересовался историей Кавказа и Закавказья, изучал быт терских и кубанских казаков, а также горских народов. Он стремился сохранить историческую память о военных событиях, участником которых являлся, поэтому многие его научные публикации были посвящены военной тематике. В годы Крымской войны И.Д. Попко был зачислен в состав корпуса, действовавшего на кавказско-турецкой границе в должности дежурного штаб-офицера. В своем походном дневнике Иван Диомидович отразил военные будни, героизм и подвиги русского солдата. Походный дневник И.Д. Попко является важным историческим источником не только для исследователей изучающих военную повседневность русских солдат в годы Крымской войны, но и этнографию Кавказа и Закавказья, культуру и быт местных народов, их традиции и обычаи.
Статья посвящена анализу роли коневодства в социально-экономической жизни Кабарды во второй половине XIX в. и выявлению признаков его кризиса на страницах российской периодической печати того времени. Рассматриваются особенности развития коневодства, его значение в хозяйственной системе региона, а также прямое и опосредованное влияние политических и экономических факторов на эту сферу. Особое внимание уделяется оценкам современников, отраженных в периодической печати, освещавших состояние коневодства, анализ причин его упадка и предложения по выходу из кризиса. Выявлены факторы упадка данной отрасли, которые авторы связывают с нежеланием большинства коннозаводчиков использовать новые методы селекции и выращивания лошадей. В статье, на примере коневодства, раскрывается процесс трансформации традиционного хозяйствования и его модернизации, происходивший в регионе в условиях земельной реформы 60-х гг. XIX в.
В статье рассматриваются материалы периодической печати, опубликованные газетой «Кавказ», в которых нашли отражение сведения об интеграционных процессах в Кабардинском (Нальчикском) округе. Обращение к теме обусловлено работой Ю.М. Азиковой, опубликованной в № 2 ЭЖ «Кавказология» за 2024 г., и посвященной исследованию статей главной газеты Кавказского края о некоторых аспектах социально-пространственного единства Кабарды и Балкарии. Использованный в нем корпус источников периодической печати представляется недостаточно репрезентативным для раскрытия заявленной темы. В данной статье уточняется содержательная ценность материалов газеты «Кавказ», которые были упомянуты, но не интерпретированы должным образом, с учетом их информативного потенциала, иллюстрирующего интеграционные функции кавказских властей и совместного самоуправления кабардинцев и балкарцев. Предложенное расширение круга используемых газетных материалов позволяет обратиться к анализу более разнообразных тенденций общественно-государственного и межобщинного взаимодействия. Рассмотренные публикации углубляют и расширяют возможности реализации информационного потенциала газеты «Кавказ» как важного источника периодической печати по процессам социокультурной интеграции в Кабардинском (Нальчикском) округе во второй половине XIX – начале ХХ в.
Литература народов Российской Федерации (литература народов Кавказа)
Данная работа является первой попыткой анализа исторического романа Ахмедхана Налоева «Всадники рассвета». Главной же задачей статьи является интеграция национальной кабардино-черкесской литературы в новую социокультурную действительность, что будет способствовать определению её статуса в современном художественном контексте. Предпринята попытка обосновать концепцию сравнительно-типологического характера – переход от констатации общих положений литературоведения к разработке конкретных вопросов на конкретном материале, то есть анализ и идентификация национально-художественного контекста романа «Всадники рассвета». Установлено, что творчество кабардинского прозаика Ахмедхана Налоева в настоящее время всё ещё остаётся в числе малоизученных. Утверждается, что на сегодняшний день не существует монографий, других научных трудов по всестороннему изучению произведений автора. Между тем серьёзное исследование творчества писателя Ахмедхана Налоева вызвано настоятельной необходимостью. Показано, что роман Ахмедхана Налоева написан в рамках господствовавшей в 60-70-е гг. ХХ в. советской идеологии и методологии социалистического реализма; с художественным осмыслением, сообразным воссозданием атмосферы минувших дней. Подчёркнуто, что удачный и своеобразный выбор темы романа, способность писателя к смелому и широкому охвату грандиозных исторических событий в жизни маленького кабардинского народа в совокупности с талантом самого автора: живостью и ясностью изображения, умением проникнуть в глубину проблемы и философски его осмыслить, – это отличительные черты автора данного произведения. Доказано, что с основной задачей – как можно полнее раскрыть в романе духовную жизнь и характер человека, чей образ следует изображать выразительными красками, – автор А. Налоев успешно справился. Поставленная цель определила задачу. Теоретическая значимость работы состоит в том, что данная статья в некоторой степени восполнит существующий пробел в кабардино-черкесском литературоведении. Методы исследования: сравнительно-сопоставительный, сравнительно-исторический, культурно-исторический, историко-типологический.
Статья посвящена комплексному анализу ключевой темы в лирике классика дагестанской (лезгинской) поэзии Етима Эмина – трагического переплетения экзистенциального одиночества личности и деградации социума. Исследование раскрывает, как укорененный в традициях лезгинской литературы и суфийской мысли поэтический дискурс Эмина осмысливает дружбу как высшую духовную ценность, чья утрата (через смерть, забвение или предательство) оборачивается для лирического героя онтологической катастрофой и метафизической покинутостью в бренном мире (фана). Параллельно анализируется выступление поэта в роли беспощадного диагноста социального кризиса: эрозии морали, торжества зависти и корысти, девальвации знания (илим) и духовности, что характеризуется как состояние «развращенных народов». Статья доказывает глубинную причинно-следственную связь этих тем: патологии деградирующего общества представлены как коренная причина страданий и изоляции индивида, чья личная драма является симптомом общего кризиса гуманизма. На материале детального разбора стихотворений исследуются художественные средства воплощения трагедии: использование жанров элегии, плача и газели, контрастной метафорики («мир-фана», «яма горя», «черное сердце»), антитезы, лексических удвоений (биномов), навязчивых редифов и повторов, создающих ритм скорби. Особое внимание уделяется суфийскому подтексту, легитимизирующему обращение к умершим друзьям и формирующему основу для духовного сопротивления через веру и верность идеалу. Делается вывод о поэзии Эмина как реквиеме по утраченной гармонии и гуманистическом свидетельстве о трагическом уделе человека в эпоху распада связей и ценностей, сохраняющем философскую глубину и художественную силу.
Детективный жанр в кабардинском литературоведении недостаточно изучен, что обусловливает актуальность представленного исследования. На материале произведений писателей и вместе с тем сотрудников правоохранительных органов Рашида Кешокова (1907–1975) и Александра Сарахова (1934–2022) рассмотрены особенности кабардинского полицейского (милицейского) детектива, названы характерные для данного жанра литературные приемы (главные герои – официальные представители органов правопорядка, работа ведется в команде, важно следовать процедурам и др.), отображена его связь с национальным менталитетом (описание обрядов и обычаев, характерные только для кавказского общества фигуры, внутренний кодекс чести следователей и др.). Оба автора показали, что детектив в кабардинской литературе может успешно сочетать увлекательный сюжет с серьезными темами, национальный колорит – с универсальными мотивами борьбы закона с преступлением.
Фольклористика
В данной статье рассматриваются народные скороговорки, представленные в детском потешном фольклоре лезгин. Целью статьи является выявление специфики использования скороговорок в детском обществе, а также их роли в формировании эстетического, художественного и педагогического содержания фольклорных текстов. При изучении жанра скороговорки мы опирается на теоретическую базу, выработанную в российской науке о фольклоре, так как этот жанр не исследовался в лезгинском фольклоре. Анализ основан на системном подходе, предполагающем комплексный метод исследования фольклора в контексте конкретных реалий. Результаты анализа показали, что в детском фольклоре скороговорки функционируют в форме увеселений, игры. Однако содержание игры раскрывается только в устной словесной форме. В контексте изучения скороговорок в лезгинском детском фольклоре, проведенное исследование позволило выявить, что скороговорки можно классифицировать по различным жанровым признакам. Доказано, что скороговорки применяются логопедами (для устранения дефектов речи) и учителями (для укрепления артикуляционного речевого аппарата и развития речи). Скороговорки основаны на аллитерациях, внутренней рифме, ритме, частых повторах (многократное воспроизведение согласных звуков в сочетании с гласными звуками; повторение одних и тех же слов или корня слова; повторение целых грамматических конструкций; морфологические повторы на основе числительных, междометий и др.).
Русский язык. Языки народов России
В статье исследуется грамматический показатель множественного числа в речи представителей кабардино-черкесской диаспоры в Турции в сравнении с литературным кабардино-черкесским языком. Изучение речи черкесов за рубежом представляет научный интерес не только для лингвистов, но и для историков и этнографов, для восстановления истории языка, культуры народа. Утверждается, что в речи представителей черкесской диаспоры наблюдается архаичная форма образования множественного числа -hэ или хьэ, а также множественность показана частицей сымэ. Сравнительный анализ речи диаспоры за рубежом с диалектами и говорами кабардино-черкесского языка показал, что на исторической Родине в современной речи некоторых представителей диалектов и говоров сохранился архаичный аффикс -hэ вместо современного -хэ. Отмечается, что суффикс множественного числа -hэ является первичным, а -хэ новообразованием, который вошел в язык с созданием письменности. Делается вывод, что в речи черкесской диаспоры за рубежом законсервировались архаичные формы и образовался новый суффикс -хьэ, как аффикс множественного числа. Все эти изменения вызваны внешними и внутренними влияниями на язык.
Статья посвящена фразеологии карачаево-балкарского языка, которая является ценнейшим источником сведений о культуре и менталитете народа. В дескрипциях фразеологического плана закодированы представления социума об обычаях, обрядах, морали, поведении, которые сопряжены с традиционными архетипическими стереотипами идиоэтнической направленности. Исследование фразеологии предполагает облигаторный анализ ее составляющих в плане их структурно-семантической организации и лингвокультурологической значимости. В данной статье рассматриваются валентностные особенности фразеологических оборотов. Как известно, вопросы фразеологии начали исследовать относительно поздно. Но в последние годы в изучении вопросов фразеологии достигнуты значительные результаты. Освещены такие вопросы как основные признаки фразеологизмов, их структурно-грамматические и семантические типы, стилистические и функциональные особенности, разновидности фразеологизмов по степени семантической слитности их компонентов и др. Но многие вопросы ждут своего освещения, одним из которых является формально-семантический анализ конструкций, в которых предикатная позиция занята фразеологическими единицами. В зависимости от валентных особенностей фразеологических единиц, они делятся на одноместные, двухместные, трехместные и синтаксически нечленимые единицы. Наибольшей частотностью характеризуются одноместные и двухместные конструкции. Менее частотны трехместные и синтаксически нечленимые единицы. В плане семантики среди фразеологизированных конструкций превалируют коммуникативные единицы с предикатами состояния, отношения, оценки с их подклассами. Довольно широкое хождение имеют и конструкции с фразеологическими предикатами, выражающими различные черты характера лица. Меньшей употребительностью характеризуются предложения с предикатами движения, действия, мышления, речи, восприятия и др.
Статья посвящена лексике карачаево-балкарского языка. В ней многостороннему анализу подвергается фауноним эшек ʻоселʼ, выявляются его словообразовательные интенции, отмечается представленность в составе различного рода онимов. В работе отмечается, что подвергаемая анализу зоолексема сопряжена с релевантными для карачаево-балкарской этно- и лингвокультуры составляющими, которые, являясь архаизированными, актуальны и для современности. В самом общем виде в мировосприятии карачаево-балкарского этноса осел предстает как домашнее животное, отличающееся такими характеристиками, как упрямство, выносливость, трудолюбие и находчивость, любовь к потомству, что детерминируется мировосприятием этноса и его ментальностью, в большей степени обнаруживается в корпусе карачаево-балкарских пословиц и поговорок. Осел является добычей для волков, его образ оппозитивен по отношению к образу коня, стоящему в иерархии домашних животных гораздо выше. В анималистических сказках осел в силу своего добродушия попадает в тяжелое положение, однако находит возможности для возвращения своего выгодного статуса. Поэтизированный образ осла в целом коррелирует с его традиционным народным образом. Проанализированный эмпирический материал дает возможность говорить в целом об универсалиях, связанных с образом осла. Зоолексема эшек является значимым элементом зооморфного кода культуры в карачаево-балкарской картине мира.
Статья посвящена комплексному исследованию географических наименований и апеллятивной лексики на материале карачаево-балкарского языка с точки зрения грамматической специфичности ономастики, одного из аспектов грамматической системы – словоизменения имен собственных и их производящих основ. В определительных словосочетаниях описательного типа, изафетных конструкциях рассматриваются формальные словоизменительные признаки географических имен, падежная флексия, имеющая в топонимах свое грамматическое значение. В рамках данной работы, ограниченной ономастической грамматикой, анализируются новые акты наименования, сохранившиеся в первоначальном контекстуальном виде, различные зафиксированные грамматические топоформанты и их варианты как широко распространенное средство образования географических имен.
Анализ географических наименований свидетельствует о том, что в номенклатурных словосочетаниях, употребляющихся в номинативно-нарицательном, терминообразующем и формообразовательном значениях, существует лексико-семантическая и грамматическая связь между сочетающимися компонентами. Из падежных флексий наиболее многочисленными оказываются в карачаево-балкарской топонимии аффиксы родительного падежа -ны/-ни, -ну/-ню.
В развернутом обобщении обращается внимание на то, что топонимизации словоизменительных единиц морфологии в сочетании с апеллятивными производящими основами в зависимости от значения корневого компонента подвергаются такие аффиксы, как аффикс множественности-собирательности, обозначающий количественные характеристики абстрактных имен, плюральные формы топонимов, аффикс субъективной оценки -чыкъ/-чик, -чукъ/-чюк, аффикс профессии -чы/-чи, -чу/-чю, падежные флексии, употребляемые в пространственно-временных образованиях, лексикализуясь, изолированно в значении другой части речи.
Теоретическая, прикладная и сравнительно-сопоставительная лингвистика
Окружающий мир понимается легче, если мы устанавливаем существующие связи между вещами и явлениями. Нет ни одной области человеческого знания, которая бы не обращалась к универсальным законам, действующим в природе и человеческом сознании. Одним из таких законов или принципов является принцип взаимосвязи причины и следствия. В данной работе исследуются способы передачи причинно-следственных отношений в разноструктурных языках – русском, английском и кабардино-черкесском. В работе проанализировано около 350 примеров. В качестве основного экспериментального материла выступили 60 русских предложений, которые были переведены на английский (с помощью компьютерного переводчика) и на кабардино-черкесский (перевод выполнен авторами). В результате проведённого исследования сделаны следующие выводы:
- Все три языка располагают инвентарём средств для выражения причинно-следственных отношений.
- Русский и английский языки отмечаются большим количеством приёмов передачи подобных отношений.
3. В русском и английском языках чётко прослеживается стилистическая дифференциация таких средств и приёмов.
В статье рассмотрены особенности репрезентации этических концептов «сый» ‘уважение’, «бет» ‘совесть’, «тюзлюк» ‘справедливость’ в карачаево-балкарской лингвокультуре. В качестве эмпирического материала использованы паремиологические, фразеологические единицы, повседневные речевые фразы. В ходе исследования выявлено, что указанные концепты являются константами нравственной картины мира карачаево-балкарского этноса, в совокупности образующие морально-духовную категорию «адамлыкъ» ‘человеческое достоинство’, определена лингвоментальная специфика языковых средств, в которых зафиксированы представления о нормах поведения, системе ценностей, сформированных в течение многих веков. Так, концепт сый ‘уважение’ эксплицирует понятия высокая нравственность, моральная ответственность за действия, концепт бет ‘совесть’ характеризует человека с точки зрения его способности оценивать поступки в рамках шкалы «хорошо» – «плохо»; концепт тюзлюк ‘справедливость’ представляет собой смысловую структуру, репрезентирующую, с одной стороны, понимание справедливости как божью кару, а с другой стороны – как необходимость беспристрастного отношения друг к другу внутри социума. Механизмом социальной регуляции являются этические кодексы тау адет, ёзден адет, в которых объективированы нормативные и ненормативные правила поведения людей (традиции, ценности и т.д.).
Данная статья направлена на описание концепта «LIFE / ЖИЗНЬ / ДАХАР» в английской, русской и чеченской лингвокультурах. Практический материал помог рассмотреть концепт «LIFE / ЖИЗНЬ / ДАХАР» в трех культурах и провести сравнительный анализ на основе подобранных фразеологических единиц английского, русского и чеченского языковых фондов с содержанием семантического поля «LIFE / ЖИЗНЬ / ДАХАР».
Проведенный в статье анализ показал, что в национальном восприятии данного концепта англичанами, русскими и чеченцами имеются сходства с лишь небольшими различиями. Различия в восприятии концепта жизни обосновываются национальными особенностями данных этносов: в их образе жизни, мировосприятии, культуре и ценностной оценке мира. От периода возникновения и до современного употребления данного концепта в рассматриваемых языках, можно наблюдать их схожее возникновение и развитие, а также способы его употребления.
Теория и история культуры, искусства народов Кавказа
Объекты ландшафтной архитектуры (парки, сады) представляют интерес для исторического, эстетического и культурологического исследования. В статье рассматриваются процессы формирования историко-культурного комплекса «Атажукинский сад», расположенного в курортной зоне «Долинск» г. Нальчик. Предметом исследования является изучение исторического и социокультурного проектирования парковой зоны как важной составляющей культурного ландшафта городского пространства. Задачи исследования обусловлены необходимостью комплексного изучения парка как географического и исторического места, формирующего культурный ландшафт территории. Исторические методы исследования восстанавливают историю формирования парка «Атажукинский сад» с середины ХIХ в. по настоящее время, фиксируются изменения и трансформации, произошедшие под влиянием политических и идеологических причин. Анализ культурного ландшафта с точки зрения художественных категорий позволяет определить систему ценностей, которая влияет на состояние эмоционального и духовного восприятия местности.
Культурологический анализ предполагает исследование географических, климатических, исторических и социокультурных характеристик объекта культурного ландшафта. В результате проведенного исследования были выявлены уникальные географические и климатические характеристики парка «Атажукинский сад» (минеральные источники, горная река Нальчик, пешеходные аллеи и туристические тропы с различной степенью сложности, благоприятная температура в любое время года). Подчеркивается важное значение парка в историко-культурном пространстве республики: на его территории возведены первые памятники монументального искусства, посвященные различным страницам истории Кабардино-Балкарской Республики, архитектурные здания, отражающие процессы формирования городского парка как курортной зоны. Сделан вывод, что в современный период моделирование культурного ландшафта парка требует новых подходов к его организации, морфологии, структуре, необходимым становится привлечение специалистов в различных областях оформления и использования культурного ландшафта с привлечением современных информационных технологий.
Очерки, заметки, рецензии
В статье речь идет о проблемах, поднимаемых, но нерешаемых много лет, несмотря на обилие конференций, круглых столов, обсуждений на уровне Парламента и публикаций на страницах газет и журналов. Главным препятствием является то, что ни в Кабардино-Балкарии, ни в Карачаево-Черкессии, ни в Адыгее нет терминологической государственной комиссии (ее нет и в соседних республиках). Особую тревогу вызывает вопрос заимствования иноязычной лексики в кабардино-черкесском языке. В данном исследовании подвергаются обоснованной критике языковеды, журналисты, преподаватели родного языка, которые наперебой заменяют давно заимствованные и прижившиеся термины и слова искусственно выдуманными аналогами. Их действия напоминают «славянофилов» в русском языкознании далекого прошлого, которых тогда высмеяли и остановили. На многочисленных примерах доказывается необоснованность (а иногда и глупость) позиций некоторых авторов. Приводятся некоторые рекомендации для выхода из создавшейся картины функционирования и сохранения родного языка. Затронуты и вопросы орфоэпии, которыми не занимаются наши лингвисты. Автор призывает придерживаться к нормам литературного языка. В заключении делаются выводы на основе многолетних наблюдений за работой образовательных учреждений и средств массовой информации в областях адыгской словесности, и дается несколько рекомендаций.
В 2025 г. свой 60-летний юбилей отмечает известный историк, исследователь истории черкесского (адыгского) народа, доктор исторических наук Анзор Викторович Кушхабиев. Кушхабиев Анзор Викторович родился 27 сентября 1965 г. в г. Нальчик Кабардино-Балкарской АССР в семье служащего. После окончания исторического факультета Кабардино-Балкарского ордена Дружбы народов государственного университета (КБГУ, г. Нальчик) в 1987 г. и стажировки в том же университете в 1988 г., обучался в аспирантуре в Институте Африки РАН (г. Москва), где в 1991 г. защитил диссертацию на соискание ученой степени кандидата исторических наук, а в 1998 г. – диссертацию на соискание ученой степени доктора исторических наук. Редакция электронного журнала «Кавказология» поздравляет Анзора Викторовича с юбилеем и желает дальнейших творческих успехов, в том числе новых научных открытий, крепкого здоровья и вдохновения.
В статье представлена панорамная картина жизни и творческой деятельности ученого-литературоведа, педагога, доктора филологических наук, профессора Хангери Ильясовича Бакова. Отмечается его вклад в образование, науку, национальное литературоведение, критику, публицистику. Проводится обзорный анализ научных и научно-критических работ исследователя (монографии, сборники статей, главы и разделы в коллективных изданиях и др.) с указанием основных направлений его деятельности. В статье применен биографический метод, а также методы наблюдения, описания, анализа, позволившие рассмотреть различные аспекты жизнедеятельности Х.И. Бакова. Полученные результаты могут найти применение при изучении истории адыгского этноса, национальной культуры и литературы; составлении справочных, биобиблиографических, энциклопедических изданий; разработке спецкурсов по различным проблемам адыгского литературоведения как значимого фрагмента отечественной филологической науки.