Preview

Электронный журнал «Кавказология»

Расширенный поиск

Особенность художественного конфликта в исторических драмах Ж. Токумаева «Чума» и Д. Мамчуевой «Акбилек – последняя звезда Алании»

https://doi.org/10.31143/2542-212X-2023-2-223-237

EDN: MLIEXO

Аннотация

Статья представляет собой первую в карачаево-балкарском литературоведении попытку анализа исторических драм Ж. Токумаева «Эмина» («Чума») и Д. Мамчуевой «Акъбилек – Аланны ахыр жулдузу» («Акбилек – последняя звезда Алании»). Данная жанровая разновидность, возникнув на рубеже XX–XXI вв., еще не стала объектом исследования специалистов. Ее появление было обусловлено масштабными подвижками в социуме и видимым повышением интереса к вопросам этнического самосознания и самоидентификации.

Переход к новому эволюционному этапу национальная драматургия закономерно начинала с обращения к ранее запретным темам – в это время было создано сразу несколько трагедий, посвященных депортации, религиозной проблематике, «закрытым» ранее моментам истории карачаево-балкарского народа.

Сценическая литература институирована конфликтом в гораздо большей степени, нежели любой другой жанр, что, собственно, и определяет цель настоящей статьи - выявление различных видов коллизии и типологии конфликта в произведениях Ж. Токумаева «Чума» и Д. Мамчуевой «Акбилек – последняя звезда Алании».

В ходе исследования были использованы жанрово-типологический и сравнительно-исторический подходы и выявлено несколько типов конфликтной оппозиции: безусловный антагонизм, борьба за власть, столкновения между чувством и долгом, между «своими», любовное, политическое, нравственное противостояние и т.д. Также стало очевидным, что историческая драма не исчерпывается изображением только значительных моментов из героического прошлого этноса, военными действиями – эти пьесы актуальны и современны до сих пор поднимаемыми в них общественными, социально-политическими и философскими проблемами. Национальным драматургам, не имевшим опыта освоения данной темы, не удалось одинаково удачно решить поставленную перед собой задачу (Ж. Токумаев), но Д. Мамчуева в пьесе «Акбилек – последняя звезда Алании» преодолела все сложности трагедийного жанра и создала высокохудожественное произведение, отвечающее требованиям теории драмы.

Об авторе

Асият Мазировна Саракуева
ГКУ «КБР-Медиа»
Россия


Список литературы

1. Аланский… 2015 – Аланский историко-героический эпос / сост., предисловие, подстр. пер. и коммент. М.Ч. Джуртубаева. – В 3 т. – Т. 1. – Нальчик: Тетрограф, 2015. – 655 с.

2. Волькенштейн 1969 – Волькенштейн В.М. Драматургия. Издание 5-е, дополненное. – М.: Советский писатель,1969. – 335 с.

3. Громова 2005 – Громова М.И. Русская драматургия конца XX века – начала XXI века URL: https://itexts.net/avtor-margarita-ivanovna-gromova/117609-russkaya-dramaturgiya-konca-hh-nachala-xxi-veka-margarita-gromova/read/page-1.html (дата обращения: 13.02. 2022).

4. Карягин 1971 – Карягин А.А. Драма как эстетическая проблема. – М.: Наука, 1971. – 222 с.

5. Кулиев 2003 – Кулиев Б. Проблемы балкарской драматургии // Зов культуры. 2003. № 1.

6. Кучинаев 2004 – Кучинаев М.Ю. История Балкарии с древнейших времён и до конца XX века. Книга 1. – Нальчик: Эль-Фа. 2004. – 411 с.

7. Малкондуев 2015 – Малкондуев Х.Х. Историко-героические песни карачаево-балкарского народа (конец XVI–XVIII века). – Нальчик: Печатный двор, 2015. – 312 с.

8. Мамчуева 2013 – Мамчуева Д.Т. Акбилек – последняя звезда Алании // Сокровенное слово: Стихи, поэмы, трагедия. – Черкесск: Карачаево-Черкесское республиканское книж-ное издательство, 2013.– С. 139–237. (На карач. яз.).

9. Машуков 2022 – Машуков Т. Публицистика и литературный процесс во второй поло-вине XX века // Литературная Кабардино-Балкария. – 2022. – № 5. – С. 162–182.

10. Ростоцкий 2004 – Ростоцкий И.Б. Театр и драматургия 50–70-х годов XIX века // Исто-рия русского драматического театра: от его истоков до конца XX века: учебник. – М.: Изд-во ГИТИС, 2004. – С. 224–286.

11. Сарбашева 2009 – Сарбашева А.М. Балкарская драматургия: этнофольклорная тради-ция и эволюция жанра. – Нальчик: Изд-во КБИГИ, 2009. – 240 с.

12. Сарбашева 2015 – Сарбашева А.М. Поэтика балкарской драматургии. – Нальчик: Изда-тельский отдел КБИГИ, 2015. – 148 с.

13. Сахновский-Панкеев 1969 – Сахновский-Панкеев В.А. Драма. Конфликт. Композиция. Сценическая жизнь. – Л.: Ленинградское отделение изд-ва «Искусство», 1969. – 230 с.

14. Токумаев 1995 – Токумаев Ж.З. Избранное: Отрывки из трилогии «Кинжал мести», по-весть, рассказы, пьесы. На балк. яз. – Нальчик: Эльбрус, 1995. – 608 с.

15. Токумаев 1993 – Токумаев Ж. Что говорят про «Эмину» // Заман. – 1993. – 25 дек. – № 246.

16. Утижев 2010 – Утижев Б. Грани. Избранное. – Нальчик. ГП КБР Республиканский по-лиграфкомбинат им. Революции 1905 г., 2010. – 498 с.

17. Хабичева-Боташева 2012 – Хабичева-Боташева З.Б. Карачаевский театр: Истоки. Са-модеятельность. Профессиональное искусство. – М.: Российский университет театрального искусства (ГИТИС), 2012. – 524 с.


Рецензия

Для цитирования:


Саракуева А.М. Особенность художественного конфликта в исторических драмах Ж. Токумаева «Чума» и Д. Мамчуевой «Акбилек – последняя звезда Алании». Электронный журнал «Кавказология». 2023;(2):223-237. https://doi.org/10.31143/2542-212X-2023-2-223-237. EDN: MLIEXO

For citation:


Sarakueva A.M. The peculiarity of the artistic conflict in the historical dramas of Zh. Tokumaeva «The Plague» and D. Mamchuyeva «Akbilek – the last star of Alanya». E-Journal “Kavkazologiya”. 2023;(2):223-237. (In Russ.) https://doi.org/10.31143/2542-212X-2023-2-223-237. EDN: MLIEXO

Просмотров: 1


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2542-212X (Online)