Археология и древняя история
В статье приводится результат сравнительного анализа материалов каменско-ливенцовской группы памятников периода финала средней бронзы. Открытие С.Н. Братченко в 60-х гг. XX в. Ливенцовской и Каратаевской крепостей в низовьях реки Дон позволило по-новому рассмотреть древности финала средней бронзы. Два укрепления, расположенных на соседних мысах правого берега реки Мертвый Донец являются единым оборонительным комплексом. При сопоставлении нижнедонских материалов из крепости с находками на поселении Каменка в Восточном Крыму С.Н. Братченко пришел к выводу о их отличии от других синхронных явлений. В итоге, ученый выделяет данные памятники в отдельную культуру – каменско-ливенцовскую группу. Аналогии материалов также были найдены в поселенческих и погребальных комплексах Северного Кавказа. Открытие новых памятников финала средней бронзы в регионах Северного Причерноморья и Северного Кавказа позволило иначе рассмотреть каменско-ливенцовские памятники в общей взаимосвязи посткатакомбных культур. На основании сравнительно-сопоставительного метода приводятся аналогичные каменско-ливенцовским материалы и как следствие реконструкция возможных контактом между территориями Нижнего Дона – Северного Причерноморья – Северного Кавказа.
Средневековая и новая история
Основным профессиональным занятием историка библиофила писателя и просветителя генерал лейтенанта Кубанского казачьего войска, И.Д. Попко были не архивные изыскания и написание исторических трудов не организация библиотек и музеев, а военно-политическая и административная детальность, проходившая на Северном Кавказе и,
частично в Закавказье. Именно профессиональная деятельность обеспечила И.Д. Попко финансовую независимость и дала возможность заниматься всеми вышеперечисленными делами, что было еще одним несомненным талантом летописца кавказского казачества. В статье делается попытка исследовать жизнь и деятельность Попко через призму его профессиональной деятельности, продолжавшейся более трех десятилетий. Материалом для статьи послужила официальная переписка генерала и его документы личного характера (письма).Но история жизни и деятельности, в том числе и административной героя
статьи далеко не исчерпана, поскольку исследователи выявляют все новые и новые документы, обозначающие новые грани жизненных устремлений этого замечательного человека
На основе архивных документов и материалов дореволюционной периодической печати рассматриваются примеры политического использования Кабардинской общественной суммы (КОС). Этот финансовый институт первоначально сложился как денежный фонд, которым распоряжались власти Центра Кавказской линии. Постепенно к управлению им привлекались депутаты судов, а затем оформление решений об ассигнованиях из общественного капитала стало одной из функций съездов доверенных сельских обществ, приговоры которых утверждались коронным областным или общекавказским начальством. В рамках рассматриваемой темы выявлены ассигнования из средств КОС на обеспечение деятельности общественных должностных лиц, оплату расходов по участию кабардинских и балкарских доверенных в различных общественно-политических мероприятиях, финансирование разнообразных форм политической социализации и идеологического поддержания подданнической культуры. За счет средств КОС проводилась технологическая модернизация коммуникационных возможностей окружной власти и местного самоуправления. Обоснован вывод, о том, что в практиках съездов доверенных КОС выступала ключевым финансовым ресурсом, посредством которого обеспечивалось софинансирование решения региональных политических задач. В общественно-государственном взаимодействии, организуемом коронной властью и местным самоуправлением, прежде всего через приговоры съездов доверенных сельских обществ, расширялся политико-культурный опыт кабардинцев и балкарцев по организации и совершенствованию управления совместной жизнедеятельностью в рамках Нальчикского округа.
В статье раскрываются основные этапы жизненного пути последнего ка-
раногайского пристава Филиппа Иосифовича Капельгородского (1882–1938) – человека, чьи
заслуги по обустройству Ногайской степи в начале ХХ века несправедливо забыты. С при-
влечением архивных данных и мемуарных свидетельств освещаются малоизученные аспекты
его деятельности как имперского администратора. Приводятся отдельные эпизоды из био-
графии Ф.И. Капельгородского, которые определили повороты его жизни. Указывается на
его значительный вклад в дело организации просвещения в Ногайской степи, изучения и
описания культуры, обычаев, быта ногайцев. Дана также краткая характеристика и анализ
его деятельности в советский период. Кроме того, публикуется послужной список Ф.И. Ка-
пельгородского 1915 г., извлеченный из фондов Российского государственного военно-
исторического архива, который позволяет уточнить некоторые его биографические данные.
Новейшая история
Статья посвящена проблематике, связанной с возможным военно-политическим союзом белогвардейцев юга России и горских либеральных деятелей на протяжении 1918-1919 гг. Доказывается, что перспективы такого объединения усилий были вполне оправданы. На протяжении 1917 г. горские и терские казачьи верхи налаживали вполне успешно отношения на почве общего неприятия возраставшего влияния большевиков в кавказском регионе. Акцентируется внимание на успешных эпизодах антибольшевистской борьбы: Временное Терско-Дагестанское правительство, Терское антибольшевистское восстание 1918 г., вооруженная борьба против большевиков на Северном Кавказе. Делаются выводы о том, что несмотря на очевидную взаимную выгоду от объединения усилий для борьбы с большевиками, политические амбиции руководства белогвардейцев и горских деятелей одержали верх и в итоге привели к поражению всех антибольшевистских сил Северного Кавказа.
Статья посвящена истории делегации, посланной Горской республикой во Францию, на международную конференцию (1919 г.). Цель деятельности делегации – получение международного признания как независимого государства. Исследование выполнено на основе архивных документов, обнаруженных нами во Франции. В работе подробно проанализированы название делегации, ее состав, деятельность в Константинополе и Париже в течение 1919-1920-х гг. Выявлена роль А.М. Чермоева и Г. Баммата, а также изучена борьба сформировавшихся в эмиграции новых северокавказских лидеров с делегацией Горской республики. Автор считает окончание деятельности делегации можно датировать 1930 г. Сделан вывод, что она сыграла важную роль в становлении общественно-политической мысли в северокавказском обществе Франции, укреплению места северокавказцев в политическом мире региона, в формировании нового корпуса северокавказских политиков.
В статье исследована актуальная проблема – организация медицинского обслуживания населения Кабардино-Балкарии в годы Великой Отечественной войны. На основе новых архивных документов и других источников изучены особенности охраны здоровья населения в экстремальных условиях войны. Проведен сравнительный анализ кадрового и материально-технического обеспечения лечебных учреждений республики на начало 1941 года и послеоккупационный период (1943–1945 гг.) выявлены проблемы и их решение. Рассмотрена роль государственных органов власти и общественности в организации лечения раненых воинов в госпиталях и помощи им в улучшении жилищно-бытовых условий. Обобщен опыт работы государственных органов власти, учреждений здравоохранения и общественных организаций по обеспечению лечебно-профилактической и противоэпидемической помощи населению республики. Проанализированы показатели инфекционных заболеваний, младенческой смерти, вакцинации населения за 1943–1945 гг. Выявлены основные причины эпидемии. Сделан вывод, что, несмотря на большие трудности военного времени, благодаря деятельности государственных органов власти, учреждений здравоохранения и общественных организаций удалось обеспечить охрану здоровья населения республики.
В статье представлен анализ миротворческой деятельности Международной черкесской ассоциации по урегулированию военных конфликтов в Республике Абхазия и Чеченской Республике в конце XX в. Выявлено, что на протяжении Грузино-абхазской войны (14.08.1992.–30.09.1993) МЧА совместно с адыгскими общественными организациями РА, КБР и КЧР осуществляла активную деятельность по поддержке народа Абхазии: выступала с осуждением агрессии Грузии против Абхазии; принимала заявления и обращения к руководству РФ, руководствам регионов Северного Кавказа, к высшим должностным лицам некоторых стран и в международные организации (ООН, ОНН) с просьбами о принятии незамедлительных мер по мирному урегулированию конфликта; принимала участие в организации гуманитарной помощи народу Абхазии. Миротворческая деятельность МЧА в определенной степени способствовала победе народа Абхазии. В послевоенный период МЧА обращалась к руководству РФ и в ООН с просьбами о принятии мер по соблюдению грузинской стороной соглашений по прекращению огня 1993 и 1994 гг. и недопущению нового противостояния сторон, о снятии экономической блокады с Абхазии, установленной Советом Глав Государств-участников СНГ в 1996 г. Миротворческая деятельность МЧА способствовала снятию экономической блокады с Абхазии.
МЧА осуществляла также деятельность по предотвращению и урегулированию военного конфликта в Чеченской Республике мирными методами: принятие заявлений и обращений к Президенту Р.Ф. Б.Н. Ельцину и другим должностным лицам с просьбами о мирном урегулировании конфликта. Президент МЧА Ю.Х. Калмыков, являвшийся министром юстиции, депутатом ГД, членом Совета Безопасности РФ выступил против разрешения конфликта в Чечне военными методами и предложил использовать только мирные средства.
Этнология, антропология и этнография
Статья посвящена изучению некоторых вопросов исторической метрологии карачаево-балкарцев, неразрывно связанной с их хозяйственной деятельностью, которая осуществлялась в горных условиях Центрального Кавказа. Статья содержит множество примеров употребления мер длины, объема и площади из традиционной метрологии карачаево-балкарцев, зафиксированных в исторических источниках. Показано, что с изучения исторической метрологии необходимо начинать исследования по социально-экономической истории Балкарии XIX в. Система мер и весов была необходима для четкой регламентации феодальных повинностей, «платы за кровь» и свадебных платежей. Но в первую очередь она определялась спецификой хозяйственной деятельности народа.
Самым распространенным способом измерения объема являлось его определение через вместимость какого-либо сосуда. Название сосуда переносилось на название меры. Широко были распространены объемно-примерные единицы измерения: «воз», «арба». Горный рельеф обуславливал использование таких единиц измерения длины как расстояние «слышимости одного крика» или «доступное человеческому зрению». Мерой площади земельного участка являлись либо затраты труда на обработку земли, либо объемы высеваемого зерна, либо объемы полученного урожая. Чаще всего применялась урожайная мера – горская копна. Постепенно эта мера получила значение, увязанное с десятиной. Покосные земли оценивались по объемам собранного сена, а пастбища – количеством скота, которое можно было на них содержать.
В статье исследованы некоторые элементы современного похоронно- погребального обряда кабардинского населения Кабардино-Балкарской Республики. На основе полевого материала автора рассмотрено несколько циклов похоронно-погребальной практики кабардинцев: предпохоронные обряды, похороны, погребальный обряд. Для выявления трансформаций наиболее подробно проанализированы предпохоронные обряды, где четко прослеживаются представления о душе, отношение к покойнику и его телу, а также запреты, связанные со смертью. Детальное описание и толкование современных обрядов необходимо для выявления и анализа трансформаций, происходящих в духовной сфере кабардинского общества. Сделан вывод что, в последнее десятилетие в условиях глобализациии трансформации этнокультурных ценностей в похоронно-погребальной обрядности кабардинского общества до сих пор сохраняются доконфессиональные воззрения, с одной стороны, и усиливается рост интереса к исламским традициям – с другой.
Историография, источниковедение, методы исторического исследования
В статье исследуется путешествие императора Николая I по Кавказу в период сложной военно-политической ситуации. К концу 30-х гг. XIX в. необходимость радикальных преобразований в политике на Кавказе начали осознавать не только местные, но и петербургские чиновники. Император, предпринимая поездку, планировал лично ознакомиться с положением дел на Кавказе. Именно с путешествием Николая I по Кавказу связывали надежды на окончание Кавказской войны и окончательное «замирение» региона. В горском обществе не было единства, одна часть выступала за примирение, другая – за продолжение вооруженного сопротивления распространению в регионе Российской империи. Целью поездки было познакомиться поближе с горцами и провести с ними переговоры. Представленные императору горцы относились к категории «мирных», многие из них имели воинские звания, некоторые прошли через аманатство. Большинство депутатов так или иначе контактировало с военной или гражданской администрацией на Кавказе, имело представления о русской культуре. В приложении приведены выявленные в Российском военно-историческом архиве списки депутатов, представленных императору во Владикавказе, Ставрополе, Екатеринодаре. Данные списки представляют большой научный интерес: они позволяют с точностью утверждать, что к концу 30-х гг. XIX в. кавказская администрация полностью изучила этнический состав северокавказских народов. Документы, представленные в приложении, публикуются с сохранением стилистических и археографических особенностей подлинника.
В статье рассматривается проблема документирования средневековых эпиграфических памятников с петроглифами и неидентифицируемыми письменами на территории Северного Кавказа. Рассмотрены основные известные эпиграфические памятники Карачаево-Черкесии, открытые с начала XX века до наших дней. Изучен накопленный исследовательский опыт и охарактеризованы основные методы фиксации и документирования обнаруженных объектов. Определены особенности интерпретации данных памятников в научной литературе и ряд ключевых методологических проблем. Несмотря на культурно-историческую значимость памятников для региона на сегодняшний день сохраняется проблема их фрагментарности и отсутствие свода памятников в единой информационной системе. Актуализируется необходимость применения современных информационно-технических методов для дальнейшего документирования памятников и их преимущества в изучении и классификации надписей.
Литература народов Российской Федерации (литература народов Кавказа)
Литература такого направления как постмодернизм во второй половине ХХ века заняла лидирующее положение. Она выражала кризисное мышление человека этой эпохи, вызванное, с одной стороны, резким научно-техническим прогрессом, а с другой, разочарованием в идеях европейского гуманизма.
Выражение кризиса, культурного разлома в литературе происходило, главным образом, через форму литературного произведения – ее разрушение, нарочитая «неправильность», размытие жанровых границ и отсутствие четких структур. Кроме того, на первый планы выступают такие приемы как подражание, стилизация, литературная игра, использование симулякров.
В русской культуре второй половины ХХ века процесс утверждения постмодерна шел сложнее, поскольку в официальной подцензурной литературе господствовал метод соцреализма. Первым постмодернистским романом на русском языке считается «Пушкинский дом» Андрея Битова. Однако, еще в 1840 году в свет вышел роман, который включает в себя множество приемов и принципов, позже причисленных к поэтике постмодернизма: это «Герой нашего времени» М.Ю. Лермонтова. Для него вообще было характерно работать на стыке традиций (в частности, романтизма и реализма) и фиксировать в своих произведениях мироощущения человека кризисной, реакционной эпохи. Элементы литературной поэтики, которая позже получит название постмодерна, мы встречаем не только в обозначенном романе, но и в целом корпусе лермонтовских текстов: «Мцыри», «Демон», очерк «Кавказец» и других, относящихся к так называемому кавказскому корпусу текстов Лермонтова. В данной статье сделана попытка обозначить эти элементы, проанализировать прагматику их использование, изучить формы литературной игры, примененные Лермонтовым.
Выбранная нами оптика – кавказские произведения Лермонтова – не случайна: многие исследователи отмечали, что в его творчестве (особенно в поздних произведениях) топос Кавказа перерастает роль романтической ориенталисткой декорации и сообщает художественному конфликту дополнительную глубину и наполненность, насыщает неожиданными и яркими деталями.
В работе впервые публикуются воспоминания одного из представителей первого поколения советских педагогов, знатока и собирателя адыгского фольклора Хазеши Шогенова о его друге, поэте и драматурге Пшикане Шекихачеве. Воспоминания приводятся в переводе на русский язык и предваряются рядом комментариев. В частности, с опорой на архивные данные кратко излагается биография самого автора воспоминаний. Выявляются смысловые акценты, обусловленные необходимостью соответствия идеологическим ожиданиям времени, в которое Х. Шогенов зафиксировал свои воспоминания, ввиду этого – вскрываются стереотипы, закрепившиеся в оценках мировоззренческих установок П. Шекихачева. Уточняются некоторые имена и детали, касающиеся времени пребывания П. Шекихачева и Х. Шогенова в Дагестане. Показанный Х. Шогеновым образ сопоставляется с характеристиками, оставленными другими современниками П. Шекихачева.
Статья представляет собой первую в карачаево-балкарском литературоведении попытку анализа исторических драм Ж. Токумаева «Эмина» («Чума») и Д. Мамчуевой «Акъбилек – Аланны ахыр жулдузу» («Акбилек – последняя звезда Алании»). Данная жанровая разновидность, возникнув на рубеже XX–XXI вв., еще не стала объектом исследования специалистов. Ее появление было обусловлено масштабными подвижками в социуме и видимым повышением интереса к вопросам этнического самосознания и самоидентификации.
Переход к новому эволюционному этапу национальная драматургия закономерно начинала с обращения к ранее запретным темам – в это время было создано сразу несколько трагедий, посвященных депортации, религиозной проблематике, «закрытым» ранее моментам истории карачаево-балкарского народа.
Сценическая литература институирована конфликтом в гораздо большей степени, нежели любой другой жанр, что, собственно, и определяет цель настоящей статьи - выявление различных видов коллизии и типологии конфликта в произведениях Ж. Токумаева «Чума» и Д. Мамчуевой «Акбилек – последняя звезда Алании».
В ходе исследования были использованы жанрово-типологический и сравнительно-исторический подходы и выявлено несколько типов конфликтной оппозиции: безусловный антагонизм, борьба за власть, столкновения между чувством и долгом, между «своими», любовное, политическое, нравственное противостояние и т.д. Также стало очевидным, что историческая драма не исчерпывается изображением только значительных моментов из героического прошлого этноса, военными действиями – эти пьесы актуальны и современны до сих пор поднимаемыми в них общественными, социально-политическими и философскими проблемами. Национальным драматургам, не имевшим опыта освоения данной темы, не удалось одинаково удачно решить поставленную перед собой задачу (Ж. Токумаев), но Д. Мамчуева в пьесе «Акбилек – последняя звезда Алании» преодолела все сложности трагедийного жанра и создала высокохудожественное произведение, отвечающее требованиям теории драмы.
В статье исследуется литературное наследие одного из основоположников профессиональной балкарской художественной словесности поэта и писателя Ахмадии Ульбашева (1905–1965), прослеживаются этапы его жизни и творчества. Несмотря на то, что судьба А. Ульбашева сложилась драматично (в 1935 г по ложному доносу был арестован и сослан на 20 лет в Колыму), он чутко и смело реагировал на сложные обстоятельства жизни и трагические коллизии исторической эпохи. В его творчестве нашло зеркальное отражение картины беспокойного времени, в котором он жил. Основным объектом анализа избран сборник стихов «Черек» («Река»), воспринятый проницательным читателем как исповедь о жизни «наказанного» автора. Название книги символично: жизнь человека подобна реке, которая «пробиваясь сквозь отвесные горы, открывает себе широкую дорогу» («Чынгыл къаяланы талап, жырып, // Кесине кенг жол ачханча…»). В творчестве поэта раскрывается глубина философских раздумий о смысле жизни, добре и зле, смерти, свободе, судьбе народа. Как видно из содержания сборника, тематический диапазон лирики А.Ульбашева широк: стихи о судьбе народа («Минги тау» («Эльбрус»), «Уллу палах» («Большая беда»)), природе родного края («Чырпыла» («Кусты»), «Шаудан» («Родник»), «Табийгъат» («Природа») чередуются с философской («Кьадар» («Судьба»), «Отун» («Дрова»), «Сокъур кёл» («Слепая душа»), «Черек» («Река»), «Насыплы кимди?» («Кто счастлив»?)) и любовной лирикой («Мени сюйгеним» («Моя любимая»), «Балдыргъан» («Анис»)). В ряде произведений («Къатын» («Женщина»), «Жашлагъа» («Ребятам»), «Адам» («Человек»), «Мытырны жарсыуу» («Страдания ленивого»)) актуализируется нравственная проблематика. В написанных в жанре басни («Бёрю» («Волк»), «Оюмсуз» («Неразумный»), «Тюлкю бла адакъа» («Лиса и петух»), «Киштик» («Кошка») и сказки («Мамай бла эмегенле» («Мамай и чудовище»), «Индиялы жомакь» («Индийская сказка»)) обличению подвергаются человеческие пороки.
Многие поэтические произведения А. Ульбашева насыщены афоризмами. Емкие по смысловой нагрузке двустрочья передают суть авторской мысли, содержащей житейскую, народную мудрость. Нравоучительными изречениями изобилуют стихи «Сабий» («Ребенок»), «Кийим» («Одежда») и др. Центральное место в творческом арсенале поэта занимает автобиографическая поэма «Алий» (1939–1956), прототипом главного героя которого является сам автор, переживший невыносимые тяготы ссыльной жизни на Колыме. В ней раскрывается горькая правда жизни, воспеваются непоколебимое мужество, сила духа героя в далекой сибирской ссылке. В статье также рассматриваются рассказы писателя «Сейир учуу» («Интересный полет»), «Ёге ана» («Мачеха»), выявляются тематические и художественные особенности произведений. В результате исследования отмечается упорное стремление А. Ульбашева в своем творчестве к правдивому воспроизведению действительности, что способствовало глубокой реалистичности в художественном освещении драматической судьбы человека/ народа.
В работе использованы исторический, сравнительный методы, метод литертуроведческого анализа.
Среди ключевых зооморфных образов в классической литературе конь занимает особое место. В данной статье производится сравнительный анализ образа коня в русской и кабардинской поэзии. Приводятся результаты сравнительного анализа национально-культурной специфики образа коня на материале русского и адыгского языков, рассматривается многообразие иппологических мотивов, связанных с вопросами фатализма и свободы, этики и эстетики, а также экологического сознания человека. Образные сопоставления коня в кабардинском и русском языках независимо от их генетического родства способствуют выявлению сходных и различных черт в особенности их организации и функционирования. Делается вывод о важной роли образа коня в русской и кабардино-черкесской поэзии, поскольку конь – давний верный спутник жизни человека, это сложный, многогранный и не до конца ясный символ.
Данная статья посвящена архетипическому образу «конь» и особенностям его художественной реализации в поэтическом творчестве классика кабардинской литературы Алима Кешокова. Статья состоит из двух логически взаимосвязанных частей. В первой части проводится краткий обзор иппологических сюжетов в историко-этнографических трудах зарубежных и отечественных кавказоведов, а также в прозе М.Ю. Лермонтова. Во второй, аналитической части в системной форме сквозь призму исторической поэтики исследуется типология символических образов «коня» в поэзии А. Кешокова. Содержание статьи определяется выстраиванием диахронического среза иппологических мотивов от натуралистических зооморфных образцов до астральных. В результате анализа установлены следующие формы смысловой концептуализации мифологемы «конь» в творчестве А. Кешокова – «стремительный темп жизни», «ностальгия по патриархальному миру», «сопротивление цивилизации», «эмоциональная связь с родиной», «близость к природе», «творческая индивидуальность художника», «актуализация экологических коллизий», «приоритет духовного над материальным». В статье также отмечается единичный случай деформации архетипического образа «коня» в практике художественного перевода.
В статье рассматриваются историко-культурные этапы развития кабардино-черкесской детской литературы. Главное внимание уделено на неразрывную связь просвещения и воспитания детей. В работе делается акцент на то, что детская литература часть художественной литературы, со своими особенностями, вытекающие из ее воспитательно-образовательных задач: она обогащает представление юных читателей о прошлом и настоящем своего народа, помогает усваивать высокие нравственные принципы, раскрывает красоту подвига человека во имя Родины. Изучение эволюционного развития детской литературы диктуется требованиями глубокого научного освещения литературного процесса и задачами дальнейшего развития национальной литературы. Актуальность исследования определяется недостаточной изученностью детской литературы, необходимостью восполнить существующий пробел в современном адыгском литературоведении. В статье также дается определения термину «детская литература», приводятся взгляды русских и зарубежных ученых, рассматриваются первые произведения на адыгском языке черкесских просветителей. В ходе исследования применен комплекс научных методов, в том числе сравнительно-исторический, описание, литературный анализ. Полученные результаты могут быть использованы при изучении истории адыгской (кабардино-черкесской) детской литературы, а также разработке спецкурсов и проведении исследований в области национальной филологии.
Фольклористика
В статье обобщены некоторые наблюдения автора над текстами аутентичного материала и представлены выводы о генезисе, истории эволюции, характеристиках и критериях выделения жанров ногайского сказочного эпоса: волшебной сказки, сказки о животных и бытовой (новеллистической) сказки. С опорой на известные труды ученых-структуралистов в текстах ногайских сказок выделяются сохранившиеся реликты древних ритуалов-обрядов, мифов, древних верований, подчеркивается их связь с социальной историей племен и народов. Поскольку генезис фольклорных жанров восходит к далекому донациональному периоду, затем они переживают длительный процесс общей для множества народов эволюции, ногайская сказка исследуется как часть мирового и тюркского сказочного эпоса. Наблюдения и выводы иллюстрируются материалом оригинальных текстов разножанровой ногайской сказочной прозы. Заметное место отведено ранее не публиковавшемуся архивному материалу и вновь записанным текстам ногайских сказок.
Поэтика выступает важной составной частью литературных и фольклорных произведений, и потому обращение к данной литературоведческой проблеме актуально во все времена. Отдельные вопросы поэтики абазинских сказок затрагивались в трудах В.Б. Тугова, но как самостоятельная научная проблема она ставится впервые, что обеспечивает новизну работы.
Целью статьи является изучение особенностей словесного и образного строения текстов национальной сказочной прозы. В непосредственные задачи входит осмысление таких значимых композиционных элементов, как: сказовый стих, способы проявления сказителя, прием антитезы, реалистические и психологические детали, портреты людей и животных, пейзажи и их функции, смысловое наполнение наименований сторон света, образы холма и печи, топонимы, гидронимы, фитонимы, названия продуктов питания.
Материалом исследования явились три основных сборника абазинского сказочного эпоса: «Абазинские сказки» (Минводы, 2015), где собраны воедино два самостоятельных издания Т.З. Табулова 1947 и 1955 гг.; «Сказки Абазашты» (Ставрополь, 2016), также являющееся переизданием выпущенных в свое время В.Б. Туговым трех сборников; «Абазинские народные сказки» (Черкесск, 1986), составленный В.Н. Меремкуловым. В отдельных случаях мы обращались к сказкам, вошедшим в книгу «Абазинские материалы А.Н. Генко» (Сухум, 2019) и «Абазинским народным сказкам» (Москва, 1985), представляющим собой переводную на русский язык книгу абазинских сказок.
Основным методом исследования выступает описательный: авторы фиксируют наблюдения, подкрепляют их примерами из различных произведений, комментируют и делают соответствующие выводы. По мере необходимости используется сравнительно-сопоставительный метод при изучении образа печи в абазинских и русских сказках или же при соотнесении отдельных фольклорных явлений с литературными. В отдельных случаях применяется психологический метод, когда рассматривается эмоциональное состояние персонажей, и метод мотивного анализа при изучении мотивов неблагодарности, предательства и жестокости.
Русский язык. Языки народов России
Статья посвящена исследованию карачаево-балкарских простых глагольных паремических высказываний о танцах в плане их формально-семантической устроенности и этнокультурной значимости. В работе подчеркивается, что такие синтаксические конструкции структурируют неполную парадигму по цели высказывания, в которую входят повествовательные и побудительные выражения. Не менее значимой является и парадигма по утверждению/отрицанию. Формально-семантическая структура подобных высказываний в первую очередь предопределяется лексическими значениями и грамматическими особенностями слов, занимающих позиции сказуемого, или предиката. К таким лексемам относятся глаголы движения, действия, знания, умения, зрения и др., которые в структуре предложения открывают позиции для субъектов, объектов и обстоятельственных конкретизаторов соответствующей семантики. В них обнаруживаются значимые для архаической хореографии концепты, способствующие пониманию специфики этнической культуры карачаевцев и балкарцев. В пословично-поговорочном фонде народа представлен целый ряд когнитивных характеристик, присущих национальным танцам, а также танцорам, которые являются участниками различного рода торжественных и иных мероприятий, что обусловливается ментальностью этноса.
Проблемы современного общества и экономики
На протяжении нескольких столетий национальный вопрос остается сложной проблемой для России, населенной представителями более сотни национальностей. Как известно, одним из многонациональных и многоконфессиональных регионов Российской Федерации является Северный Кавказ. Исследование этнополитических процессов в таком сложном полиэтничном регионе обусловливается их высокой динамичностью. И этот фактор требует повышенного внимания, анализа современной ситуации и мониторинга происходящих изменений.
Статья посвящена анализу факторов, способствующих обострению межнациональных отношений на Северном Кавказе. Особое внимание уделено осуществлению мониторинговых исследований региональных этнополитических процессов в целях выявления и предупреждения конфликтных ситуаций.
В статье на основе проведенного исследования делается вывод, что в целом межэтнические отношения на Северном Кавказе развиваются позитивно, сохраняя управляемость и стабильность. Показано, что возникающие конфликты в межэтнической сфере обусловлены социально-экономическими и имущественно-земельными проблемами. Материалы экспертного опроса, проведенного автором, позволяют содержательно интерпретировать влияние вышеуказанных конфликтогенных факторов на возникновение межэтнических противоречий и споров в регионе. В настоящей статье используются также данные массового социологического опроса, проведенного РЦЭИ ДФИЦ РАН и направленное на изучение межрасовых, межнациональных (межэтнических) и межконфессиональных отношений, социально-политической ситуации в Республике Дагестан.
Предложены меры по гармонизации межэтнических отношений в Северо-Кавказском регионе.
XXI век стал временем, когда в Европейском союзе уделяли много внимания переходу к зелёной экономике на базе энергетики, которая должна быть эффективной и не приносить вреда природе. Но, несмотря на предпринимаемые усилия, в 2021 г. на европейском континенте начался энергетический кризис, вызванный поспешной заменой углеводородных энергоносителей на возобновляемые источники энергии и резким отказом от атомной энергетики. Ситуацию существенно ухудшили антироссийские санкции и запреты на импорт российских энергоносителей.
В статье показаны основные вехи общей политики ЕС в отношении государств Южного Кавказа в XXI веке, рассматриваются планы руководства Евросоюза по использованию энергоресурсов Южного Кавказа для вывода энергетического сектора из нынешнего кризиса.
Анализируются экспортные возможности Азербайджана в части энергоносителей, а также роль Грузии и Турции в качестве государств-транзитёров. Выявлено наличие серьёзных проблем, связанных с пропускными мощностями существующих нефте- и газопроводов. Сделан вывод о том, что азербайджанские энергоносители не смогут заменить российские в ближайшей перспективе.
Очерки, заметки, рецензии
В статье-рецензии проведён анализ коллективной монографии, посвящённой событиям, связанным с Персидским походом Петра Великого и последующей политикой Российской империи в Кавказско-Каспийском регионе. Даётся характеристика разделов книги, в которых рассмотрены вопросы, касающиеся военно-политических, административных и хозяйственных аспектов жизни общества. Благодаря выявленному в центральных и региональных архивах материалу, солидной историографической основе, работа даёт исчерпывающее представление об обстоятельствах глобального геополитического противостояния на формируемом южном фронтире России. Показаны успехи и неудачи молодой империи, стремящейся получить выгодный торговый маршрут в южные земли. Среди прочего изучается то, как эти события отразились в памяти жителей Дагестана, как они оценивают личность российского монарха. Работа позволяет получить представление о выстраивании русско-северокавказского исторического партнёрства, об опыте преодоления разногласий и противоречий, возникающих в процессе интеграции.