Preview

Электронный журнал «Кавказология»

Расширенный поиск

Правда жизни в творчестве Ульбашева Ахмадии

https://doi.org/10.31143/2542-212X-2023-2-238-249

EDN: NCDSVV

Аннотация

В статье исследуется литературное наследие одного из основоположников профессиональной балкарской   художественной словесности  поэта и писателя Ахмадии Ульбашева (1905–1965), прослеживаются этапы  его жизни и творчества. Несмотря на то, что судьба А. Ульбашева сложилась драматично (в 1935 г по ложному доносу был арестован и сослан на 20 лет в Колыму), он чутко и смело реагировал на сложные обстоятельства жизни и трагические коллизии исторической эпохи. В его творчестве нашло зеркальное отражение картины беспокойного времени, в котором он жил. Основным объектом анализа избран сборник стихов «Черек» («Река»), воспринятый проницательным читателем как исповедь о жизни «наказанного» автора. Название книги символично: жизнь человека подобна реке, которая «пробиваясь сквозь отвесные горы, открывает себе широкую дорогу» («Чынгыл къаяланы талап, жырып, // Кесине кенг жол ачханча…»). В творчестве поэта раскрывается глубина философских раздумий о смысле жизни, добре и зле, смерти, свободе, судьбе народа. Как видно из содержания сборника, тематический диапазон лирики А.Ульбашева широк: стихи о судьбе народа («Минги тау» («Эльбрус»), «Уллу палах» («Большая беда»)), природе родного края («Чырпыла» («Кусты»), «Шаудан» («Родник»), «Табийгъат» («Природа») чередуются с философской («Кьадар» («Судьба»), «Отун» («Дрова»), «Сокъур кёл» («Слепая душа»), «Черек» («Река»), «Насыплы кимди?» («Кто счастлив»?)) и любовной лирикой («Мени сюйгеним» («Моя любимая»), «Балдыргъан» («Анис»)). В ряде произведений («Къатын» («Женщина»), «Жашлагъа» («Ребятам»), «Адам» («Человек»), «Мытырны жарсыуу» («Страдания ленивого»)) актуализируется нравственная проблематика. В написанных в жанре басни («Бёрю» («Волк»), «Оюмсуз» («Неразумный»), «Тюлкю бла адакъа» («Лиса и петух»), «Киштик» («Кошка») и сказки («Мамай бла эмегенле» («Мамай и чудовище»), «Индиялы жомакь» («Индийская сказка»)) обличению подвергаются человеческие пороки.

Многие поэтические произведения А. Ульбашева насыщены афоризмами. Емкие по смысловой нагрузке двустрочья передают суть авторской мысли, содержащей житейскую, народную мудрость. Нравоучительными изречениями изобилуют стихи «Сабий» («Ребенок»), «Кийим» («Одежда») и др. Центральное место в творческом арсенале поэта занимает автобиографическая поэма «Алий» (1939–1956), прототипом главного героя которого является сам автор, переживший невыносимые тяготы ссыльной жизни на Колыме. В ней раскрывается горькая правда жизни, воспеваются непоколебимое мужество, сила духа героя в далекой сибирской ссылке. В статье также рассматриваются рассказы писателя «Сейир учуу» («Интересный полет»), «Ёге ана» («Мачеха»), выявляются тематические и художественные особенности произведений. В результате исследования отмечается упорное стремление А. Ульбашева в своем творчестве к правдивому воспроизведению действительности, что способствовало глубокой реалистичности в художественном освещении драматической судьбы человека/ народа.

В работе использованы исторический, сравнительный методы, метод литертуроведческого анализа. 

Об авторе

Алена Мустафаевна Сарбашева
Институт гуманитарных исследований – филиал Кабардино-Балкарского научного центра Российской академии наук
Россия


Список литературы

1. Биттирланы Т. 2005 – Биттирланы Т. Кюйсюз жылланы шагъаты (Свидетель трагиче-ской эпохи) // Биттирланы Т. Жашауну дерслери (Уроки жизни). – Нальчик: Эльбрус, 2005. – Б. 37-42.

2. Малкъар литератураны… 1978 – Малкъар литератураны историясыны очерклери. – Нальчик: Эльбрус, 1978. – 452 б.

3. Малкъарлы А. 1963 – Малкъарлы А. Ёге ана (Мачеха) // Шуёхлукъ (Дружба). – 1963. № 21. – Б. 17-24.

4. Малкъарлы 1983 – Малкъарлы. Кеч келген къагъыт (Запоздалое письмо) // Минги-тау (Эльбрус). – 1983. – № 2. – Б. 35-39.

5. Очерки истории… 1981 – Очерки истории балкарской литературы. – Нальчик: Эль-брус, 1981. – 400 с.

6. Очерки истории… 2010 – Очерки истории балкарской литературы. – Нальчик: Респуб-ликанский полиграфкомбинат им. Революции 1905 г., 2010. – 808 с.

7. Сарбашева 2003 – Сарбашева А. Ульбашев Ахмадия // Писатели Кабардино-Балкарии (ХIХ – конец 80-х гг. ХХ в.) Биобиблиографический словарь. – Нальчик: Эль-Фа, 2003. – С. 359-361.

8. Сарбашева 2009 – Сарбашева А. Балкарская проза в 1970–1990-е годы // Очерки исто-рии балкарской литературы. – Нальчик: Респуликанский полиграфкомбинат им. Революции 1905 г. – С. 418-446.

9. Сарбашева 2016 – Сарбашева А.М. Деактуализация духовного наследия на этапе ста-новления балкарской литературы в начале ХХ века // Филологические науки. Вопросы тео-рии и практики. – Тамбов: Издательство Грамота, 2016. – № 5–1 (59). – С. 21-23.

10. Табакъсойланы М. 1995 – Табакъсойланы М. Халкъ адамы (Народный человек) // Улбашланы А. Черек (Река). – Нальчик: Эльбрус, 1995. – С. 5-16.

11. Улбашланы А. 1967 – Ульбашев А. Сейирлик учуу (Интересный полет) // Шуёхлукъ (Дружба). – 1967. – № 1. – Б. 30-37.

12. Ульбашланы А. 1995 – Улбашланы А. Черек (Река). – Нальчик: Эльбрус, 1995. – 144 б.


Рецензия

Для цитирования:


Сарбашева А.М. Правда жизни в творчестве Ульбашева Ахмадии. Электронный журнал «Кавказология». 2023;(2):238-249. https://doi.org/10.31143/2542-212X-2023-2-238-249. EDN: NCDSVV

For citation:


Sarbasheva A.М. The truth of life in the works of Ulbashev Ahmadiya. Kavkazologiya. 2023;(2):238-249. (In Russ.) https://doi.org/10.31143/2542-212X-2023-2-238-249. EDN: NCDSVV

Просмотров: 5


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2542-212X (Online)