Preview

Электронный журнал «Кавказология»

Расширенный поиск

Историко-культурные этапы развития кабардино-черкесской детской литературы

https://doi.org/10.31143/2542-212X-2023-2-279-292

EDN: UHZXUE

Аннотация

В статье рассматриваются историко-культурные этапы развития кабардино-черкесской детской литературы. Главное внимание уделено на неразрывную связь просвещения и воспитания детей. В работе делается акцент на то, что детская литература часть художественной литературы, со своими особенностями, вытекающие из ее воспитательно-образовательных задач: она обогащает представление юных читателей о прошлом и настоящем своего народа, помогает усваивать высокие нравственные принципы, раскрывает красоту подвига человека во имя Родины. Изучение эволюционного развития детской литературы диктуется требованиями глубокого научного освещения литературного процесса и задачами дальнейшего развития национальной литературы. Актуальность исследования определяется недостаточной изученностью детской литературы, необходимостью восполнить существующий пробел в современном адыгском литературоведении. В статье также дается определения термину «детская литература», приводятся взгляды русских и зарубежных ученых, рассматриваются первые произведения на адыгском языке черкесских просветителей. В ходе исследования применен комплекс научных методов, в том числе сравнительно-исторический, описание, литературный анализ. Полученные результаты могут быть использованы при изучении истории адыгской (кабардино-черкесской) детской литературы, а также разработке спецкурсов и проведении исследований в области национальной филологии.

Об авторах

Хамиша Тарканович Тимижев
Кабардино-Балкарский Государственный Университет им. Х.М. Бербекова
Россия


Наима Борисовна Бозиева
Кабардино-Балкарский Государственный Университет им. Х.М. Бербекова
Россия


Список литературы

1. Детская литература 2005 – Детская литература: Учебник для студ. высш. пед. учеб. за¬ведений / И. Н. Арзамасцева, С.А. Николаева. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Издатель-ский центр «Академия», 2005. – 576 с.

2. История адыгской… 2010 – История адыгской (кабардино-черкесской) литературы. Т. 1 [На каб.-черк. яз: Адыгэ (къэбэрдей-шэрджэс) литературэм и тхыдэ. Япэ тхылъ]. – Наль-чик: ООО «Тетраграф», 2010. – 492 с.

3. Колесова 2013 – Колесова Л.Н. Проза для детей: ХХ век, вторая половина. – Петроза-водск: Изд-во ПетрГУ, 2013. – 295 с.

4. Краткий словарь… 1978 – Краткий словарь литературоведческих терминов. Пособие для учащихся под ред. Тимофеева Л.И. и Тураева С.В. – М.: Просвещение, 1978. – 980 с.

5. Мотяшов 1974 – Мотяшов И.П. Мастерская доброты. Очерки современной детской ли-тературы. – М.: Детская литература, 1974. – 334 с.

6. Налоев 1998 – Налоев З.М. Хрестоматия для детского сада [На каб.-черк. яз: Сабий щэнгъасэ. Япэ тхылъ]. – Нальчик: Эль-Фа,1998. – 416 с.

7. Налоев 2010 – Налоев З.М. Антология ранней адыгоязычной литератры [На каб.-черк. яз: Ипэрей адыгэбзэ литературэм и антологие]. – Нальчик: КБИГИ, 2010. – 780 с.

8. Пшибиев 1998 – Пшибиев И.Х. Адыгский фольклор. [На каб.-черк. яз: Адыгэ Iуэры-Iуатэ]. – Нальчик: Эльбрус, 1998. – 200 с.

9. Тимижев 2021 – Тимижев Х.Т. Богатая и интересная история [На каб.-черк. яз.: Тхыдэ къулей икIи гъэщIэгъуэн зиIэ] // История кабардино-черкесской литературы (на кабардино-черкесском языке). Т. 3. – Нальчик: Издательство М. и В. Котляровых, 2021. – 508 с.

10. Цагов 1925 – Цагов Н.А. Ориентир для молодых [На каб.-черк. яз: ЩIалэ гъуазэ]. – Нальчик: КБКИ, 1925. – 123 с.


Рецензия

Для цитирования:


Тимижев Х.Т., Бозиева Н.Б. Историко-культурные этапы развития кабардино-черкесской детской литературы. Электронный журнал «Кавказология». 2023;(2):279-292. https://doi.org/10.31143/2542-212X-2023-2-279-292. EDN: UHZXUE

For citation:


Timizhev Kh.T., Bozieva N.B. Historical and cultural stages of development of Kabardino-Circassian children's literature. E-Journal “Kavkazologiya”. 2023;(2):279-292. (In Russ.) https://doi.org/10.31143/2542-212X-2023-2-279-292. EDN: UHZXUE

Просмотров: 2


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2542-212X (Online)