Preview

Электронный журнал «Кавказология»

Расширенный поиск

Амулеты и обереги народов Северо-Западного Кавказа в собрании Российского этнографического музея

https://doi.org/10.31143/2542-212X-2023-4-175-191

EDN: HZNGNY

Аннотация

Статья посвящена изучению предметов из собрания Российского этнографического музея, основными функциями которых являются охранительные. Сбор предметов, которые носили охранительные или оберегательные функции, связан с первыми музейными экспедициями на Кавказ и продолжается до настоящего времени. Исследователи часто обращаются к изучению магических практик, которые являются неотъемлемой частью жизни традиционных обществ. В ходе исследования выявлено, что на Северо-Западном Кавказе бытовали похожие друг на друга амулеты и обереги вне зависимости от господствующего вероисповедания народов, населяющих регион. Основным источником работы являются предметы из собрания РЭМ, которые представляют все типы амулетов и оберегов, бытовавших здесь. В статье также привлечены работы предшественников, посвященных духовной культуре народов Северо-Западного Кавказа, а также полевые материалы автора, собранные во время многолетних этнографических экспедиций в исследуемый регион. В ходе исследования автор приходит к следующим выводам: 1) при создании амулетов религиозная принадлежность народов Северо-Западного Кавказа имеет второстепенное значение; 2) несмотря на принадлежность к мировым религиям – исламу или христианству, люди с помощью отдельных предметов стараются защитить себя и пространство вокруг от вредоносного воздействия; 3) в качестве охранительного предмета может использоваться любой предмет, которому придавалось сакральное значение. Результаты исследования показывают Кавказ как регион, где происходило постоянное взаимодействие народов, приводящее к взаимному обогащению культур.

Об авторе

Рица Шотовна Зельницкая
Российский Этнографический музей
Россия


Список литературы

1. АИЭА РАН. Ф. 53. Оп. 5. Д. № 1381. г. – Архив института этнологии и антропологии Российской академии наук. Ф. 53. Оп. 5. Д. № 1381. г.

2. АРЭМ. Ф. 2. Оп. 2. Д. 361. – Студенецкая Е.Н. Материалы по пережиткам религиозных верований у народов Северного Кавказа // Архив российского этнографического музея (РЭМ) Ф. 2. Оп. 2. Д. 361.

3. Байбурин 1981 – Байбурин А.К. Семиотический статус вещей и мифология / А.К. Бай-бурин // Материальная культура и мифология. (Сборник Музея антропологии и этнографии. Т. 37). – Л.: Наука. Ленинградское отделение, 1981. – С. 215-226.

4. Ботяков 2006 – Ботяков Ю.М. Архивные и иллюстративные материалы Е.М. Шиллинга по традиционным верованиям адыгов из собрания МАЭ // Народы Кавказа: музейные кол-лекции, исследования объектов и явлений традиционной и современной культуры. – СПб: МАЭ РАН, 2006. – С. 30-63.

5. Басилов, Винкельман 1993 – Басилов В.Н., Винкельман И. Религиозные верования. Свод этнографических понятий и терминов. (Под. общ. ред. Бромлей Ю.В.). – Выпуск 5. – М.: Наука, 1993. – 240 с.

6. Волчкова 2003 – Волчкова Е.В. Амулетная магия в ритуальных практиках китайских деревенских традиционных союзов // Религиозный мир Китая. – М.: Издательская группа «Муравей», 2003. – С. 227-236.

7. Ган 1893 – Ган К.О. В Верховьях Кубани и Теберды // Кавказ. – 1893. – № 344. – С. 2-3.

8. Дбар 2000 – Дбар С.А. Обычаи и обряды детского цикла у абхазов (вторая половина ХIХ – начало XX вв.). – Сухум: Алашара, 2000. – 133 с.

9. Дмитриев 2011 – Дмитриев В.А. Собрание Российского этнографического музея по культуре народов Кавказа исламского круга // Ислам в России и за ее пределами: история, общество, культура. Сборник материалов межрегиональной научной конференции, посвященный 100-летию со дня кончины выдающегося религиозного деятеля шейха Батал-хаджи Белхароева. – СПб.: Магас: МАЭ РАН 2011. – С. 263-270.

10. Иванова 2009 – Иванова В.В. Традиция изготовления письменных амулетов как связь времен и пространств // Радловский сборник: Научные исследования и музейные проекты МАЭ РАН в 2008 г. / Отв. ред. Ю.К. Чистов, М.А. Рубцова. – СПб.: МАЭ РАН (Кунсткамера), 2009. – С. 53-58.

11. Иерусалимская 1992 – Иерусалимская А.А. Кавказ на Шелковом пути. Каталог временной выставки /А.А. Иерусалимская. – СПб.: Государственный эрмитаж, 1992. – 72 с.

12. Иерусалимская 2012 – Иерусалимская А.А. Мощевая Балка. Необычный археологический памятник на Северокавказском шелковом пути. – СПб.: Изд-во. Гос. Эрмитажа, 2012. – 384 с.

13. Каспина 2018 – Каспина М.М. Представления о домовом в еврейском фольклоре и книжности // Демонология как семиотическая система. Материалы V Международной научной конференции. – М.: РГГУ, 2018. – С. 72-75.

14. Кесаева 1998 – Кесаева Р.Э. Традиционное воспитание детей в современной осетинской семье: этносоциологический анализ: дис. канд. соц. наук: 22.00.04; Ин-т социальных исслед. РАН. – М., 1998. – 32 с.

15. Лавров 1940 – Лавров Л.И. Кто и когда построил башню Адиюх // Красная Черкессия. – 1940. – № 284.

16. Лавров 1955 – Лавров Л.И. Абазины. Историко-этнографический очерк // Кавказский этнографический сборник. – М.: АН СССР, 1955. – С. 5-47.

17. Лавров 1978 – Лавров Л.И. Историко-этнографические очерки Кавказа. – Л.: Наука, Ленинградское отделение, 1978. – 182 с.

18. Лавров 2009 – Лавров Л.И. Доисламские верования адыгейцев и кабардинцев // Избранные труды по культуре абазин, адыгов, карачаевцев балкарцев. – Нальчик: ГП КБР «Республиканский полиграфкомбинат им. Революции 1905 г.», 2009. – 556 с.

19. Лойко 2013 – Лойко Л.М. Артефакты верований народов Поволжья и Приуралья в фондах Российского этнографического музея: история сбора, изучения и презентации // Эт-нографические коллекции в музеях: культурные стратеги и практики. Материалы двенадца-тых Санкт-Петербургских этнографических чтений. – СПб.: ИПЦ СПГУТД, 2013. – C. 246-254.

20. Резван 2007 – Резван М.Е. Овеществление Слова: талисманы, амулеты, обереги // Цен-тральная Азия: традиция в условиях перемен. – СПб.: Санкт-Петербургская издательско-книготорговая фирма «Наука», 2007.– С. 41-70.

21. Религиозные пережитки 1940 – Религиозные пережитки у черкесов-шапсугов [Текст]: Мат-лы Шапсугской экспедиции 1939 г. / Под ред. С.А. Токарева и Е.М. Шиллинга. – М.: МГУ, 1940. – 82 с.

22. Студенецкая 1974 – Студенецкая Е.Н. Маски народов Северного Кавказа // Народный театр. – Л.: Государственный музей этнографии народов СССР, 1974. – С. 82-105.

23. Сысоев 1913 – Сысоев В.М. Карачай в географическом, бытовом и историческом отно-шении // Сб. материалов для описания местностей и племен Кавказа. – Тифлис: тип. К.П. Козловского, 1913. – Вып. 42. – 156 с.

24. Чурсин 1929 – Чурсин Г.Ф Амулеты и талисманы кавказских народов. – Махачкала-Пятигорск: «Терек», 1929. – 47 с.

25. Шаманов 2014 – Шаманов И.М. Календарь и календарная обрядность // Карачаевцы. Балкарцы / Отв. ред. Каракетов М.Д., Сабанчиев Х-М.А. – М.: Наука, 2014. – 815 с.

26. Шевченко 2013 – Шевченко К.В. К вопросу о костюме населения района верховьев Кубани в VIII-IX вв. (По материалам могильника Мощевая балка) // Из истории культуры народов Северного Кавказа. – Ставрополь: Изд-во «Графа», 2013. – Вып. 3. – С. 36-42.

27. Шиллинг 1931 – Шиллинг Е.М. Черкесы // Религиозные верования народов СССР Сборник этнографических материалов. – Т. II. – М.: Ленинград: Московский рабочий, 1931. – С. 41-55.

28. Шиллинг 2018 – Шиллинг Е.М. Амулеты восточного Кавказа (с предисловием Е. Терюковой) // Государство, религия, церковь в России и за рубежом. – 2018. – № 1 (36). – С. 213-228.

29. Шортанов 1992 – Шортанов А.Т. Адыгские культы. – Нальчик: Эльбрус, 1992. – 165 с.


Рецензия

Для цитирования:


Зельницкая Р.Ш. Амулеты и обереги народов Северо-Западного Кавказа в собрании Российского этнографического музея. Электронный журнал «Кавказология». 2023;(4):175-191. https://doi.org/10.31143/2542-212X-2023-4-175-191. EDN: HZNGNY

For citation:


Zelnitskaya R.Sh. Amulets and charms of the peoples of the Northwestern Caucasus in the Russian Museum of Eth-nography collection. E-Journal “Kavkazologiya”. 2023;(4):175-191. (In Russ.) https://doi.org/10.31143/2542-212X-2023-4-175-191. EDN: HZNGNY

Просмотров: 4


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2542-212X (Online)