Preview

Электронный журнал «Кавказология»

Расширенный поиск
№ 4 (2023)
Скачать выпуск PDF

Археология и древняя история

15-28 12
Аннотация

В статье приведены результаты петрографического анализа керамики навеса Мешоко. Всего исследовано 32 фрагмента, 22 экз. – из 5 (энеолитического) слоя, 10 экз. – из верхней части 6 слоя (слоя 6а). На основе анализа выделено 4 группы керамики. Группа 1 состоит из фрагментов с примесью известняка, группа 2 – с примесью известняка и интрузивных пород, группа 3 – с примесью известняка и метаморфических пород, группа 4 – с примесью интрузивных пород. Также были определены типы глин, среди которых преобладают тощие глины смектитового и смектит-хлоритового состава. На основании типов глин, вариантов обжига и отощителя внутри групп были выделены подгруппы. Керамика всех выделенных групп встречается и в 5, и в 6 слое, но подгруппы их полностью различают. Помимо состава, керамика этих слоев отличается продолжительностью обжига и характером обработки поверхности. Результаты анализа керамики 5 и 6 слоя навеса Мешоко также были сопоставлены с результатами анализа керамики поселения Мешоко. Керамика его нижнего слоя оказалась полностью отлична от керамики навеса. Но верхнюю часть отложений поселения с навесом объединяет присутствие керамики с примесью известняка. Однако и здесь выявлены отличия в температуре и продолжительности обжига, характере обработки поверхности. Полученные данные свидетельствуют о значительном разнообразии керамических традиций в энеолите бассейна реки Белой, что может говорить и о сложном составе населения.

Средневековая и новая история

29-39 8
Аннотация

В статье раскрыты и изучены причины строительства дарьяльских крепостных сооружений, а также проанализирована их роль в системе международных политических отношений в Кавказском регионе в разные периоды времени. Дарьяльская крепость, находящаяся в Дарьяльском ущелье Центрального Кавказа, имела большое значение для обеспечения политической, экономической и военной безопасности на Северном Кавказе и Закавказье. Политические силы, осуществлявшие контроль над ней, получали немалое количество преимуществ, необходимых для проведения своей внутренней и внешней политики. Содержание крепости, гарнизона, несущего службу в ней, а также дороги, проходящей через Дарьяльское ущелье, требовало больших денежных затрат. Несмотря на это, строительство защитных сооружений в Дарьяльском ущелье и других областях Центрального Кавказа имело большую целесообразность, так как данные укрепления помогали оборонять богатые и развитые в торговом плане страны Закавказья от набегов кочевых племен с севера. Оборонительная система как связующее звено между Европой и Азией существовала и функционировала на протяжении многих веков, что подтверждает ее важность в обеспечении безопасности и создании положительной динамики развития северокавказского и закавказского регионов.

40-54 8
Аннотация

Подробности внутренней политики феодальных владений Черкесии, особенно периода Позднего Средневековья и раннего Нового времени, относятся к блоку наименее изученных проблем. Некоторые сюжеты внутриполитической борьбы наиболее влиятельных княжеских домов Кабарды во второй половине XVI в. имели внешнеполитическое измерение, так как на их исход в своих интересах оказывали влияние соседние великие державы, пытавшиеся использовать ресурсы народов Северного Кавказа в собственных интересах. Благодаря этому, они находят отражение в архивных документах, в первую очередь, Московского царства, что дает инструменты для более детального анализа исторического процесса. Одним из таких сюжетов является внутриполитический кризис 1589 г., связанный с избранием пщышхуэ – великого князя Кабарды, после смерти Канбулата Идарова. Активное военно-политическое вмешательство в этот процесс русского государства задало тренды динамики кабардино-русских отношений на последующие полвека и положило начало трансформации института высшей политической власти в Кабарде.

55-64 13
Аннотация

В статье рассматривается процесс формирования политико-поведенческих моделей акторов российско-турецкого пограничья, образовавшегося после Персидского похода Петра I 1722–1723 гг. Проблема исследуется не только с позиций великих держав, но и с точки зрения горных обществ. Опираясь на архивные материалы, часть которых впервые вводятся в научный оборот, и историографические источники анализируется модели поведения дагестанских правящих элит, которые были вовлечены в сложные российско-турецкие отношения в первой трети XVIII в. Выявлены причины формирования пророссийских или протурецких отношений дагестанских владетелей, прослеживается эволюция их внешнеполитических ориентаций. Показано, что поведенческие модели участников пограничья были продиктованы стремлением к личной выгоде, желанием укрепить исключительнособственную роль среди остальных владетелей.

65-74 8
Аннотация

В статье рассмотрены основные направления и перспективы сравнительно-исторического исследования деятельности горских словесных судов Кубанской и Терской областей в 1871–1917 гг. Отмечается, что специфика их деятельности в определенной мере зависела от особенностей их территориальной подведомственности. В этом плане охарактеризован экстерриториальный принцип их деятельности, когда их территориальная подведомственность совпадала с этнической территорией того или иного народа и иногда выходила за границы политико-правового образования, в пределах которого они создавались и функционировали. Установлено, что основные направления сравнительного-исторического исследования их деятельности могут быть связаны с изучением особенностей их территориальной организации и выявлением локальных особенностей функционирования, анализом круга разбираемых споров и конфликтов (убийств, ранений, краж, имущественных и наследственных споров) и других решаемых ими вопросов (связанных с установлением опекунства и попечительства, религией) и т.п. Обращается внимание, на взаимодействие горских словесных судов с учреждениями власти, институтами самоуправления и народного правосудия (медиаторскими/посредническими судами). Сделан вывод о том, что сравнительно-истори-ческие исследование деятельности этих учреждений значительно расширит представления о них как о важном механизме инкорпорации коренных народов Кубанской и Терской областей в политико-правовое пространство России.

75-87 8
Аннотация

На примере аграрных протестов на Зольских пастбищах, произошедших в Нальчикском округе в июне 1913 г., рассматривается проблема доверия в общественно-государственных отношениях и местном самоуправлении. Массовые выступления жителей нескольких кабардинских сельских обществ были вызваны новыми правилами пастбищного землепользования, утвержденными в 1912 г. и введенными в действие весной 1913 г. На основе архивных источников и материалов периодической печати выявляются основные механизмы реализации «доверия» в принятии и утверждении регламента общественного пастбищного землепользования. Рассмотрены ритуальные и риторические формы официального и неформального взаимодействия коронных властей и представителей кабардинского общества, позволившие восстановить доверие областной власти. Определены причины длительного отстранения съезда доверенных от принятия решений по регулированию пастбищного землепользования, связанные с опасением повторного выражения протестных настроений. Обоснован вывод, что полное преодоление идеологических последствий пастбищного кризиса 1913 г. стало возможным только в марте 1917 г., когда съездом доверенных, освобожденным от надзора коронной администрации, были отменены правила 1912 г., вызвавшие волнения на Зольских пастбищах.

Новейшая история

88-98 5
Аннотация

В статье затрагивается тематика, связанная с зарождением и существованием предпосылок для низложения одного из многочисленных государственных образований на территории Кавказского наместничества бывшей Российской империи – Горской республики. Делается акцент на том, что первоначально либеральные горские деятели не ставили целью отделение от России, были вполне лояльны Временному правительству, и только захват власти большевиками в стране и на Северном Кавказе подтолкнул их к решению о создании независимого государства. Утверждается, что решение о создании собственного государства было поддержано Османской и Германской империями, однако собственных ресурсов для построения полноценного государства у горских либералов не оказалось. Упор делается на том, что решение об отставке правительства А.-М. Чермоева было принято под напором британцев, отставка П. Коцева и назначение М. Халилова могли быть спровоцированы белогвардейцами.

99-108 6
Аннотация

В статье исследуются проблемы взаимодействия правительства Горской республики и Добровольческой армии в конце 1918–1919 гг. Выявляются факторы, препятствовавшие консолидации этих акторов революционного периода в Северо-Кавказском регионе. Отмечается, что несмотря на общность задач, связанных с борьбой с большевиками, Горскую республику и А. Деникина разделяли непреодолимые противоречия – горские деятели после прихода к власти большевиков взяли курс на построение независимого государства, а белая администрация боролась за сохранение целостности пространства рухнувшей Российской империи. Кроме того, подчеркивается, что уязвимое положение Горской республики, не обладавшей в рассматриваемое время боеспособной армией, широкой социальной базой в среде коренного населения и политическим авторитетом, не позволяли белой власти считать горскую демократическую политическую элиту силой, союз с которой оказал бы ощутимое влияние на исход борьбы с большевизмом в регионе.

109-123 3
Аннотация

Взаимоотношение большевиков с сельским населением Кубано-Черноморской области с момента повторного восстановления советской власти и до начала фактической реализации основных положений продовольственной и земельной политики в структуре нэпа характеризовались активным применением методов военного коммунизма. Для неё были характерны такие признаки как репрессии в отношении сельского населения, принудительное изъятие продовольствия, что неминуемо вело к росту военно-политического противостояния власти и общества. Переходный период от явно выраженной военно-коммунистической политики к практической реализации нэпа в регионе занял до полутора лет и завершился в 1923 г. Сложности переходного периода и формирование модели взаимоотношения РКП(б) и населения области во многом объяснялись спецификой региона, в котором сочетались классовые, сословные и межнациональные противоречия. Таким образом, на очередном этапе реформ, который начался в 1924 г. в рамках курса «Лицом к деревне», большевики согласились на компромисс, отказавшись от принудительных мер во внутренней политики.

124-140 6
Аннотация

Статья посвящена процессам государственной политики в отношении ислама в Кабардино-Балкарии в период с Великой Отечественной войны до начала XXI столетия. Десекуляризация «сверху» используется как основной концептуальный подход исследования. Под этим процессом понимается управляемое, а не хаотично-низовое возращение религии из частного пространства в публичное. Отмечается, что растущая исламская мобилизация, в том числе под влиянием внешних политических технологий, требовала от государства создания стратегии десекуляризации «сверху» во избежание появления автономных центров насилия и сепаратизма. В итоге несмотря на изменения политического режима с середины XX в. в цели государства неизменно входили удержание религиозных процессов в определенных рамках, порой авторитарными методами, и интеграция имеющегося потенциала в продуктивную политическую повестку, будь то обеспечение внутренней безопасности и стабильности или же внешнеполитические стратегии.

141-165 4
Аннотация

Масштабные процессы трансформации государственности и социально-экономического уклада, происходившие в постсоветской России в последнем десятилетии ХХ в., затронули систему федеративных отношений и, как следствие, межрегиональных связей. Последние, в контексте либерализации всей системы общественных отношений Российского государства, стали приобретать более горизонтальный характер, а роль федерального центра состояла в определении рамочных условий и координации межрегиональных связей. Основополагающими документами, зафиксировавшими (в хронологическом порядке) реформу федеративного устройства Российской Федерации, стал Федеративный договор от 31.03.1992 г., иначе: «Договор о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами власти суверенных республик в составе Российской Федерации» (вместе с "Протоколом к Федеративному договору"), Конституция Российской Федерации, принятая всенародным голосованием 12 декабря 1993 г., Концепция государственной национальной политики Российской Федерации. Проблема развития межрегиональных связей в рамках Российской Федерации была актуальной не только для последнего десятилетия прошлого века, с его новыми, по сравнению с советским периодом, экономическими и политическими реалиями, но и для современного и перспективного этапов развития, неизбежно задающим новые вызовы и тренды в отношениях между федеральным центром и регионами, а также между собственно регионами большой страны, каждый из которых обладает своей спецификой, начиная с территориальных и природно-климатических параметров, заканчивая ресурсным (в широком смысле этого слова) и хозяйственно-промышленным потенциалом. Кабардино-Балкарская Республика (КБР) в рассматриваемый период, связанный с руководством первого постсоветского главы (Президента республики) В.М. Кокова, проводила довольно активную политику по налаживанию прямых межрегиональных связей с субъектами Российской Федерации, представлявшими как Юг России, так и куда более отдаленные регионы. 

166-174 3
Аннотация

Вопросы, связанные с изучением исторической памяти, рассматриваются исследователями в широком контексте, так как восприятие и отображение отдельных ее сюжетов может быть изучено с различных сторон: как материальных в виде, например, мемориального пространства, так и со стороны общественных и государственных практик, например, проведения праздничных мероприятий. В свою очередь, работа по изучению топонимического пространства также подразумевает непосредственный контакт с полем исторической памяти. При подобной постановке проблемы топонимика Ростова-на-Дону предстает как очень перспективное направление для рассмотрения отдельных практик сохранения исторической памяти, таких как присвоение почётных наименований школам. Будучи частью общего топонимического пространства города, они являются ярким маркером того, как на современном этапе взаимодействуют практики реализации топонимической политики и сохранения исторической памяти. Авторы данной статьи убеждены, что исследование топонимического пространства подразумевает непосредственную работу по изучению основных сюжетов исторической памяти, закрепленных в общественном пространстве, путем наименования не только улиц или площадей, но и отдельных учреждений. На основе анализа комплекса почетных наименований школ Ростова-на-Дону, времени их появления, а также смысловой нагрузки, обоснованным представляется выявление наиболее значимых и актуальных сюжетов исторической памяти, сохраненных в 1990-2020-е годы на карте столицы Юга и «ворот Северного Кавказа».

Этнология, антропология и этнография

175-191 4
Аннотация

Статья посвящена изучению предметов из собрания Российского этнографического музея, основными функциями которых являются охранительные. Сбор предметов, которые носили охранительные или оберегательные функции, связан с первыми музейными экспедициями на Кавказ и продолжается до настоящего времени. Исследователи часто обращаются к изучению магических практик, которые являются неотъемлемой частью жизни традиционных обществ. В ходе исследования выявлено, что на Северо-Западном Кавказе бытовали похожие друг на друга амулеты и обереги вне зависимости от господствующего вероисповедания народов, населяющих регион. Основным источником работы являются предметы из собрания РЭМ, которые представляют все типы амулетов и оберегов, бытовавших здесь. В статье также привлечены работы предшественников, посвященных духовной культуре народов Северо-Западного Кавказа, а также полевые материалы автора, собранные во время многолетних этнографических экспедиций в исследуемый регион. В ходе исследования автор приходит к следующим выводам: 1) при создании амулетов религиозная принадлежность народов Северо-Западного Кавказа имеет второстепенное значение; 2) несмотря на принадлежность к мировым религиям – исламу или христианству, люди с помощью отдельных предметов стараются защитить себя и пространство вокруг от вредоносного воздействия; 3) в качестве охранительного предмета может использоваться любой предмет, которому придавалось сакральное значение. Результаты исследования показывают Кавказ как регион, где происходило постоянное взаимодействие народов, приводящее к взаимному обогащению культур.

192-213 10
Аннотация

Расположенный между Малой Азией, Закавказьем и Ираном Курдистан всегда был периферией империй, где формировалась оппозиция к центральной власти и связанным с ней господствующим религиям. Поэтому возникновение и развитие езидизма, несмотря на его замкнутость и строгие этнические рамки, связано с другими конфессиями Ближнего Востока и разделяет с ними ряд элементов в своем вероучении и практике.

Вера в загробную жизнь и бессмертие души занимает ключевое место в учении большинства религий. Статья рассматривает эсхатологические представления езидов Закавказья, уделяя особое внимание концепции «братства в загробной жизни», которое в езидской социально-духовной иерархии играет важную роль, так как именно брат или сестра по загробной жизни каждого езида после смерти заступится за него перед Богом и проведет его душу через мост Салат, позволив попасть в рай. Важное место в езидской доктрине занимает и вера в «переоблачение»-реинкарнацию, при которой душа переселяется в тело, обладающее более высоким рангом, в награду за праведное поведение.

Представления езидов о загробной жизни и связанные с ними ритуалы нашли отражение в ценных полевых антропологических и этнографических исследованиях и в кинематографе, которые послужили одним из основных источников данного исследования. 

214-223 4
Аннотация

В статье рассматривается феномен национально-культурного самоопределения этнических сообществ Кабардино-Балкарской Республики в контексте российской гражданской идентичности. Проведен анализ основных направлений научных исследований, посвященных национально-культурному самоопределению и его взаимосвязи с гражданской идентичностью, а также того, как широкое разнообразие этнического состава населения страны или отдельного его региона обязательно ставит перед руководством задачу в области поддержания стабильности в сфере межэтнических взаимоотношений, а также обеспечения конструктивного межкультурного диалога. Поднимаются вопросы нормативно-правового обеспечения и регулирования национальных отношений и функционирования национально-культурных центров в Кабардино-Балкарской Республике. Особое внимание уделяется деятельности Министерства по делам национальностей и общественным проектам Кабардино-Балкарской Республики в достижении гражданского, межэтнического и межконфессионального согласия в регионе.

Историография, источниковедение, методы исторического исследования

224-236 5
Аннотация

Статья посвящена истории археологического изучения городища Гунделен-2. Памятник расположен на высоком скальном выступе, который находиться на правом берегу реки Гунделен, левом притоке р. Баксан, между селами Заюково и Кенделен. Городище находиться в важном, стратегически выгодном месте, с которого хорошо просматривается вся близлежащая часть долины р. Баксан и вход в Баксанское ущелье. Скальный выступ, на котором устроено городище, вытянут в направлении север-юг, сложен из песчаниковых пород, с отвесными с трех сторон, южной, восточной и западной, обрывами. С северной стороны, где нет естественной защиты, поселение защищено рядом фортификационных сооружений – двумя рвами и двумя валов. Размеры поселения в наиболее широком месте достигают 70 метров, а в длину 220 м. Городище Гунделен-2 является частью комплекса археологических памятников, включающего в себя также могильник Заюково-3 и скальный катакомбный могильник Гунделен-2 (Рис. 1). Комплекс известен с 30-х гг. XXв., и неоднократно посещался исследователями в последующие десятилетия, но систематическое изучение объектов началось лишь с 2014 г.

237-260 6
Аннотация

В статье предпринята попытка рассмотрения теоретико-методологических основ изучения делопроизводственной документации на примере анализа источников по истории Северного Кавказа. В ней определены понятие, виды и методы исследования делопроизводственной документации, осуществлен историографический обзор основных исследований, посвященных разработке теоретической базы для изучения данного вида источников. Особое внимание автором уделено анализу накопленного в кавказоведении опыта исследования делопроизводственных материалов российского управления на Северном Кавказе в конце XVIII–XIX в. В частности, в статье проанализированы работы А.Х. Абазова, Е.Г. Муратовой, Т.А. Колосовской, З.Ж. Глашевой, Д.М. Алхасовой и др., в которых авторам благодаря применению методов классификации, обобщения, функциональному и междисциплинарному анализу и т.д. удалось осуществить внешнюю и внутреннюю критику делопроизводственной документации. Сделан вывод о необходимости осуществления комплексного источниковедческого анализа делопроизводственных материалов с применением специально-исторических и междисциплинарных методов и подходов.

261-276 10
Аннотация

В статье анализируется эволюция изучения проблемы гендерных отношений власти и подчинения в отечественном кавказоведении. Гендерное неравенство на Северном Кавказе всегда представляло большой интерес для российских ученых, что было связано с необходимостью получения наиболее полной информации о специфике региона, без чего было невозможно его гармоничное включение в общий российский правовой, экономический и социокультурный контекст. В дореволюционный период полученные знания были использованы для выбора Россией форм взаимодействия с представителями коренного населения. Новый импульс изучения данной проблемы отечественным кавказоведением был получен в советский период, что было связано с взятым курсом на построение принципиально нового советского общества, в котором дореволюционный быт представлялся преимущественно в «серых тонах». После распада СССР новое российское правительство взяло курс на построение нового российского общества на основах гуманности и либерализма, а также на пересмотр советской историографии. Кавказоведение стало более широко использовать зарубежные методологические достижения и осваивать неразработанные до этого аспекты рассматриваемой темы для получения объективного взгляда на гендерную асимметрию у народов Кавказа. Современными исследователями отмечаются не только отрицательные стороны дореволюционного быта, но и положительные, а также предпринимаются попытки изучения сущностных характеристик изучаемых явлений.

277-290 4
Аннотация

Авторами статьи предпринята попытка исследования фактов военной истории эпохи Кавказской войны в восточных чеченский землях в 1830-1840-е гг., которые связаны с одним из выдающихся руководителей движения за газават и шариат в Чечне и Дагестане, сподвижником третьего имама Шамиля – Ташу-Хаджи Саясановским. Центральный сюжет исследования связан с анализом подлинности предмета холодного оружия (кавказская сабля хевсурского типа), владельцы которого позиционируют его как трофейную саблю имама Ташу-Хаджи. Несмотря на локальность контекста данного исторического события, обстоятельства, связанные с персоной Ташу-Хаджи, закономерно увеличивают коллекционную стоимость сабли. Целевой аудиторией, которая потенциально проявит интерес к возможному приобретению данного экспоната, являются меценаты и ценители родной истории, которые могут потратить немалые средства (в том числе и из государственного бюджета) с целью возвращение сабли на предполагаемую историческую Родину. Эти обстоятельства диктуют профессиональным историкам необходимость выяснения истины и развенчания инсинуаций, связанных с возможным подлогом. Обобщив сведения о военных кампаниях, в которых принимал участие Ташу-Хаджи, авторы высказали мнение о наиболее вероятных обстоятельствах, когда сабля действительно могла попасть в руки русских военных. Особо пристальное внимание в статье уделяется разбору и анализу аргументов самих владельцев экспоната. Авторы приходят к выводу, что, несмотря на ряд близких к истине и весьма вероятных доводов, имеется значительное количество нестыковок и противоречий в сведениях о сабле имама Ташу-Хаджи, которые излагают ее владельцы. Таким образом, подлинность атрибуции данного коллекционного экспоната ставиться под сомнение. Материалами для статьи послужили опубликованные исторические свидетельства, представленные мемуарами участников покорения Кавказа, служебной перепиской русских военных чинов, работами военных историков-современников событий, а также арабоязычными трудами горских мусульманских ученых.

291-307 9
Аннотация

В статье анализируются историографические и источниковедческие проблемы, связанные с изучением прошлого горских евреев Северо-Кавказского края. Оцениваются достижения новейшей российской историографии, связанные с разной степенью внимания ученых к той или иной локальной горско-еврейской группе. Содержание поднимаемых в статье научных проблем также соотнесено с существенными событиями в жизни горских евреев, прежде всего, с переселенческими процессами, инициированными советской властью в указанный период. Они и привели к изменению пространственного размещения горских евреев на территории Северо-Кавказского края в 1920-е – начале 1930-х гг. Делается вывод о том, что прошлое горских евреев 1920-х – 1930-х гг. изучено более фрагментарно, по сравнению с рубежом XIX–XX вв., а также с 1940-ми гг. – второй половиной ХХ в. Обращается внимание на перспективы пополнения источниковой базы по теме исследования, включая введение в научный оборот новых источников, в т.ч. делопроизводственных источников различных советских, партийных и иных органов, активно участвовавших в процессах обустройства горских евреев.

308-325 4
Аннотация

. Статья посвящена исследованию исторических причин и предпосылок трагических событий, которые произошли в Баксанском округе Кабардино-Балкарской автономной области в июне 1928 г. и вошли в историю как «Баксанские события». Это было первое, открытое и масштабное, протестное выступление части кабардинского крестьянства против политики советской власти в экономике, социальной и культурно-идеологической сферах.

Советская модель модернизация всех сторон жизни и деятельности кабардино-балкарского общества означала разрыв с традиционными представлениями народов Кабардино-Балкарии, что объективно вело к накоплению конфликтного потенциала в отношениях между различными субъектами политического процесса. В результате в конце 1920-х гг. происходит открытое вооруженное противостояние, в ходе которого погибло и пострадало немало людей.

Причины и предпосылки, ход и характер, движущие силы, итоги и последствия Баксанских событий 1928 г. до сих пор не получили должного глубокого и непредвзятого исследования в региональной историографии. Публикуемые документы и материалы должны способствовать глубокому и объективному изучению всех аспектов истории Баксанских событий, что имеет большое научное значение.

326-338 3
Аннотация

Данная статья посвящена анализу очерка американского литератора Дж. Кьюнитца, который в начале 1930-х годов совершил путешествие по автономной области Адыгея в рамках поездки группы зарубежных писателей по южным областям СССР. Основной темой очерка иностранного журналиста стало рассмотрение на примере адыгейского населения методов и путей решения национального вопроса в Советском Союзе. Одновременно в очерке рассматривается процесс кардинальной перестройки национальной автномной области как в производственно-экономическом отношении, так и в рамках изменения самой социальной структуры традиционного кавказского общества. Кьюнитц фиксирует трансформацию таких важнейших социальных институтов, как роль семьи и женщины, религии, образования в Адыгее по сравнению с дореволюционным временем. Американский писатель не скрывает своих симпатий, восторженно описывая происходившие на его глазах изменения, которые он рассматривает как модернизацию и настоящую «культурную революцию» в жизни адыгейского народа.

339-351 3
Аннотация

Появление за последние десятилетия Баз данных оцифрованных исторических документов, особенно периодов I и II Мировых войн (www.gwar.mil.ru; www.obd-memorial.ru; www.podvignaroda.ru; www.pamyat-naroda.ru) внесли новый импульс в историко-этнологические исследования, актуализировав фокус на биографии индивидов, истории семей и семейных связях, генеалогии и ономастике. В статье на примере локальной группы горских евреев Кавказа, выходцев из поселка Джегонас, Кубанской области, демонстрируются эвристические возможности этих баз данных для качественного исторического и/или этнологического анализа. Отмечено, что происходит процесс взаимодействия исследователя и платформы, когда платформа, предложив варианты искомых данных, может изменить вектор и фокус научного поиска, тем самым, видоизменяя объект и предмет исследования, в том числе. Сделан вывод о том, что появление подобных интернет-платформ оцифрованных документов и Баз данных, таким образом, меняют, с одной стороны, комплекс источников в истории и этнологии, а с другой – влияют на исследовательские практики.

Литература народов Российской Федерации (литература народов Кавказа)

352-372 3
Аннотация

В статье затронута значимая в современных реалиях теософская проблематика с намерением рассмотреть примеры адаптации и качественной реконструкции религиозных сюжетов, библейских мифологем, фрагментов из священных писаний в творчестве русскоязычного автора Б. Чипчикова. Цель работы заключается в выявлении прецедентных включений, цитат и реминисценций религиозного характера в произведениях балкарского прозаика. В центре исследовательского внимания – семантика библейских аллюзий, интертекстуальный дискурс, формы образного отражения мира посредством мифотеологем. В ходе анализа раскрываются скрытые смыслы художественного текста, идейное наполнение рассказов и новелл в аспекте заложенных в них сакральных значений, происходит расшифровка философско-символических образов с точки зрения их семиотического статуса, считывание свернутого в них подтекста. Главной задачей предпринятого исследования является определение специфики индивидуального мировидения писателя, уточнение идейно-художественной основы его произведений. Мы стремились определить гуманистическую суть авторской антропологии, заключающейся в декларации идей личностного самосовершенствования, ценности человеческой жизни, важности духовного зрения, интуитивного чувствования, переосмысления божественного замысла и многих других сопрягаемых тем. Рецептивная эстетика и интенциональность автора позволяют моделировать условную картину мира, художественно воплощенную во всем многообразии контекстовых проявлений.

373-384 7
Аннотация

Статья представляет собой исследование моральных дилемм и этических конфликтов в русской литературе XX века и их влияние на формирование общественного сознания и диалога вокруг вопросов морали. Актуальность темы определена необходимостью проведения глубокого анализа и обсуждения разнообразных моральных аспектов, присутствующих в русской литературе XX века. В центре внимания находятся ключевые темы, такие как свобода, справедливость, идентичность, коллективизм и индивидуальность. Статья исследует эти этические вопросы через призму известных литературных произведений Б. Пастернака, М. Булгакова, Е. Замятина и абхазского писателя Ф. Искандера. Особое внимание уделяется тому, как эти моральные темы проявляются в героях и сюжетах литературных произведений. Анализируются значения, дилеммы и конфликты, представленные авторами через своих персонажей. Такой подход придает статье глубину, обогащая обсуждение моральных вопросов не только в абстрактном, но и в контексте литературных произведений. Методология исследования основана на анализе социокультурного контекста, влиянии исторических событий на моральные ценности общества, а также детальном анализе жанров и ключевых произведений. Новизна работы заключается в комплексном и глубоком анализе моральных дилемм и этических конфликтов, представленных в русской литературе XX века. Результаты статьи могут быть полезными в литературных исследованиях, философии и этике, образовании, социальных науках и культурологии. Они могут быть использованы для обсуждения и анализа моральных вопросов, влияния литературы на общественные взгляды, а также для стимулирования общественного диалога и формирования общественного сознания. Статья подчеркивает важность русской литературы XX века в исследовании моральных дилемм и этических конфликтов, а также ее роль в формировании общественного сознания и диалога вокруг вопросов морали.

385-397 2
Аннотация

Статья "Из тьмы веков": эволюционный статус эпопеи" представляет собой попытку комплексного анализа романа И. Базоркина с точки зрения его этнической аутентичности и принадлежности к новописьменным литературам. Актуальность работы – творчество ингушского прозаика и по сей день исследовано недостаточно, а факт его явной исключительности в смысле уровня профессионального развития по сравнению с общим контекстом литератур "ускоренного" формата в соответствующих работах разве что упоминался. Авторы убедительно разбирают частные аспекты нарративной манеры писателя, доказывая, что у И. Базоркина наблюдаются черты традиционных литературных систем в компонентах идиостиля – апперцептивном, конструктивно-сюжетном, жанровом, идеологическом, концептуальном. В исследовании отмечается и демонстрируется тяготение И. Базоркина к повествованию с чередованием «фокальности» («когнитивного переноса»). Интересны наблюдения, касающиеся взаимной эстетической интегрированности фольклорных и этнографических элементов произведения. Отмечены идеологическая мобильность и свобода писателя в сфере морально-этических норм восприятия и оценки. Все эти новационные для новописьменной прозы черты объясняются особенностями образования писателя, спецификой его становления в раннем детстве, что, конечно же, не лишено оснований. Таким образом, роман И. Базоркина обладает всеми чертами новописьменной прозы и в этом смысле со всей очевидностью вписывается в контекст национальной литературы ингушского народа, однако текст произведения, как в нарративном плане, так и в архитектоническом представляет собой явление, более свойственное развитым литературным системам с долгой традицией.

398-421 2
Аннотация

В статье на материале изучения около 30 художественных текстов демонстрируется возникновение и освоение любовно-пейзажной проблематики в один из ранних периодов становления национальной литературы. Тема имеет определенный филологический интерес в связи с тем, что вскрывает истоки развившегося впоследствии пласта абазинской лирики, представленного именами М. Чикатуева, М. Тлябичевой, К. Мхце.

Основными методами исследования явились описательный, на основе наблюдений регистрирующий характерные признаки стихотворных произведений, и интерпретационный, с помощью которого раскрывается художественное содержание текстов и их смыслы. Анализу подвергаются произведения не только ставших впоследствии популярными поэтами П. Цекова, К. Джегутанова, Б. Тхайцухова, Дж. Лагучева, М. Чикатуева, но и малоизвестных ныне, но принимавших участие в литературном процессе своего времени И. Табулова, М. Физикова, Ш. Физикова, П. Дзугова, Б. Кенжева, А. Тамбиева, З. Маматовой.

В ходе исследования устанавливается, что характерной чертой любовной и пейзажной лирики 1950-х гг. является насыщение их социальными и производственными мотивами, освобождение от которых намечается к концу десятилетия. Лиризация любовной темы происходит в стихотворении Ш. Физикова «Тропинка рассказывает», психологизация лирического субъекта – в «Песне девушки» Б. Тхайцухова, чередование любовных мотивов с пейзажными зарисовками – в «Подпевай и ты» М. Физикова.

В первых пейзажных стихотворениях наблюдается бесстрастная констатация признаков природы, скудость словаря, необоснованные повторы, на смену которым постепенно приходит умение авторов перевоплощать увиденное в поэтические образы, выстраивание их в логической последовательности. И в лучших произведениях К. Джегутанова, М. Чикатуева, Б. Тхайцухова проявляется пластика, гармоничное сочетание формы и содержания, наполнение художественного текста экспрессивными языковыми средствами.

Фольклористика

422-435 4
Аннотация

Статья посвящена выявлению особенностей образа матери в преданиях цикла о братьях Ешаноко. Женские персонажи в адыгском фольклоре, как и в устном народном творчестве других народов, одни из наиболее распространенных. В связи с этим они неоднократно становились объектом пристального изучения целого ряда ученых. Особое внимание в работах уделялось рассмотрению образов героинь эпических жанров адыгского фольклора, в частности, в сказках и архаическом героическом эпосе (Сатаней-гуаша, Адиюх, Усареж и др.). Описательно-аналитическим методом освещаются также некоторые женские персонажи историко-героических песен и преданий (Гошегаг, Гуашемахо, невестка Жансоховых и др.). Исследованное ранее открывает перспективы для более обстоятельного рассмотрения генезиса и художественного своеобразия этих и других персонажей исторического фольклора. Одним из них является образ матери братьев Ешаноко, которой в цикле отводится значительная роль. Этим обуславливается актуальность настоящего исследования. Основная цель работы – дать по возможности полную характеристику не только описания внешности героини, но установить методом сравнительно-типологического анализа происхождение, эволюцию и типологию данного образа. На основе существующих сюжетных каталогов, в частности указателя Антти Аарне и Стифа Томпсона, отмечаются типы сюжетов, связанных с этим персонажем.

436-451 3
Аннотация

. В статье представлены результаты сравнительно-сопоставительного анализа чудесных предметов, встречающихся в текстах волшебных и волшебно-героических сказок и нартского эпоса карачаевцев и балкарцев. Главная цель работы – выявление, систематизация и описание основного массива предметных реалий, обладающих сверхъестественными свойствами, определение специфики их реализации в произведениях обозначенных сегментов карачаево-балкарского фольклора. Для этого методом сплошной выборки были выявлены тексты волшебных и волшебно-героических сказок и нартских сказаний, содержащих упоминания о чудесных предметных реалиях. В работе также применялись описательный, аксиологический, структурный и сравнительно-сопоставительный методы анализа. Установлено, что спектр чудесных предметов в волшебных сказках значительно шире, а вклад в достижение победы героем значительнее, чем в нартских сказаниях. Основными способами приобретения обладающих сверхъестественными качествами предметных реалий в героическом эпосе выступают завладение с помощью силы или хитрости, похищение, в сказочных текстах нередки случаи дарения, получения в наследство. Делается вывод о том, что раскрытие функциональных возможностей тех или иных чудесных предметов, особенности их реализации зависят от основных установок произведения, в котором они применяются: в нартском эпосе данные процессы подчинены героическому пафосу, а в сказках – направленности на воплощение идеи обязательной победы добра над злом. Представленное исследование в перспективе будет способствовать дальнейшему, более углубленному изучению поэтики карачаево-балкарских волшебных сказок и нартского эпоса, созданию более полных классификационных схем чудесных предметов, а собранная информация может послужить базой для проведения сравнительных с фольклорным материалом других народов изысканий.

452-460 2
Аннотация

Перевод остается важнейшим средством донесения феноменов словесного искусства до иноязычной аудитории. Поэтому для разных задач фиксации особенностей художественного текста существуют и разные типы передачи содержания оригинала на язык другой среды. В статье рассматриваются некоторые наиболее характерные трудности, которые возникают при обращении к типу перевода, именуемого научно-аналитическим. Признавая фактическую неповторимость всех особенностей источника, внимание обращается на то, какие пути преодоления языкового барьера могут быть использованы в работе над поэтическими текстами, когда языки источника и перевода принадлежат к таким разным структурным типам, как адыгские, относящиеся к группе иберо-кавказских языков и русский – один из индоевропейских. Не отрицая важной роли индивидуального мастерства переводчика, автор приходит к выводу о необходимости поисков органического единства переводного текста и сопровождающих комментариев с глоссарием. Предмет исследования ограничивается поэтическими текстами.

461-469 3
Аннотация

В статье рассматриваются закономерности использования мифологических мотивов в цикле младшего, историко-героического эпоса. На анализе песни и сказания о князе Лежероко (Лежерокопш) устанавливается, что элементы мифических представлений имеют в младшем эпосе подчиненное положение, но при этом могут играть важную роль в развитии сюжета. Их использование связано с тем, насколько устойчивы в коллективном сознании верования, связанные с существующими поверьями. Таким образом, речь может идти не о сознательно допускаемом художественном вымысле, а о существующих в традиционном обществе представлениях. В конкретном случае с циклом о Лежероко фантастические персонажи джинны и участие героя в конфликте между ними осознаются как реальность, имеющая прямую связь с действительностью. Таков же характер использования элементов мистики в некоторых других циклах. Этим сохраняется сложившаяся родовая особенность младшего эпоса – восприятие описываемых событий и личностей как имеющих реальную фактическую основу в действительности. Данное обстоятельство не снижает уровня эстетической значимости элементов мифологии в текстах песни и предания младшего эпоса, но привносит свое разнообразие в художественную систему жанра.

470-480 5
Аннотация

В статье рассматриваются историко-героические песни карачаевцев и балкарцев, тесно связанные в своей основе как с социально-историческими событиями, так и с воспеванием подвига конкретной личности (батыр, жигит). В них запечатлены этико-эстетические представления о героизме, показан национальный характер и идеалы народа, определено историко-культурное и нравственное значение. Особый акцент делается на композиционно-концептуальной составляющей историко-героических песен: борьба, подвиг, гибель или победа героя, а также реалистической природе данной жанровой разновидности: отражение конкретных исторических событий, реальные личности-герои, территориальные локации и др. В результате анализа песен «Ачемезни джыры» («Песня об Ачемезе») и «Атабийни джыры» («Песня Атабия»), выявлено, что одним из центральных понятий нравственно-этического кодекса карачаево-балкарского народа является намыс, сый «честь». Оно не зависело от сословной принадлежности или финансового благосостояния, но определялось личностными качествами каждого отдельного человека. Утрата чести считалась участью, худшей, чем смерть.

Проведенное исследование показало, что в историко-героических песнях карачаевцев и балкарцев сохранился значительный пласт закодированной информации об их языковой и этнической картине мира.

В работе применялись такие методы исследования, как аксиологический, описательный, лингвистический.

Проблемы современного общества и экономики

481-496 3
Аннотация

Выявлено, что пропаганда поддержания межнационального мира на международном, федеральном и региональном уровнях является приоритетным направлением в деятельности МЧА в современный период. В данной деятельности МЧА наиболее эффективными и массовыми стали проведенные в 2014-2023 гг. научно-практические конференции, круглые столы и др., целью которых является пропаганда: гармонизации межнациональных отношений, развития международного и межрегионального сотрудничества методами общественной дипломатии, укрепления связей с зарубежными соотечественниками, формирования благоприятного общественного мнения о России за рубежом, взаимодействия органов государственной власти, общественных, религиозных и образовательных организаций. Активная деятельность МЧА по поддержанию межнационального мира получила высокую оценку на федеральном уровне. Президент РФ В.В. Путин в своем обращении к участникам XIII Конгресса МЧА отметил особое признание усилий ассоциации по поддержанию мира и согласия на Северном Кавказе, конструктивный диалог с государственными структурами, институтами гражданского общества.

Миротворческая позиция МЧА по политической ситуации в Донецкой и Луганской областях Украины, обострившейся в марте 2014 г., заключалась в поддержке политики России, направленной на её мирное урегулирование. После начала проведения специальной операции ВС РФ на Украине (февраль 2022 г.) позиция МЧА заключается в поддержке этой меры, в критике учредителей и участников движения «Свободная Черкесия», созданного в Варшаве в 2022 г., а также к призывам к черкесскому народу – сплотиться и не поддаваться на провокации антироссийских сил.

Очерки, заметки, рецензии

497-510 8
Аннотация

Статья посвящена социально-экономическому исследованию Балкарии конца XIX – начала XX в. На основе статистико-математического анализа посемейных списков горских общин за 1886 г. представлен демографический и социально-экономический срез балкарского общества этого периода. Количественные данные указали на устойчивость сословных перегородок внутри балкарского социума в пореформенное время. Несмотря на существенное неравенство нет оснований говорить о резких сдвигах в имущественной дифференциации горцев в последней четверти XIX века и о формировании новой социальной структуры, характерной для аграрного капитализма. В целом балкарское общество в русле общероссийской модернизации второй половины XIX – начала XX в. все-таки не подверглось коренной структурной трансформации, поскольку постоянно воспроизводилась традиционная система хозяйствования, а все проявления «капиталистических отношений» носили скорее характер изменений внешней среды.

Статья частично содержит выводы диссертационного исследования автора [Муратова 2006] и подготовлена для публикации с целью их обнародования и расширения читательской аудитории.

511-520 2
Аннотация

Представлено и проанализировано содержание монографии Л.Б. Хавжоковой «Эволюция системы адыгского стихосложения», изданного в г. Нальчике в 2022 г. Рецензентами в последовательной форме дается характеристика всем пяти главам книги, в которых подробно рассмотрены вопросы, связанные с генезисом адыгского стиха (от фольклорного к литературному), его ритмикой (ударение, интонация, инверсия, графика), метрикой (ямб, хорей, дактиль, амфибрахий, анапест, логаэд, верлибр), рифмовкой и строфикой. Отмечена плодотворность использования автором компаративного метода при анализе поэтических текстов кабардинских адыгейских и черкесских поэтов с выявлением общих и особенных черт. Обработка статистических данных позволила автору сделать вывод о гармоническом синтезе моделей европейского стиха с исконно адыгскими законами версификации. Автору рекомендовано использовать в дальнейших разработках проблем национального стихосложения аналитические возможности современных цифровых технологий.

521-531 3
Аннотация

В рецензии анализируется монография Евгения Александровича Молева и Натальи Владимировны Молевой «Боспорский город Китей: Монография. Часть III», посвященная итогам раскопок в полевых сезонах 2005-2012 гг. и 2016-2017 гг. Подготовка и издание фундаментального труда стали результатом многолетних исследований античного горда Китей. На момент публикации монографии один из авторов труда Евгений Александрович Молев ушел из жизни. Но долг памяти и уважения к известному российскому археологу и антиковеду сподвигли его коллег и соратников во главе с Александром Валентиновичем Махлаюком завершить труд и издать его.

Евгений Александрович был большим другом Кабардино-Балкарского государственного университета им. Х.М. Бербекова. Именитый российский ученый после распада СССР приложил мак­симум усилий для восстановления всесторонних связей между Нижегородским государственным университетом им Н.И. Лобачевского и Кабардино-Балкарским государственным университетом им. Х.М. Бербекова. Это выразилось в участии коллег в международных и всероссийских конференциях, оппонировании кандидатских и доктор­ских диссертаций, в выступлениях в качестве ведущей организации, подготовке отзывов об авторефератах диссертаций, монографий и учеб­ных пособий.

15 лет он являлся председателем Государственной аттестационной комиссии по направлению «История». Его высокая компетенция и профессионализм поз­воляли объективно оценивать качество подготовки выпускников-историков, быть на высо­те требований, предъявляемых к современным специалистам. Евгений Александрович публиковал свои статьи в Электронном журнале «Кавказология», когда он делал первые свои шаги.

Поэтому мы не могли остаться безучастными к появлению последней монографии Е.А. Молева. Исследуемая в монографии тема, безусловно, обладает актуальностью. Для кавказоведов она интересна тем, что дает новый пласт знаний о взаимодействии в античную эпоху греческих городов Боспора и синдов, и меотов, который полностью коррелируется с идентичными исследованиями Р.Ж. Бетрозова на Северо-Западном Кавказе.

Структура работы четкая и обоснованная. Научное содержание разделов релевантно существующим академическим стандартам. Издание заслуживает самой высокой оценки и внимания историко-археологического сообщества.

532-534 3
Аннотация

Международный журнал социально-политических исследований «Центральная Азия и Кавказ» выходил в 1998-2021 гг. Его бессменным главным редактором был директор Института центральноазиатских и кавказских исследований в шведском городе Лулео, доктор политических наук Мурад Эсенов. Ирина Егорова оставалась бессменным ответственным секретарем и представителем журнала в Российской Федерации. Во многом благодаря ее усилиям это издание завоевало авторитет и широкую известность. 



Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2542-212X (Online)