Миф и младший эпос: проблемы диффузии (на материалах предания и песни о Лежерокопше)
https://doi.org/10.31143/2542-212X-2023-4-461-469
EDN: UPCRML
Аннотация
В статье рассматриваются закономерности использования мифологических мотивов в цикле младшего, историко-героического эпоса. На анализе песни и сказания о князе Лежероко (Лежерокопш) устанавливается, что элементы мифических представлений имеют в младшем эпосе подчиненное положение, но при этом могут играть важную роль в развитии сюжета. Их использование связано с тем, насколько устойчивы в коллективном сознании верования, связанные с существующими поверьями. Таким образом, речь может идти не о сознательно допускаемом художественном вымысле, а о существующих в традиционном обществе представлениях. В конкретном случае с циклом о Лежероко фантастические персонажи джинны и участие героя в конфликте между ними осознаются как реальность, имеющая прямую связь с действительностью. Таков же характер использования элементов мистики в некоторых других циклах. Этим сохраняется сложившаяся родовая особенность младшего эпоса – восприятие описываемых событий и личностей как имеющих реальную фактическую основу в действительности. Данное обстоятельство не снижает уровня эстетической значимости элементов мифологии в текстах песни и предания младшего эпоса, но привносит свое разнообразие в художественную систему жанра.
Ключевые слова
Об авторе
Ляна Адамовна ГутоваРоссия
Список литературы
1. АМКД 2016 – Адыгская (черкесская) мифология и культы Шортанов А.Т.– Нальчик: Изд-во М. и В. Котляровых, 2016. – 496 с.
2. Алиева 1969 – Алиева А.И. Поэтика нартского эпоса адыгов // Сказания о нартах – эпос народов Кавказа. Ч. II. – М.: Наука, 1969. – С. 303-350.
3. Архив ИГИ КБНЦ РАН – Архив ИГИ КБНЦ РАН. Папка 20, паспорт 2. Талостэн и къуэ Амфокъуэ – Амфоко – сын Талостана. Инф. Пшиншев Казгирей, с. Верхний Курп, 1949 г. Записал: Шогенов Х.
4. Гутов 1981 – Гутов А.М. Материалы к изучению языка новых записей традиционного адыгского фольклора (Экспедиция1978) // Художественный язык фольклора кабардинцев и балкарцев. Отв. Ред. Гутов А.М. – Нальчик: Эльбрус, 1981. – С. 127-153.
5. Гутов 2000 – Гутов А.М. Межжанровая диффузия в поздних эпических циклах // Ху-дожественно-стилевые традиции адыгского эпоса. – Нальчик: Эль-Фа, 2000. – С. 76-89.
6. Мифы… 1980 – Мифы народов мира. М.: Советская энциклопедия, 1980. – 374 с.
7. Мыжей, Пащты 2012 – Мыжей Михаил, Пащты Мадинэ. Адыгэ мифологием и энцик-лопедие. Тхьэхэр, лIыхъужьхэр, культхэр, нэщэнэхэр. Черкесск-Налшык-Мейкъупэ, 2012 – 460 н. (на каб.-черкесск. яз.).
8. Налоев 1978 – Налоев З.М. Из истории культуры адыгов. – Нальчик: Эльбрус, 1978. – 192 с.
9. Налоев 2009 – Налоев З.М. Очистительная песня в адыгском фольклоре. // Этюды по истории культуры адыгов. – Нальчик: Эльбрус, 2009. – 656 с.
10. САКР 2012 – Сакр Ахмад. Джинны / пер. с англ. – СПб: Изд-во «Диля», 2012. – 192 с.
Рецензия
Для цитирования:
Гутова Л.А. Миф и младший эпос: проблемы диффузии (на материалах предания и песни о Лежерокопше). Электронный журнал «Кавказология». 2023;(4):461-469. https://doi.org/10.31143/2542-212X-2023-4-461-469. EDN: UPCRML
For citation:
Gutova L.A. Myth and the younger epic: problems of diffusion (based on the materials of legend and song about Lezherokopsh). E-Journal “Kavkazologiya”. 2023;(4):461-469. (In Russ.) https://doi.org/10.31143/2542-212X-2023-4-461-469. EDN: UPCRML