Траурный обрядовый комплекс Мухаррамлик в Дербенте: основные тенденции развития в xx и начале XXI веков
https://doi.org/10.31143/2542-212X-2025-3-221-239
EDN: JETCSZ
Аннотация
Статья посвящена исследованию траурного обрядового комплекса Мухаррамлик в Дербенте, который является центральным событием для местной шиитской общины. Автор анализирует его трансформацию в советский и постсоветский периоды, выделяя ключевые факторы изменений. Выделяются две основные тенденции: сохранение локальных традиций (например, обряда «баш чапан») и заимствование практик из Ирана и Ирака, определяется изменение баланса между ними за последние десятилетия, а также роль в этих процессах религиозного возрождения в регионе и влияние глобального шиитского мира. Особый акцент делается на роли молодежи, получившей религиозное образование за рубежом, и новых общественных институтах, формирующих современный облик обряда. Особое внимание уделяется визуальным и институциональным изменениям, таким как появление новых ритуалов, благотворительных фондов и вовлечение женщин в организацию обрядов. Статья также рассматривает взаимодействие общины с внешним миром, включая суннитское большинство, представителей других конфессий города, местных властей и туристов. Статья написана на полевых материалах автора (интервью, наблюдения, фото и видеосъемка), собранных в Дербенте в 2007-2008 и в 2022 гг.
Ключевые слова
Об авторе
Екатерина Леонидовна КапустинаРоссия
кандидат исторических наук, ведущий научный сотрудник отдела этнографии Кавказа
Список литературы
1. Балджи Б. Судьбы шиизма в постсоветском Азербайджане // Этнографическое обозрение. – 2006. – № 2. – С.75-87.
2. Гаджиева С.Ш. Дагестанские азербайджанцы XIX – начала XX века. – М. Восточная литература РАН, 1999. ¬– 199 с.
3. Гибадуллин И.Р. Шиизм в России: поиск адекватной модели самоутверждения в общем контексте российской уммы // Ислам в мультикультурном мире: Мусульманские движения и механизмы воспроизводства идеологии ислама в современном информационном пространстве: сб. статей международной конференции. / отв. ред. И.Р. Гафурова, В.В. Наумкина, Р.Р. Хайрутдинова, А.Ю. Хабутдинова. – Казань: Казан. ун-т, 2014. – С. 67–88.
4. Капустина Е.Л., Солоненко М.В. Шахсей-вахсей в Дербенте: традиция Ашуры в начале XXI века // Лавровский сборник: материалы Среднеазиатско-Кавказских исследований. Этнология, история, археология, культурология: 2006–2007. / отв. ред. Ю.Ю. Карпов, И. В. Стасевич. – СПб.: Кунсткамера; 2007. – С. 105–109.
5. Капустина Е.Л. Как подняться на гору: инфраструктурные проекты паломничества на Шалбуздаг // Антропологический форум. – 2022. – 55. – С. 221-256. doi: 10.31250/1815-8870-2022-18-55-221-256.
6. Капустина Е.Л., Солоненко М.В. Религиозное возрождение, традиционализм и самосознание: опыт шиитской общины Дербента // Ислам в России и за ее пределами: история, общество, культура. Материалы межрегиональной научной конференции, посвященной 100-летию со дня кончины выдающегося религиозного деятеля шейха Батал-хаджи Белхароева. / отв.ред. М.С-Г. Албогачиева. – 2011. – С.606-611.
7. Кисриев Э.Ф. Ислам и власть в Дагестане. – М: ОГИ, 2004. ¬– 224 с.
8. Махмудова З.У. Дербент в XIX – начале XX в. Этническая мозаичность города на "вечном перекрестке. – М.: Три квадрата. – 2006. ¬– 176 с.
9. Махмуд С. Политика благочестия. Исламское возрождение и феминистский субъект. – М: НЛО, 2023. ¬– 360 с.
10. Сеидова Г. Н. Сценическое искусство в традициях шиитского ислама в Дербенте // Вопросы культурологии. – 2010. – № 9. – С.35-38.
11. Сеидова Г.Н. Шиизм в Дагестане. – М.: Альта-Принт, 2007. – 154 с.
12. Сеитов Э.М. Формирование и деятельность шиитских сообществ Москвы в постсоветский период // Ислам в современном мире. – 2021. – №17 (2). – 141-160. https://doi.org/10.22311/2074-1529-2021-17-2-141-160
13. Седанкина Т.Е. Шиитские ритуальные практики в теолого-психологическом контексте (на примере ритуала шахсей-вахсей) // Minbar. Islamic Studies. – 2019. – №12 (2). – С. 559-570. https://doi.org/10.31162/2618-9569-2019-12-2-559-570
14. Тагиев А. Шиизм на постсоветском пространстве: влияние новых медиа // Виртуальный ислам на постсоветском пространстве: киберсреда и религиозные авторитеты. / отв. ред. З. Хабибуллина, Э. Муратова. – Баку: Идрак, 2023. – C.80-107.
15. Шахбанов М. Наш Шахсей-Вахсей // Республика. – 2002. – № 5. www.chernovik.net/index.php?paper¬¬_id=208
16. Ярлыкапов А.А. Ислам и конфликт на Кавказе // Большой Кавказ двадцать лет спустя: ресурсы и стратегии политики идентичности. / отв. ред. Е. Михеев. – М: НЛО, 2014. – С.183-215.
17. Schmoller J. The Talking Dead: Everyday Muslim Practice in Russia // Nationalities Papers. – 2020. – №48 (6). – P .1036-1051. https://doi.org/10.1017/nps.2019.132.
18. Tahiiev A. Female Leadership in Shia Islam: Women on the Way from Mujtahid to Marja’// Societies. – 2024. – № 14. – P. 2. https://doi.org/10.3390/soc14010002
Дополнительные файлы
Рецензия
Для цитирования:
Капустина Е.Л. Траурный обрядовый комплекс Мухаррамлик в Дербенте: основные тенденции развития в xx и начале XXI веков. Электронный журнал «Кавказология». 2025;(3):221-239. https://doi.org/10.31143/2542-212X-2025-3-221-239. EDN: JETCSZ
For citation:
Kapustina E.L. Funeral ritual complex Mukharramlik in Derbent: main development trends in the XX and early XXI centuries. Kavkazologiya. 2025;(3):221-239. (In Russ.) https://doi.org/10.31143/2542-212X-2025-3-221-239. EDN: JETCSZ