Деятельность органов власти по организации педагогических курсов в Кабардинском (Нальчикском) округе во второй половине XIX – начале XX века
https://doi.org/10.31143/2542-212X-2025-3-100-119
EDN: FESBDE
Аннотация
Статья посвящена исследованию системы подготовки учителей и функционирования педагогических курсов в Кабрдинском (Нальчикском) округе во второй половине XIX – начале XX в. В работе анализируется нормативно‑правовая база, регламентировавшая организацию педагогического образования в указанный период, и рассматриваются особенности реализации образовательной политики в многоэтничном регионе. Показаны меры государства, направленные на преодоление дефицита учителей. Первоначально основной формой подготовки кадров стали учительские семинарии, ориентированные на подготовку сельских учителей. Однако их ограниченная эффективность способствовала распространению в Российской империи краткосрочных педагогических курсов как более оперативного инструмента подготовки преподавателей.
В статье анализируются социально-исторические и культурные факторы, определявшие результативность образовательных инициатив. Приводятся примеры как успешных, так и малоэффективных курсов, организованных в пределах одного учебного округа. Сравнение их результатов позволяет сделать выводы об условиях, влияющих на эффективность педагогических курсов. В статье рассмотрена эволюция различных форм педагогической подготовки в Кабардинском (Нальчикском) округе – от первых курсов К. Атажукина и специальных отделений 1870‑х гг. до двухгодичных курсов под руководством И.М. Кармова, а также краткосрочных курсов повышения квалификации. В данной работе прослеживается взаимосвязь этих инициатив с образовательной политикой Кавказского учебного округа и региональной спецификой Кабардинского (Нальчикского) округа. Использование архивных источников позволило выявить как преемственность этих форм, так и их ограниченную эффективность, связанную с административными решениями, софинансированием со стороны местных обществ и слабой методической базой. Результаты исследования расширяют представления о включении Кавказа в образовательное пространство Российской империи и о значении ранних инициатив по развитию просвещения и начального школьного образования в регионе. Статья имеет ценность для историков и исследователей истории образования, изучающих процессы становления учительских кадров и функционирования педагогических институтов в многонациональных регионах Российской империи.
Об авторе
Лаура Адамовна УрусмамбетоваРоссия
Кандидат педагогических наук, заведующая лабораторией развития социально-гуманитарных дисциплин
Список литературы
1. Блейх Н.О. Жизненный путь и этапы просветительско-педагогической деятельности К.М. Атажукина (1841–1899 гг.) // Педагогика и просвещение. – 2017. – № 3. – С. 40-56.
2. Гатагова Л.С. Правительственная политика и народное образование на Кавказе в XIX в. Ассоциация исследователей российского общества XX века. – Москва: Россия молодая, 1993. – 141 с.
3. Гуркина Н.К. История образовательных учреждений – История образовательных учреждений в России (Х–ХХ века). – СПб.: Полторак, 2012. – 77 с.
4. Гуркина Н.К. Становление системы педагогического образования Становление системы педагогического образования в дореволюционной России // Управленческое консультирование. – 2012. – № 2 (46). – С. 193-203.
5. Корф Н.А. Наши педагогические вопросы. – М.: Сотрудник школ. А.К. Залесской, 1882. – 410 с.
6. Кумыков Т.Х. Кази Атажукин (Жизнь и деятельность). – Нальчик: Эльбрус, 1969. – 172 с.
7. Кумыков Т.Х. Культура, общественно-политическая мысль и просвещение Кабарды во второй половине XIX – в начале XX века. – Нальчик: Эльбрус, 1996. – 328 с.
8. Модзалевский Л.Н. Из педагогической автобиографии. – СПб.: Н.Г. Мартынов, 1899. – 45 с.
9. Молоков Д.С. Становление и развитие педагогических курсов в России во второй половине XIX – начале XX в. // Вестник Томского государственного университет. – 2020. – № 460. – С. 213–220.
10. Отчет попечителя Кавказского учебного округа о состоянии учебных заведений за 1867 год. – Тифлис: б/и, 1868. – 51 с.
11. Отчет попечителя Кавказского учебного округа о состоянии учебных заведений за 1905 год. – Тифлис, Типография канцелярии Главноначальствующего гражданскою частью на Кавказе, 1906. 411 с.
12. Политова А.В. Благотворительность в становлении и развитии системы образования в Терской области (1861–1917 гг.) // Гуманитарные и юридические исследования. – 2022. – № 3. – С. 430-436.
13. Прасолов Д.Н. Просветительские практики и интеллектуальная культура коренного населения Северного Кавказа в условиях имперской модернизации (школьный вопрос на съездах доверенных Нальчикского округа в последней третьи XIX – начале XX в.) // Электронный журнал «Кавказология». – 2019. – № 2. – С. 37-54.
14. Проект Устава низших и средних училищ, состоящих в ведомстве Министерства народного просвещения // Журнал Министерства народного просвещения. – 1860. – № 3. – 386 с.
15. Саблиров М.З. Народное образование в Кабарде и Балкарии в XIX – начале XX в.: сборник архивных документов. – Нальчик: Издательский центр Эль-Фа, 2001. – 272 с.
16. Саутиева Ф.Б. Особенности подготовки учителей для начальной народной школы на педагогических курсах в России во второй половине XIX – начале ХХ в.: дис... канд. пед. н-к. – М., 2003. – 164 с.
17. Созаев А.Б. Народное образование в Терской области в 60-х гг. XIX в. – 1917 г.: дисс. к.и.н. Владикавказ, 2009. 200 с.
18. Стригуненко П. Кубанская учительская семинария // Терские ведомости. – 1875. – 15 мая.
19. Терские ведомости. – 1869. – № 31. – 4 с.
20. Ткаченко Д.С. Национальное образование в Российской империи XIX – начала XX в.: на материалах Северо-Кавказского региона: дисс... д-ра ист. н-к. – Ставрополь, 2006. – 548 с.
21. Ушинский К.Д. Проект учительской семинарии // Избранные педагогические сочинения: в 2 т. – М.: Педагогика, 1974. – Т. 2. – 438 с.
22. Фальборк Г.А. Настольная книга по народному образованию. Том 3. (низшие учебные заведения всех ведомств и разрядов). – СПб.: б/и, 1904. – 1724 с.
23. Хатаев И.Е. Научно-просветительская и педагогическая деятельность Я.М. Неверова (1810-1893 гг.): дис… канд. пед. н-к. – Владикавказ, 2002. – 183 с.
24. Хашхожева Р.Х. Атажукин К. Избранное. Вступ. ст. и подгот. Текстов Р.Х. Хашхожевой. – 2-е изд., доп. – Нальчик: Эльбрус, 1991. – 352 с.
25. Чехов Н.В. Народное образование в России с 60–х годов XIX века / Н.В. Чехов. – М.: "Польза" В. Антик и К, 1912. – 224 с.
26. Чуркина Н.И. Учительские съезды в оформлении педагогического сообщества России (вторая половина XIX – начало ХХ в.) // Проблемы современного образования. – 2024. – № 1. – С. 116–127.
27. Щербакова Е.В. Учительские семинарии в системе педагогического образования Российской империи XIX – начала XX века // Интеллект. Инновации. Инвестиции. – 2013. – № 1. – С. 132-137.
28. Управление центрального государственного архива архивной службы Кабардино-Балкарской Республики.
29. Центральный государственный исторический архив Грузии.
Рецензия
Для цитирования:
Урусмамбетова Л.А. Деятельность органов власти по организации педагогических курсов в Кабардинском (Нальчикском) округе во второй половине XIX – начале XX века. Электронный журнал «Кавказология». 2025;(3):100-119. https://doi.org/10.31143/2542-212X-2025-3-100-119. EDN: FESBDE
For citation:
Urusmambetova L.A. Teacher training and pedagogical courses in the Nalchik district in the second half of the 19th and early 20th centuries. Kavkazologiya. 2025;(3):100-119. (In Russ.) https://doi.org/10.31143/2542-212X-2025-3-100-119. EDN: FESBDE