Preview

Электронный журнал «Кавказология»

Расширенный поиск

Деятельность органов власти по организации педагогических курсов в Кабардинском (Нальчикском) округе во второй половине XIX – начале XX века

https://doi.org/10.31143/2542-212X-2025-3-100-119

EDN: FESBDE

Аннотация

Статья посвящена исследованию системы подготовки учителей и функционирования педагогических курсов в Кабрдинском (Нальчикском) округе во второй половине XIX – начале XX в. В работе анализируется нормативно‑правовая база, регламентировавшая организацию педагогического образования в указанный период, и рассматриваются особенности реализации образовательной политики в многоэтничном регионе. Показаны меры государства, направленные на преодоление дефицита учителей. Первоначально основной формой подготовки кадров стали учительские семинарии, ориентированные на подготовку сельских учителей. Однако их ограниченная эффективность способствовала распространению в Российской империи краткосрочных педагогических курсов как более оперативного инструмента подготовки преподавателей.

В статье анализируются социально-исторические и культурные факторы, определявшие результативность образовательных инициатив. Приводятся примеры как успешных, так и малоэффективных курсов, организованных в пределах одного учебного округа. Сравнение их результатов позволяет сделать выводы об условиях, влияющих на эффективность педагогических курсов. В статье рассмотрена эволюция различных форм педагогической подготовки в Кабардинском (Нальчикском) округе – от первых курсов К. Атажукина и специальных отделений 1870‑х гг. до двухгодичных курсов под руководством И.М. Кармова, а также краткосрочных курсов повышения квалификации. В данной работе прослеживается взаимосвязь этих инициатив с образовательной политикой Кавказского учебного округа и региональной спецификой Кабардинского (Нальчикского) округа. Использование архивных источников позволило выявить как преемственность этих форм, так и их ограниченную эффективность, связанную с административными решениями, софинансированием со стороны местных обществ и слабой методической базой. Результаты исследования расширяют представления о включении Кавказа в образовательное пространство Российской империи и о значении ранних инициатив по развитию просвещения и начального школьного образования в регионе. Статья имеет ценность для историков и исследователей истории образования, изучающих процессы становления учительских кадров и функционирования педагогических институтов в многонациональных регионах Российской империи.

Об авторе

Лаура Адамовна Урусмамбетова
Государственное бюджетное учреждение дополнительного профессионального образования «Центр непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников» Минпросвещения КБР
Россия

Кандидат педагогических наук, заведующая лабораторией развития социально-гуманитарных дисциплин



Список литературы

1. Блейх Н.О. Жизненный путь и этапы просветительско-педагогической деятельности К.М. Атажукина (1841–1899 гг.) // Педагогика и просвещение. – 2017. – № 3. – С. 40-56.

2. Гатагова Л.С. Правительственная политика и народное образование на Кавказе в XIX в. Ассоциация исследователей российского общества XX века. – Москва: Россия молодая, 1993. – 141 с.

3. Гуркина Н.К. История образовательных учреждений – История образовательных учреждений в России (Х–ХХ века). – СПб.: Полторак, 2012. – 77 с.

4. Гуркина Н.К. Становление системы педагогического образования Становление системы педагогического образования в дореволюционной России // Управленческое консультирование. – 2012. – № 2 (46). – С. 193-203.

5. Корф Н.А. Наши педагогические вопросы. – М.: Сотрудник школ. А.К. Залесской, 1882. – 410 с.

6. Кумыков Т.Х. Кази Атажукин (Жизнь и деятельность). – Нальчик: Эльбрус, 1969. – 172 с.

7. Кумыков Т.Х. Культура, общественно-политическая мысль и просвещение Кабарды во второй половине XIX – в начале XX века. – Нальчик: Эльбрус, 1996. – 328 с.

8. Модзалевский Л.Н. Из педагогической автобиографии. – СПб.: Н.Г. Мартынов, 1899. – 45 с.

9. Молоков Д.С. Становление и развитие педагогических курсов в России во второй половине XIX – начале XX в. // Вестник Томского государственного университет. – 2020. – № 460. – С. 213–220.

10. Отчет попечителя Кавказского учебного округа о состоянии учебных заведений за 1867 год. – Тифлис: б/и, 1868. – 51 с.

11. Отчет попечителя Кавказского учебного округа о состоянии учебных заведений за 1905 год. – Тифлис, Типография канцелярии Главноначальствующего гражданскою частью на Кавказе, 1906. 411 с.

12. Политова А.В. Благотворительность в становлении и развитии системы образования в Терской области (1861–1917 гг.) // Гуманитарные и юридические исследования. – 2022. – № 3. – С. 430-436.

13. Прасолов Д.Н. Просветительские практики и интеллектуальная культура коренного населения Северного Кавказа в условиях имперской модернизации (школьный вопрос на съездах доверенных Нальчикского округа в последней третьи XIX – начале XX в.) // Электронный журнал «Кавказология». – 2019. – № 2. – С. 37-54.

14. Проект Устава низших и средних училищ, состоящих в ведомстве Министерства народного просвещения // Журнал Министерства народного просвещения. – 1860. – № 3. – 386 с.

15. Саблиров М.З. Народное образование в Кабарде и Балкарии в XIX – начале XX в.: сборник архивных документов. – Нальчик: Издательский центр Эль-Фа, 2001. – 272 с.

16. Саутиева Ф.Б. Особенности подготовки учителей для начальной народной школы на педагогических курсах в России во второй половине XIX – начале ХХ в.: дис... канд. пед. н-к. – М., 2003. – 164 с.

17. Созаев А.Б. Народное образование в Терской области в 60-х гг. XIX в. – 1917 г.: дисс. к.и.н. Владикавказ, 2009. 200 с.

18. Стригуненко П. Кубанская учительская семинария // Терские ведомости. – 1875. – 15 мая.

19. Терские ведомости. – 1869. – № 31. – 4 с.

20. Ткаченко Д.С. Национальное образование в Российской империи XIX – начала XX в.: на материалах Северо-Кавказского региона: дисс... д-ра ист. н-к. – Ставрополь, 2006. – 548 с.

21. Ушинский К.Д. Проект учительской семинарии // Избранные педагогические сочинения: в 2 т. – М.: Педагогика, 1974. – Т. 2. – 438 с.

22. Фальборк Г.А. Настольная книга по народному образованию. Том 3. (низшие учебные заведения всех ведомств и разрядов). – СПб.: б/и, 1904. – 1724 с.

23. Хатаев И.Е. Научно-просветительская и педагогическая деятельность Я.М. Неверова (1810-1893 гг.): дис… канд. пед. н-к. – Владикавказ, 2002. – 183 с.

24. Хашхожева Р.Х. Атажукин К. Избранное. Вступ. ст. и подгот. Текстов Р.Х. Хашхожевой. – 2-е изд., доп. – Нальчик: Эльбрус, 1991. – 352 с.

25. Чехов Н.В. Народное образование в России с 60–х годов XIX века / Н.В. Чехов. – М.: "Польза" В. Антик и К, 1912. – 224 с.

26. Чуркина Н.И. Учительские съезды в оформлении педагогического сообщества России (вторая половина XIX – начало ХХ в.) // Проблемы современного образования. – 2024. – № 1. – С. 116–127.

27. Щербакова Е.В. Учительские семинарии в системе педагогического образования Российской империи XIX – начала XX века // Интеллект. Инновации. Инвестиции. – 2013. – № 1. – С. 132-137.

28. Управление центрального государственного архива архивной службы Кабардино-Балкарской Республики.

29. Центральный государственный исторический архив Грузии.


Рецензия

Для цитирования:


Урусмамбетова Л.А. Деятельность органов власти по организации педагогических курсов в Кабардинском (Нальчикском) округе во второй половине XIX – начале XX века. Электронный журнал «Кавказология». 2025;(3):100-119. https://doi.org/10.31143/2542-212X-2025-3-100-119. EDN: FESBDE

For citation:


Urusmambetova L.A. Teacher training and pedagogical courses in the Nalchik district in the second half of the 19th and early 20th centuries. Kavkazologiya. 2025;(3):100-119. (In Russ.) https://doi.org/10.31143/2542-212X-2025-3-100-119. EDN: FESBDE

Просмотров: 6


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2542-212X (Online)