Средневековая и новая история
Во введении рассмотрены основные источники и литература, связанные с историей селений Абуковых, а также говорится об особенностях исследовательского подхода, примененного авторами статьи. Далее приведены краткие данные о двух селениях Абуковых в верховьях реки Подкумок (в урочище Юрла и на месте современного селения Первомайское), о селениях Абуковых у Хумары на берегу Кубани и на реке Золка (нынешний поселок Залукокоаже). В описания включены некоторые биографические данные о представителях фамилии Абуковых, сведения о кладбищах их селений. Вместе со сведениями географического, исторического и некрополистического характера авторы статьи обзорно характеризуют или упоминают некоторые археологические памятники, располагавшиеся в окрестностях селений Абуковых. Например: городище Уллу-Дорбунла и другие средневековые поселения, остатки старинных дорог. В заключении авторы настоящей работы говорят об особом статусе Абуковых в проводимой в XIХ и начале XX в. местными российскими властями политике, что позволяет считать этот род и зависимое от него население субэтносоциальной группой кабардинского народа, существовавшей в прошлом.
В статье исследуются причины, ход и последствия выселения хакучей в Турцию и Кубанскую область после окончания Кавказской войны. Хакучи – небольшая группа адыгов, проживавшая в середине XIX в. в горах, недалеко от Черного моря. Выселение их началось весной 1864 г. и продолжалось несколько лет. Для того чтобы вынудить их переселиться, потребовались неоднократные военные экспедиции, уничтожение аулов и запасов продовольствия. Только после этого большинство хакучей уехало в Турцию, а меньшая часть – в Кубанскую область. Однако отдельные малочисленные группы продолжали скрываться в горах. Благодаря упорству и стойкости, умелому использованию горного ландшафта и природных ресурсов, хакучи сумели избежать поголовного выселения, часть из них все же осталась на родине. Небольшие группы пленных хакучей были расселены в казачьих станицах между Новороссийском и Туапсе, а также в местах расположения воинских частей на реках Псезуапсе, Аше и Кудепста. Горцы должны были научить новых жителей Северо-Западного Кавказа особенностям ведения хозяйства в местных условиях. Затем стали возвращаться в родные места и те хакучи, которых первоначально переселили в Кубанскую область. Современные причерноморские шапсуги в большинстве своем являются потомками хакучей.
Включение кабардинцев и балкарцев в административно-политическое пространство Российской империи сопровождалось формированием в их политической культуре общественных практик, связанных с выражением преданности династии Романовых. В рамках военно-народного управления одним из наиболее распространенных способов оформления верноподданнических изъявлений выступали съезды доверенных Большой и Малой Кабарды и пяти горских (балкарских) обществ. На основе архивных документов и материалов периодической печати рассматривается формирование символической и практической составляющей сценария верноподданничества. Его ключевыми символами выступали «народное знамя», пожалованное Николаем I в 1844 г., и исторические примеры, которые подчеркивали глубокую историческую традицию службы российскому престолу начиная с Ивана IV. Практическая сторона верноподданничества предполагала регулярные подтверждения готовности мобилизовать человеческие и финансовые ресурсы общества. Анализ сюжетов позволил выявить последовательный прагматизм в использовании акций выражения верности престолу для благоприятного для разрешения актуальных общественных проблем. Такой подход во взаимоотношениях с имперскими властями продемонстрировал определённую практическую эффективность. 21 мая 1889 г. состоялось «высочайшее пожалование» Александром III в постоянное и неотъемлемое пользование кабардинцев и пяти горских (балкарских) обществ Зольских и Горных пастбищ на условиях соблюдения верноподданничества. С 25 августа 1905 г. произошло административное воссоединение Большой и Малой Кабарды в составе Нальчикского округа.
Статья посвящена изучению одного из ключевых вопросов экономической истории Кабардино-Балкарии – становлению предпринимательства в слободе Нальчик. Изучается история возникновения торговых учреждений, их специализация и порядок функционирования. В работе анализируются структура и многообразие видов реализации коммерческой инициативы, основные векторы ее развития. Показано, что уже к 80-м гг. XIX в. в Нальчике происходит качественное изменение сферы предоставления коммерческих услуг, выразившееся в оформлении устойчивой системы торговых заведений и предприятий общественного питания. На основе архивных материалов и данных периодической печати устанавливаются социально-этнический состав предпринимателей, их специализация, и характер предоставляемых услуг. Определена степень влияния предпринимательского сообщества Нальчика на развитие курортного дела в округе. Выявлены формы участия горского населения Кабарды и Балкарии в развитии предпринимательских практик в окружном центре.
Новейшая история
В 2022 г. состоится празднование 100-летия образования Кабардино-Балкарской Республики. На рубеже 1980–1990-х гг. исторический опыт начала 1920-х гг. и, прежде всего, обстоятельства создания и институциональная структура Кабардино-Балкарской автономной области оказались в центре этнополитических коллизий. Сложившиеся в то период представления по этим вопросам до сих пор латентно присутствуют в общественном сознании и периодически актуализируются в политических заявлениях отдельных общественных организаций. Предметом предлагаемой статьи являются политические события в регионе Центрального Кавказа (Терской области, Горской АССР, Кабарды и Балкарии), развернувшиеся после окончания гражданской войны и утверждения советской власти в марте 1920 г., и завершившиеся институционализацией системы власти Кабардино-Балкарской автономной области в декабре 1922 г. Цель исследования заключается в том, чтобы на основе систематизации и анализа документального материала представить достаточно полную, хронологически упорядоченную картину политических событий, борьбы и решений, позволяющую раскрыть механизмы, выявить этапы и оценить значение создания объединенной советской автономии кабардинского и балкарского народов. Новизна подхода заключается в том, что работа выполнена в жанре документальной хроники, нацеленной но возможно полное и «плотное» освещение хода событий на протяжении трех лет – с марта 1920 по декабрь 1922 г. Анализ и обобщение привлеченного материала вынесены в заключительный раздел. Рассмотренные в статье материалы показывают, что создание Кабардино-Балкарской автономии представляло собой не единовременный акт, а процесс, имевший своим содержанием согласование национальных интересов Кабарды и Балкарии и выработку общей формы их институционализации.
Политика «коренизации», проводившаяся советской властью в 1920–1930-е гг., имела свои особенности на Северном Кавказе, обусловленные сложным историческим прошлым интеграции в единое российское политическое и правовое пространство и этническим многообразием региона. Массовая коренизация на Северном Кавказе началась позже остальных регионов страны, официально была объявлена в 1929 г. В российской историографии отмечается, что данный процесс сопровождался как объективными (низкий процент грамотности, настороженность местного населения, межэтническое напряжение, вооруженное сопротивление советской власти), так и субъективными трудностями (организационно-управленческие проблемы). Коренизация была далека от завершения и к началу 1940-х гг. Сыграли свою негативную роль и массовые репрессии против руководящего состава национальных кадров, национальной интеллигенции конца 1930-х гг.
В статье на основе анализа широкого круга архивных источников, которые впервые вводятся в научный оборот, рассматриваются повседневные проблемы послевоенного г. Моздока. Отмечается, что предвыборные кампании обставлялись таким образом, что это выглядело как некий ритуал, символизирующий симбиоз власти и общества. В то же время предвыборные кампании были теми точками соприкосновения, когда власть получала объективную картину отношений населения страны к происходящим событиям. Анализ наказов избирателей 1948 г. и 1953 г. указывает на то, что они как исторический источник содержат информацию, которая позволяет воссоздать картину повседневной жизни послевоенного провинциального общества (на примере г. Моздока). Автор приходит к выводу о том, что партийно-бюрократический аппарат использовал всевозможные коммуникационные механизмы для получения объективных данных о повседневных проблемах жителей Моздока. Эта информация использовалась для подготовки и реализации различных мероприятий и программ социально-экономического и культурного развития послевоенного города.
Статья посвящена вопросам зарождения и формирования археологического изучения Кабардино-Балкарии как одного из направлений научных исследований в Кабардино-Балкарском государственном педагогическом институте (с 1957 г. – Кабардино-Балкарском государственном университете). Показана научно-педагогическая деятельность одного из первых профессоров исторического отделения, известного специалиста в области древней истории Константина Эдуардовича Гриневича. В 1949 г. он руководил Кабардинской археологической экспедицией, итогом которой стало составление археологической карты республики. К.Э. Гриневич внес большой вклад в изучение культурного наследия Кабардино-Балкарии и подготовку молодых кадров в области археологии.
Литература народов Российской Федерации (литература народов Кавказа)
Предлагаемая статья представляет собой анализ русскоязычного творческого наследия карачаево-балкарского общественного деятеля Мисоста Абаева, публицистика которого знакомила российского читателя с жизнью горского общества в период его интеграции в Российскую империю, а также содержала исторический экскурс в прошлое народа, рассказывала о его быте, культуре, мировоззрении. Автор останавливается на изучении ряда актуальных тем, раскрытых публицистом в кавказской периодике, на предлагаемых им решениях острых вопросов социального характера. Основные темы публикаций М. Абаева были созвучны идеям северокавказских прогрессивных деятелей рубежа веков, статьи и очерки автора освещали социально-экономические проблемы и запросы общества на обновление культуры через просвещение. Представлены результаты анализа опытов создания М. Абаевым художественных текстов (рассказы «Горская легенда», «У могилы Ислама», некрологе-эссе), где публицист явил еще один аспект своего творчества – яркую индивидуальность рассказчика. Творчество М. Абаева впервые рассматривается в контексте народовольческих идей, распространившихся на Кавказе в последней четверти XIX века, влияние этих идей на состояние горского социума.
В статье исследуются некоторые вопросы становления и эволюции жанра повести в черкесской литературе. Актуальность исследования обусловлена, с одной стороны, недостаточной разработанностью заявленной темы, с другой – необходимостью выявления тенденций развития национальной прозы, начиная от проблем ее генезиса. В центре исследовательского внимания – идейно-тематическая ориентация черкесской повести преимущественно начального этапа эволюции, т.е. советской эпохи. В частности, рассматриваются повести С. Темирова, И. Амирокова, М. Адамокова, Х. Гашокова и др., заложивших основы жанра в черкесской литературе. В обозначенный период черкесская повесть явилась первой попыткой осмыслить проблемы колхозов, молодежных бригад, советского отношения к труду, круг актуальных проблем молодежи, ее устремлений, формирование критериев советской морали. В ней также нашли отражение разные аспекты Великой Отечественной войны, в основном – как войны за независимость. В исследовании применен метод художественного анализа. Полученные результаты могут быть использованы при составлении спецкурсов по адыгской (кабардино-черкесской) прозе, написании истории литературы народов Северного Кавказа.
В статье освещены вопросы, касающиеся жанрообразующих признаков романа-эпопеи, форм проявления эпического в художественном произведении. Рассмотрение означенной проблематики предполагает наличие в структуре работы теоретической преамбулы, отражающей принятые в литературоведении характеристики эпопейности (историзм, героика, широкая панорама народной жизни, воссоздание эпической картины мира, многоаспектное отражение действительности, выраженный драматизм, историко-культурный контекст, социальная типизация, срез эпохи, преломляемый в судьбах людей) и последующий развернутый анализ локальных примеров из эпического текста. С целью выявления искомых качеств (эпопейных черт) в национальном романе, дается целостное представление о закономерностях формирования жанра, определяя эпопею как показатель уровня развития литературы, эволюции историзма мышления художника. Основное внимание в исследовании сконцентрировано на изучении структурно-содержательных частностей и повествовательных стратегий в романе «Мост Сират» балкарского прозаика А. Теппеева. Применимость выдвинутых критериев оценки при разборе композиционных особенностей произведения обосновывает его позиционирование как эпопейного повествования.
Статья посвящена комплексному исследованию жанра алгъыш (благопожелание), активно функционирующего в традиционной словесной культуре карачаевцев и балкарцев. На основе анализа фольклорных текстов и литературных произведений представлена таксономия благопожеланий, с учетом специфики рекреативно-витальных практик и лингвостилистических характеристик; отмечены основные употребительные модели: в связи с утратой (соболезнование) и др.; рассмотрены признаки этикетного речевого жанра благопожелания, степень его изученности, коммуникативная роль, поэтика языкового воплощения; особое внимание уделено репрезентации активно используемой в современной национальной литературе форме – стилизации под алгъыш. Синхронический подход к проблеме – исследование дефиниций, связанных с определением психоэмоционального фона, обусловленного этнической принадлежностью, когнитивно-гносеологическими процессами, грамматическими языковыми структурами, влияющими на формирование национальной картины мира. Методы исследования: структурно-описательный, историко-типологический, гносеологический.