Средневековая и новая история
Различные аспекты военной истории и военной культуры черкесов в период европейского Позднего Средневековья и раннего Нового времени, на который приходится зрелость кабардинского феодализма, является традиционной темой отечественного кавказоведения. Несмотря на это, даже по базовым вопросам, к числу которых относится оценка численности военно-служилого сословия Кабарды, в адыговедении нет научного консенсуса. Это связано, во-первых, с недостатком актового материала по ранним периодам истории черкесских княжеств, а во-вторых, с некритичным и обильным цитированием нарративных источников XVII-XVIII вв. с одновременным экстраполированием их данных на все Средневековье. Без достижения консенсуса по данному вопросу невозможно определение общих демографических параметров княжеских владений Черкесии (численность и внутренняя структура населения и т.д.) в период их расцвета. А без этого невозможна адекватная типологизация политий Западного Кавказа и оценка тех сложных демографических и социокультурных процессов, которые имели место в регионе на протяжении всего периода с XVI в. и вплоть до окончания Кавказской войны. Немногочисленные, но довольно подробные письменные источники по численности военно-служилого сословия в различных феодальных уделах Кабарды встречаются уже с 40-х годов XVII в. Они коррелируют с корпусом более поздних архивных и нарративных источников XVII-XVIII вв. и позволяют довольно определенно установить общую численность военно-служилого сословия Кабарды и ее мобилизационный ресурс в период Позднего Средневековья и в раннее Новое время.
Авторы статьи полагают, что с 1990-х гг. можно говорить о ногмоведении как самостоятельном направлении адыгской историографии. В статье подводятся основные итоги развития этого направления, позволяющие приблизиться к обобщенной оценке роли Ш.Б. Ногмова как выдающегося ученого-просветителя, основоположника исторической и филологической науки в Кабардино-Балкарии. Однако нельзя сказать, что многогранная деятельность адыгского просветителя изучена во всех деталях, в полной мере раскрывающих его место в северокавказском историко-культурном процессе. В приложении к статье авторы публикуют для широкого круга читателей письма Ш.Б. Ногмова к своему наставнику и научному консультанту академику Российской академии наук А.М. Шёгрену. Они были извлечены из Отдела рукописей Национальной библиотеки Финляндии (г. Хельсинки) известным российским ученым-филологом, главным научным сотрудником Института мировой литературы РАН, доктором филологических наук А.И. Алиевой. Она любезно предоставила в распоряжение авторов копии с оригинала писем с разрешением их публикации.
На примере общественно-государственного взаимодействия по проблеме учреждения земского самоуправления на Кавказе рассматривается формирование и функционирование публичной сферы на Юге России, включенной в общероссийское пространство общественного мнения. В конце XIX в. региональное земское движение проявлялось в форме общественных обсуждения моделей ожидаемых преобразований. К северу и к югу от Кавказского хребта этот процесс происходил достаточно обособленно. При этом общероссийская земская традиция хотя и служила образцом, но кавказские деятели неоднократно заявляли о необходимости учитывать специфику и местные традиции общественной самоорганизации. С восстановлением в 1905 г. Кавказского наместничества земский вопрос стал обсуждаться в организованном сверху диалоге с властью, достигая уровня Совета министров и Государственной думы. В исследовании определены основные этапы, направления и формы репрезентации идей введения земских учреждений в Кавказском крае. Выявлено значительное влияние региональной публицистики на постановку, обсуждение и общественный контроль земских инициатив, которые во многом стали возможны при содействии Кавказского наместничества, стремившегося к большей автономии от столичных властей. Однако региональная общественность стремилась к большему, чем это была способна организовать имперская администрация на Кавказе в социально-политических условиях начала ХХ в. Не добившись учреждения земств, участники земского движения на Кавказе провели значительную земскую работу: от анализа социально-экономической ситуации, основанного на значительной статистической и исследовательской работе, до проектного планирования, способствуя своей деятельностью формированию основных признаков публичной сферы, как открытой сферы рационально-критических дебатов вокруг общественных проблем. Однако, формируя первичные параметры гражданского общества, модерного общественного сознания, преодолевая корпоративные рамки и вырабатывая основы этнополитических идеологий, общественность различных территорий Кавказского края все больше обосабливались в региональных пониманиях своих земских нужд, что во всей противоречивости созидательной и разрушительной силы проявилось в публичной политике под воздействием революции 1917 г.
Новейшая история
План государственной электрификации России, столетие которого отмечается в этом году, стал основой коренной экономической модернизации России, проведенной в чрезвычайно сжатые, по историческим меркам, сроки. Сегодня, когда многие исследователи занимаются поисками истинных авторов планов электрификации страны, сопоставляя вклад царского и большевистского правительств в его подготовку, и нередко придавая этим спорам идеологическую окраску, авторы настоящей статьи на примере Кавказского района доказывают безусловную преемственность планов электрификации. Более того, источники свидетельствуют о том, что создателями практически всех технических проектов и планов – и в царское, и в советское время – являлись одни и те же люди – крупные ученые, инженеры-энергетики, которые принимали активное участие в разработке плана ГОЭЛРО.
В статье рассматриваются проблемы осуществления государственной национальной политики в один из сложных периодов советской истории. Именно в 1960 – 1980-е годы проявились трудности взаимодействия центра и национальных регионов страны, ощущалось влияние последствий превалирования персонифицированного фактора в национальной политике. Значительное внимание уделено анализу событий на территории Северо-Кавказского региона, где отчетливо проявлялись специфика национальной политики, выражавшаяся в характере мер, проводимых центром в этой сфере. Шел процесс выработки новых социальных технологий ее реализации с целью гармонизации межэтнических отношений. Приоритетное значение приобрели вопросы социального плана, связанные с исправлением ошибок прошлого, прежде всего – последствий принудительных переселений этнических групп населения, целых народов. Этим были нарушены, в частности, выработанные народным творчеством основы нацие-строительства. В исследуемый период существенно изменились формы и методы взаимодействия граждан с органами партийной и советской власти, совершенствовалась политическая система. Состояние экономического сектора государства стало самостоятельным фактором, влиявшим на общественно-политическую жизнь многонационального сообщества. Требуют нового осмысления уроки идеологической и политической работы по решению такой кардинальной задачи как формирование общности «советский народ». Эта концепция отражала не только идейно-политическую конъюнктуру начала 1970-х годов, потребовалось полстолетия, чтобы стало возможным констатировать ее воплощение в жизнь. Вместе с тем в этот период был утрачен тот динамизм проводимых преобразований, который наблюдался в этой сфере жизни общества в 1920-е годы, утрачивала свое значение и устоявшаяся «модель» его развития. Общество испытывало потребность в модернизации многих сторон сферы межэтнических отношений. Примером реализации этих мер выступал и Северо-Кавказский регион (восстановление национальных государственных образований, решение территориальных проблем, совершенствование системы управления, проведение комплекса мер по внедрению в жизнь новых социальных технологий по управлению национальными процессами, обращение к положительным практикам прошлого в осуществлении преобразований, консолидация граждан на основе созидательных задач). Далеко не все планы развития советского общества были реализованы в рассматриваемый период, что в определенной мере объясняет его дальнейшую судьбу.
В статье, на основе двух типов источников – государственных и частных архивов Франции и семейного архива Шаковых-Страйхорн рассматриваются судьбы нескольких поколений одной из кабардинских фамилий – Шаковых. Один из известных представителей адыгской интеллигенции – доктор Измаила Магометовича Шакова родился в 1878 г. в Кабарде и сделал отличную карьеру в Российской империи. Он получил высшее медицинское образование, имел медицинскую практику и основал свою клинику в Грозном. Женился, в семье было трое детей. Революция 1917 г. во многом изменила его жизнь. Он был вынужден вместе с семьей эмигрировать во Францию. В статье анализируется профессиональная и общественно-политическая жизнь Измаила Шакова в эмиграции, описана его семейная жизнь в Грозном, Нальчике и Париже. Отдельно автор рассматривает круги общения Шакова в Париже (мусульманский, русский и кавказский). В Париже родилась внучка Фатима, которая вышла замуж за американца. Супруги переехали на постоянное жительство в США. С этого времени начинается новая страница жизни Шаковых. В США родились правнуки и праправнуки Шаковых, которые стали американцами. Потомки потеряли национальную и религиозную идентичность, кабардинские корни. Авторы анализируют причины сложившейся ситуации.
Авторы данной статьи ставят целью осветить основные вехи жизни и научной деятельности М.Х. Герандокова, ученого, государственного и общественного деятеля в свете социокультурных тенденций второй половины XX – начала XXI вв. Его образование, становление как личности и профессиональная деятельность в известном смысле служат зеркалом советской культурной революции, как она совершилась на Северном Кавказе. Он вполне успешно вписался в советскую общественно-идеологическую систему и получил признание со стороны государства как эффективный руководитель. В каждой профессиональной сфере и на каждом этапе своей карьеры М.Х. Герандоков совмещал практическую деятельность с интеллектуальным поиском, стремлением охватить более широкое историческое, социальное и культурное значение той конкретной отрасли, в которой он работал. Это позволяет характеризовать его не просто как советского служащего, профессионала, руководителя, но как интеллектуала и интеллигента в том смысле, который это понятие приобрело в российской культуре. Логичным стал приход М.Х. Герандокова в науку. Предметом его исследований стали содержательные и организационные аспекты эволюции национальных культур народов Северного Кавказа в XX в. Обретенная таким образом широта взгляда на общественно-исторические процессы дала ему возможность ответить на мировоззренческий кризис, связанный с крушением советской общественно-идеологической системы, личностной интеллектуальной перестройкой, в которой была удержана та диалектика национального и интернационального, локального и общецивилизационного, которая всегда была в центре его внимания.
Этнология, антропология и этнография
В работе публикуются данные об уникальном историческом памятнике – Джинальском гроте с петроглифами, расположенном в горной и малодоступной местности близ города Кисловодска у западной части административной границы между Ставропольским краем и Кабардино-Балкарией. Исторический памятник известен историкам-краеведам с конца 70-х гг. ХХ в. Весьма краткое научное описание грота было опубликовано в 1983 г. без указания точного места нахождения памятника. 30 августа 2020 г. грот и рисунки на его стене были осмотрены и сфотографированы одним из авторов настоящей статьи. Эти материалы, а также предыдущие публикации, посвященные гроту и его фризу, стали основой для данной научной работы. В статье характеризуются тамги и рисунки Джинальского грота. Также говорится о сводах тамг XVIII-XIX вв., известных в предгорных и горных местностях Предкавказья. Далее характеризуется этнический состав населения долины реки Юцы и ближайшей округи в конце XVIII – первой половине XIX в. В результате проведенного исследования авторы пришли к выводу о том, что Джинальский грот до начала или середины XIX в. использовался местным кабардинским и абазинским населением в качестве святилища. Здесь, вероятно, проводились языческие обряды, связанные с культами скотоводства, плодородия и охоты.
Цель настоящей статьи – не простая фиксация феномена множественных трансформаций молодежных ролей и статусов последних двух столетий, а понимание их неизбежности и объяснение специфики проявлений ментально-исторического опыта в современных условиях. Анализ различных точек зрения на молодежь, как социально-демографическую группу, позволили рассмотреть объект (региональную молодежь) с различных сторон. Гендерная методология, использованная при изложении темы, выявила дифференцированные поведенческие предписания и установки для молодежи в традиционном и современном обществе. Хронологический подход позволил скрупулезно рассмотреть изменения в исторической ретроспективе. Широкое использование статистических данных, материалов полевых исследований и результатов авторских социологических опросов определили практическую ценность исследования. Советское время и постсоветский период в КБР рассмотрены как время коренных перемен, повлекшее за собой изменения всех сфер молодежной повседневности, включая религиозную, брачно-семейную, обрядово-ритуальную и др. Поскольку на современном этапе ключевым фактором среди идеологических становится религиозный, то при анализе современного положения молодежи в КБР основной акцент сделан на «исламское возрождение» и его культурно-преобразующую роль.
Проблемы современного общества и экономики
В общественно-политической жизни современной России одно из наиболее значимых мест занимает политика исторической памяти. После безуспешных попыток «новой» российской элиты в 90-е годы XX века приобщиться к культуре и истории Европы, перекроив страну по образцу западных стран, в обществе назрел запрос на самостоятельный путь развития, основанный на самобытности своего социокультурного пространства. В высших эшелонах власти появилось осознание необходимости консолидации общества посредством продвижения в массы идеи единой исторической судьбы народов страны. В этих условиях во всех регионах страны, в том числе и в Кабардино-Балкарии, активизировалась деятельность государственных и общественных организаций в направлении создания новых и популяризации уже имеющихся общероссийских коммеморативных практик, призванных объединить страну вокруг общей исторической памяти. В ходе исследования коммеморативные практики Кабардино-Балкарии были разделены на несколько основных групп: общегосударственные, общереспубликанские, этно-национальные, религиозные и коммеморации глобальной культуры. Также было выявлено, что значимое влияние на формирование коммеморативных практик в республике оказывают глобализационные процессы, особенно это проявляется в молодежной среде. Наибольшим конфликтным потенциалом обладают этно-национальные коммеморативные практики, связанные с историческим опытом титульных народов Кабардино-Балкарии.
Русский язык. Языки народов России
Статья посвящена исследованию наиболее продуктивных способов актуализации семантики контрадикторной противоположности в производных антонимах кабардино-черкесского языка. Актуальность исследования обусловлена ростом научного интереса к изучению характерных особенностей языковых универсалий, в частности – словообразовательных средств выражения семантики противоположности в конкретном языке для целей дальнейшего сравнительно-типологического описания антонимов, выявления общего и специфического в способах и моделях их означивания. Анализ фактического материала продемонстрировал, что экспликантами семантики контрадикторной противоположности, которая реализуется производными именными и адвербиальными антонимами чаще, чем другие типы оппозитивных отношений, выступают аффиксальные маркеры негации, в числе которых наибольшую продуктивность проявляют суффиксальные средства (за исключением префиксального форманта мы-), в то время как в других языках, например, в русском, широко представлены и препозитивные словообразовательные элементы. Результаты проведенного исследования имеют значение не только для систематизации инвентаря словообразовательных средств создания антонимичности в кабардино-черкесском языке, но и для решения вопроса границ антонимии, а также могут быть использованы для дальнейшего разноаспектного изучения данного явления как в кабардино-черкесском, так и в других языках.
Фольклористика
В адыгском эпосоведении образ нартского богатыря Тотреша рассматривается чаще всего в связи со сказанием о его поединке с нартом Сосруко. По этой причине он представляется персонажем или однозначно отрицательным, или же в оценочном плане не определенным. Такое впечатление не может рассеять и другое эпическое произведение, «Песня могучих нартов», в которой этот герой фигурирует как один из защитников нартского края. Между тем, данный образ встречается в ряде эпических сказаний адыгов, причем не всегда в негативном свете, хотя исследователи до настоящего времени не обращали достаточного внимания ни на это обстоятельство, ни на самого героя. В указанном плане особый интерес представляют два поэтических сказания-пшинатля «Войско устрашающий наездник одинокий» и «Раздвоенное копье Тотреша», которые привлекаются к рассмотрению впервые. Данным обстоятельством обусловлена актуальность темы настоящей статьи. Цель исследования – дать по возможности полное аналитическое описание сюжетики и основных мотивов сказаний о Тотреше, в связи с чем на протяжении всей работы в центре внимания автора остается анализ особенностей генезиса, эволюции и трансформации главных сюжетообразующих элементов, прослеживаются пути проникновения фольклорных универсалий в отмеченных сказаниях и определяются типы мотивов и сюжетов в соответствии с имеющимися указателями (АТ, СУС и др.). На основе проведенного анализа делается вывод, что большинство сюжетов об этом персонаже окончательно сформировалось на завершающем этапе продуктивного периода нартского эпоса в результате взаимодействия разностадиальных компонентов, что подтверждается наличием в них сюжетообразующих мотивов, основанных на архаических представлениях (змееборчество, бой отца с сыном или близким сородичем, «культурные подвиги» и др.), и мотивов более позднего происхождения (защита своей земли, культ силы и благородства и другие черты идеального средневекового рыцаря.). Стадиальное положение художественного образа получило отражение в его типологии и поэтическом языке сказаний. Проведенные наблюдения позволяют считать Тотреша одним из героев, чей образ является результатом логического завершения типов ключевых персонажей архаического эпоса адыгов.
Статья имеет целью осветить один из аспектов проблемы жанровой классификации карачаево-балкарского фольклора. Объектом изучения в данной работе стали пословицы и поговорки. Несмотря на то, что это два разных жанра устной словесности, в большинстве сборников они даются единым массивом. Не разграничиваются они и в основной части научных изысканий фольклористов. В тех же работах, чьи авторы предпринимают попытку отделить пословицы от поговорок (Т.Ш. Биттирова), предлагаемые для этого критерии представляются недостаточными. Поскольку паремии входят и в сферу интересов лингвистики как часть лексического фонда языка, для оптимального решения обозначенной задачи мы можем прибегнуть к опыту отечественных, в том числе и карачаево-балкарских, языковедов. Определенные трудности в этом процессе возникают вследствие наличия генетической связи, схожести содержания произведений рассматриваемых жанров, а также способности ряда пословиц и поговорок переходить друг в друга путем незначительного изменения формы. Проведенное исследование выявило сложность и неоднозначность проблемы классификации паремий. Тем не менее, при условии применения соответствующего комплекса критериев, выработанных на основе трудов фольклористов и лингвистов, подобное разграничение все же представляется возможным.
Литература народов Российской Федерации (литература народов Кавказа)
В предлагаемой статье на материале творчества А.Г. Дымова выявляются некоторые аспекты, характерные для исследовательской интерпретации литературы адаба адыгских просветителей. Рассматривается ряд положений, закрепившихся в основополагающих литературоведческих трудах, посвященных прогрессивным тенденциям конфессионального образования в Кабарде рубежа ХΙХ – ХХ столетий. Устанавливается степень соответствия понятия «адаб» сочинениям, написанным конфессионально образованными деятелями адыгской культуры. Затрагивается проблема интерпретационных пределов в литературоведческих исследованиях, признанных ключевыми по обозначенному периоду, рассматриваются способы презентации сочинений адыгских «арабистов» в современных изданиях: сборниках и антологиях. Прослеживается связь способов презентации материала с особенностями его восприятия. В целях более точного и полного научного понимания исследуемых сочинений доказывается необходимость учитывать идейный контекст исламского реформаторства. В ходе сопоставления способов презентации «Адаба» А. Г. Дымова в двух антологических изданиях, выявляется перестановка смысловых акцентов, которая оказывается неизбежной при ознакомлении с «урезанным» вариантом этого произведения. Внимание к эпизодам, обусловленным интерпретационными пределами, представляется важным постольку, поскольку сопряжено с необходимостью восстанавливать смысловые звенья, которые в свое время не могли быть представлены.
В статье рассматривается творчество балкарского писателя, патриарха сценической литературы Иссы Боташева (1925-1991). Исследовательское внимание фокусируется на драматических произведениях художника слова («Рассвет в горах», «Судьба Солтана», «Абрек», «На рассвете», «Подвиг горянки»), поскольку центральное место в его духовном наследии занимает драматургия. Особая заслуга писателя заключается в том, что он является основоположником историко-документальной драмы в балкарской литературе. Отмечается специфика художественного осмысления драматургом исторической эпохи, реконструкции событий прошлого с точки зрения эстетической и когнитивной мотиваций. Из анализа становится очевидным творческая попытка автора преодолеть господствовавшее на предыдущих этапах развития национальной словесности стереотипное мышление, выраженное в альтернативном принципе создания характеров, увлечении социально-историческим фоном в ущерб исследованию внутреннего мира действующих лиц, клишированном восприятии действительности и т.д. В работе выявляются новаторские тенденции (полифонизм конфлитных линий, определение нравственной сущности героя в условиях классового противостояния, синтез документального и художественного, обновление системы образов), характеризующие оригинальность мышления писателя, глубину и широту авторской позиции в решении сложных эстетических задач. Исследование показало, что Исса Боташев внес позитивные коррективы в процесс возрождения и актуализации драматургического направления в балкарской словесности второй половины ХХ века. Основными методами исследования являются историко-биографический, типологический.
Статья посвящена исследованию поэтического наследия кабардинского поэта Бетала Ибрагимовича Куашева. Поэтика и художественно-композиционная организация стихов и поэм Б. Куашева до настоящего времени не стали предметом отдельного исследования, чем и обусловлена актуальность заявленной темы. В статье впервые проводится комплексный анализ художественной парадигмы творчества поэта с акцентированием внимания на системе образов, метрико-рифмовочной конструкции произведений, жанровом разнообразии, а также на национально маркированном идиостиле автора. Исследуется уникальный и новаторский для адыгской (кабардино-черкесской) литературы инверсионный синтаксис, позволивший поэту провести реформу кабардинского стиха. Рассматриваются основные мотивные линии лирики и лиро-эпики Б. Куашева, выявляются виды рифм, использованные им в оригинальных сочетаниях (концевая рифма + фольклорная, например). Полученные результаты могут стать теоретическим подспорьем при дальнейшем исследовании творчества Б. Куашева, а также при изучении адыгской поэзии, в частности, лирических и лиро-эпических произведений. Они могут найти практическое применение в спецкурсах, исследовательских работах преподавателей, аспирантов и студентов.
Статья представляет собой осмысление творческой эволюции балкарского поэта С. Гуртуева и освещает основные моменты стадиальных изменений его тематической ориентированности и стилеобразующих моделей. Внимание сконцентрировано, главным образом, на мировоззренческих и гражданских проявлениях художественного и критического сознания автора, его эстетической программы. С. Гуртуев заявил о себе в начале 1960-х, в исторически переломный момент, когда национальная художественная мысль открыла новые варианты интерпретации традиционных для советской литературы понятий. Социалистические концепты и идеологемы у С. Гуртуева приобретают конкретное объектное наполнение и эмотивность. Особенностью поэтической рефлексии поэта становится интегрированность его лирического переживания в этноидентификационную составляющую сознания. Чувство родины, понимание своего единства с народом выражены и в образной системе художника. Патриотическая модальность его творчества актуализирована в лирическом отражении событий XX века (Великая Отечественная война, выселение балкарского народа (1944-1957); на завершающих этапах все более отчетливо звучит тревога за традиционные этнообразующие нормали и императивы, недостаточно устойчивые в реалиях современности. В этой связи обращение к «природной символике» в поисках национальной идентичности проявлено в произведениях с выраженной ностальгической компонентой (тбилисский и венгерский циклы, стихи о Зелена Гуре, посвящения матери и др.). Особое внимание в статье уделено моделям дешифровки ключевых концептов поэтики С. Гуртуева («желтый всадник» «дерево», «гора») и вскрыта их органическая связь со спецификой этико-эстетических представлений карачаевцев и балкарцев.