Общие проблемы регионального развития
В статье обсуждается несколько вопросов, имеющих отношение к проблемам построения обобщающих трудов по истории Северного Кавказа. Первое. Возможно и необходимо решать концептуальные проблемы исторического кавказоведения исходя из конкретной познавательной задачи и вида работы, а не только из содержательных характеристик различных теоретико-методологических подходов и специфики предмета изучения. Второе. Центральной методологической проблемой обобщающих историй (региона в целом либо отдельных народов и республик) является проблема исторического синтеза. Третье. Исторический синтез, реализуемый в обобщающем национально-региональном нарративе, имеет специфическую природу и условно определяется в данной статье как «субъектный синтез». Четвертое. Одной из предпосылок достижения научной объективности обобщающих историй является рациональная саморефлексия социокультурных и политических субъектов регионального исторического процесса на его современном этапе, которая реализуется в теоретико-методологическом поиске научного сообщества. Научная значимость решения обозначенной проблемы обусловлена тем, что оно необходимо для формирования синтезной концепции истории России, в которой ее развитие как государства, общества и цивилизации будет представлено в единстве и взаимной обусловленности; истории народов России будут представлены как дополнительные относительно друг друга и относительно национальной российской истории; будут предложены убедительные основания для исторической идентичности и диалога социокультурных субъектов «текущей российской истории», для их ориентации в современной мировой реальности, для осознанного выбора ими общего будущего.
Археология и древняя история
В статье публикуются материалы раскопок Закубанской экспедиции Государственного Эрмитажа на поселении Мешоко в 2008 г. Поселение расположено на окраине пос. Каменномостский, в Майкопском районе Республики Адыгея. Раскоп VI площадью 25 м² содержал отложения, относящиеся к позднему периоду существования памятника. Культурный слой связан с горизонтом темно-серого гумусированного суглинка, насыщенного щебенкой. Анализ находок показывает существование заметных отличий между материалами, залегающими на поверхности слоя щебенки, и материалами, происходящими из нижней части этого слоя. Последние обнаруживают определенное сходство с находками, относящимися к раннему периоду существования памятника. Эти наблюдения говорят о том, что переход от культуры, представленной материалами нижнего слоя поселения Мешоко, к культуре его верхнего слоя не был абсолютно резким и содержал элементы эволюции.
В статье приведены определения фаунистических остатков из раскопок Закубанской экспедиции Государственного Эрмитажа на поселении Мешоко в 2008 г. Всего до вида удалось определить 606 костей. Наибольшее количество остатков принадлежит свинье, на втором месте находится корова, заметно меньшую долю занимает мелкий рогатый скот, дикие виды не превышают 3,5 процента, отсутствуют такие домашние животные как собака и лошадь. На основании соотношения основных групп млекопитающих выделяются три группы энеолитических поселений. В первой группе (поселения Мешоко, Ясеневая поляна, хутор Веселый) ведущая роль принадлежит корове и свинье. Во второй группе (Каменномостская пещера, Хаджох, Гуамский грот) наиболее значительное место занимает овца и коза, высока доля костей диких животных. Ей близка третья группа, особенностью которой является присутствие костей лошади (поселения Мысхако I, Замок).
Рассматривается использование корневой морфемы кас для названия древних и средневековых народов Евразии: касков, касситов, каспиев, черкесов. Устанавливается связь данного этнонима с богом луны в хаттском, каскейском, касситском пантеоне – Каску/Кашшу. Выясняется, каким образом все это может быть соотнесено с культом луны и солнца на Кавказе, с формулой самоидентификации черкесских князей, с геральдическими символами древних народов Ближнего Востока и Египта, а также с самоназванием касситов – галцу. Представлены этимологии эндоэтнонима галцу и этнонима кас, сведения о вторичном использовании этнонима кас для названия стран, рек, гор (Кавказ), моря (Каспий), городов и т.д. Подчеркивается, что географически и семантически этноним кас связан с древней историей черкесского народа.
Средневековая и новая история
В статье рассмотрены некоторые особенности взаимодействия учреждений локального судебно-административного контроля в Большой и Малой Кабарде в 1793-1822 гг. Для этого охарактеризованы роль и место Моздокского верхнего пограничного суда в системе органов власти и управления в регионе, определена подсудность и подведомственность пограничного суда и родовых судов и расправ, проанализированы формы их коммуникации, определена специфика и подходы властей к решению кадрового вопроса и закреплению статуса избираемых на должности судей и расправных заседателей представителей местных этноэлит. Определена роль в этом процессе приставов (начальников) Кабарды и специально прикомандированных к родовым судам российских военных. Обозначены подходы российских властей к комплектованию кадрами родовых судов и расправ, описаны механизмы назначения и утверждения в должностях судей и расправных заседателей, рассмотрены связанные с этим сложности. Охарактеризованы последствия введения в Большой и Малой Кабарде учреждений локального судебно-административного контроля и реакция местного населения на эти новшества. Приведены сведения о реорганизации системы правосудия в этом регионе в 1806-1807 гг. Обращается внимание на то, что введение первоначальных форм судебно-административного контроля на Центральном Кавказе имели неоднозначные последствия (с одной стороны, получение жалований и воинских званий служащих эти судов, с другой – их бойкотирование и уклонение от исполнения возложенных новой системой обязанностей).
В статье рассмотрена деятельность командующего на Кавказской линии генерала Г.А. Емануеля на Центральном Кавказе во второй половине 20-х гг. XIX в. С опорой на архивные источники показана его роль в организации первой военно-научной экспедиции к Эльбрусу в 1829 г., ставшей одной из форм военно-разведывательного изучения региона периода Кавказской войны. Дана характеристика взаимодействия Емануеля с горскими народами Центрального Кавказа и освещены отдельные аспекты административной практики в этом регионе. Проанализирован его вклад в урегулирование этнополитической ситуации на Центральном Кавказе и стремление наряду с военным давлением использовать «меры мирных сношений с горцами». Показано, что с именем Г.А. Емануеля в должности командующего войсками на Кавказской линии связаны весьма значимые события в истории народов Центрального Кавказа: принесение присяги на верность российскому престолу и первые шаги в их политико-административной интеграции в состав Российского государства.
Съезды доверенных – самобытный институт не земского окружного самоуправления кабардинцев и балкарцев, регулярно функционировавший под контролем коронной администрации. На основе архивных источников и материалов пореформенной периодической печати рассмотрены сюжеты, связанные с инициативами общественных представителей по изменению административно-судебного порядка в Нальчикском округе. Предметом ходатайств были расширение компетенции сельских судов, перераспределение полномочий между окружными и низовыми судебными органами, а также реорганизация деятельности Нальчикского горского словесного суда для его наилучшего соответствия соционормативным традициям кабардинцев и балкарцев. Несмотря на неуспешность большинства ходатайств, многочисленные вертикальные коммуникации по проблемам улучшения и развития местной системы судопроизводства, инициированные съездом доверенных, а также факт учреждения и регулярного функционирования Временного отделения Нальчикского горского словесного суда свидетельствовали о гибкости административных практик областного и, прежде всего, окружного руководства, находившихся в поиске оптимальных форм властного взаимодействия с местным населением.
Новейшая история
В кабардино-балкарской историографии личность Назира Катханова освещена в контексте временного союза большевиков с северо-кавказскими шариатистами в период гражданской войны, его активной роли в восстановлении советской власти в регионе, деятельности в качестве главы Представительства КБАО при ВЦИК. Разрозненные сведения о его работе на посту Уполномоченного Национального отдела Главного экономического управления ВСНХ СССР по Северному Кавказу дополнены новыми документами, выявленными автором в фондах Государственного архива Российской Федерации и Российского государственного архива социально-политической истории. Они дают расширенное представление о Н.А Катханове как государственном деятеле северокавказского и союзного уровня, позволяют судить о его профессиональной компетенции, организаторских и аналитических способностях. Таким образом, новые документы из фондов Государственного архива Российской Федерации и Российского государственного архива социально-политической истории характеризуют Н. Катханова не только как священнослужителя, но и как светского человека, не только как военного деятеля, но и как созидателя, строителя новой жизни. И уж конечно, он не был врагом народа, и позорный ярлык был приклеен к нему незаслуженно, клеветнически. Н. Катханов горячо любил свой край, все народы Северного Кавказа. Они хорошо знали его, верили ему и единодушно избрали его своим Уполномоченным. И это доверие Н. Катханов оправдал сполна.
В данной статье на основе опубликованных материалов, архивных документов и других источников исследуется опыт центральных и местных органов власти, трудовых коллективов и всего населения Кабардино-Балкарии по восстановлению народного хозяйства в условиях военного времени. Проанализированы принятые нормативные документы по возрождению промышленности и сельского хозяйства республики. Раскрывается особенности процесса восстановления промышленного потенциала транспортной сети и связи республики. Особое внимание уделяется возрождению и развитию предприятий оборонного значения:, таких как Нальчикский машиностроительный завод №4, Тырныаузский вольфрамо-молибденовый комбинат, Баксанская гидроэлектростанция, Докшукинский ацетоно-бутаноловый завод, Нальчикская кондитерская фабрика. Анализируется ход восстановления и развития аграрного сектора экономики. Подводятся итоги восстановления промышленного и сельскохозяйственного производства. Отмечается, что благодаря помощи финансовыми средствами, оборудованием, техникой, специалистами Союзного государства, регионов и самоотверженному труду рабочих, колхозников, инженерно-технических работников Кабардино-Балкарии позволили возродить большинство промышленных предприятий, восстановить колхозы, совхозы, МТС и направить их продукцию на удовлетворение нужд фронта, республики, страны. Несмотря на определенные успехи в развитии народного хозяйства, достигнуть довоенного уровня промышленного и сельскохозяйственного производства в республике не удалось.
Статья посвящена идейно-организационному становлению балкарского национального движения во взаимосвязи с динамикой общероссийского и республиканского общественно-политического развития в середине 1980-х – начале 1990-х гг. Политика перестройки и гласности сделала возможным открыто обсуждать исторические и актуальные проблемы балкарского народа, ранее находившиеся под запретом, в частности, «полная реабилитация» всех попранных прав сталинским режимом. На этой идейной основе происходит организационно-политическая консолидация балкарских общественных организации и депутатов всех уровней власти в единый представительский орган со своей программой. В политическом плане важно было то, что от имени народа теперь говорили не отдельные организации, а его представительный орган – съезд, подтвердивший комплекс национальных целей и требований. В правовом плане принципиальное значение имел Закон РСФСР «О реабилитации репрессированных народов» от 26 апреля 1991 г. Ключевое положение балкарской национальной программы о восстановлении балкарских районов по состоянию на 1944 г. выступало как требование закона. Длительное затягивание со стороны органов государственной власти республики в отношении законных требований балкарского движения территориальной реабилитации к привело принятью 17 ноября 1991 г. съездом балкарского народа Декларации о провозглашении Республики Балкария и национального суверенитета балкарского народа; созданию Национального Совета Балкарского Народа (НСБН) как высшего органа власти; неучастие балкарского населения съезда в выборах Президента КБССР. Таким образом, при активном, а в некоторых отношениях – решающем участии балкарского национального движения к концу 1991 г. в Кабардино-Балкарии сложилась новая политическая реальность. Дальнейший ход политического развития обернулся постепенным отступлением от достигнутого рубежа и поворотом от консолидации к размежеванию в национальном движении. При взгляде с исторической дистанции принципиально важным здесь является то, что движение в обоих направлениях оставалось в мирных рамках.
Этнология, антропология и этнография
Целью настоящего исследования стало изучение ментальных установок в культуре черкесов в отношении смерти и их проявление в повседневной практике. Выбор Кавказской войны (1763-1864) как хронологического периода для анализа предмета исследования обусловлен драматизмом исторических событий, мобилизовавших знаковые элементы обыденного уклада, которые характеризовали культурную самобытность народа. Статья опирается на источники нарративного, фольклорного и этнографического характера. Были применены современные научные методы и подходы истории повседневности, гендерной истории, истории ментальности. Применение их инструментария позволило раскрыть мотивацию поведения перед лицом смерти и ее восприятие черкесами в условиях затяжной войны: чувство страха, проявление бесстрашия или тревоги, ментальные изменения. Черкесы предстают не как абстрактная сторона конфликта, а как исторический субъект. Кавказская война состояла не только из битв, побед и поражений, ее наполняли конкретные судьбы, истории подвига и предательства, женские плачи и песни памяти. Война, с одной стороны превращает смерть в ежедневную реальность, с другой – возвышает частные скорбные переживания до значения национальной трагедии. В процессе изучения поставленной проблемы отмечены две разнонаправленные тенденции в развитии традиционных ритуальных практик: их культивация в условиях длительного военного противостояния и эрозия ментальных оснований традиционной культуры в результате колонизации края. В статье рассматривается отношение женщин к военным потерям (переживания, жертвы, стойкость, ритуальные функции) и их роль в формировании духа сопротивления у мужчин (механизмы психологического воздействия), а также отношение черкесов к погибшим на поле боя. Изучение этнографии смерти приводит авторов к выводу о значении ритуально-обрядовой культуры, как составной части идеологии борьбы за независимость, и семантического текста, транслирующего потомкам самобытные культурные ценности.
Статья посвящена анализу ключевых аспектов черкесского вопроса на Юге России. Рассматриваются как исторические предпосылки становления черкесского ирредентизма, так и его актуальное состояние. Выделяются три основных аспекта черкесского вопроса на Юге России в XXI веке: требования черкесских национальных движений признания Россией событий периода Кавказской войны геноцидом черкесов (адыгов); призывы черкесских общественных организаций к российским властям о необходимости проведения политики репатриации адыгов (черкесов) на историческую родину; попытка актуализации в политическом дискурсе черкесскими общественными организациями идеи создания единого черкесского субъекта на территории Российской Федерации. Автор приходит к выводу, что при рассмотрении этих проблем в плоскости практической политики, в качестве задач, подлежащих безотлагательному решению, они приобретают дополнительную сложность и являются практически нереализуемыми. Также делается вывод о том, что, несмотря на определенный спад черкесского вопроса после 2014 года, говорить о его окончательном снятии с этнополитической повестки дня Юга России в настоящее время довольно преждевременно, поскольку комплекс образующих его идейных единиц представляет собой символическое выражение реальной специфики и проблем современного «черкесского мира», где различные группы черкесского населения, находящиеся в отличных друг от друга политических и социально-культурных условиях, сохраняют общую идентичность, важной составляющей которой является ряд трагических для черкесского этноса событий прошлого. В связи с тем, что ряд запросов черкесского национального движения в сфере практической политики не может быть реализован, важное значение приобретает поиск позитивных ответов на них в рамках символической политики.
Фольклористика
В статье рассматривается проблема эволюции архетипической структуры, перешедшей из мифа в архаический эпос и сохраняющейся вследствие адаптации к изменениям социокультурного и мировоззренческого характера. С опорой на сюжеты историко-героических сказаний, возникших на относительно поздней стадии продуктивной жизни народного эпоса, исследуются этапы эволюции мотива чудесного рождения героя. Обращается внимание на поступательные изменения в общественном сознании, которыми обусловлен переход мифологического нарратива в область художественного творчества, анализируются различные формы воплощения архаической модели повествования, непосредственно в связи со стадиальными изменениями в области мировосприятия и характера отражения действительности. Устанавливается, что и рассматриваемый мотив, и некоторые другие, зародившиеся как способы межпоколенной трансмиссии верований, могут иметь связь с ритуалoм инициального характера. Секуляризация мифологического нарратива не отрывает мотив от исходной системы мировосприятия. Поэтому в раннем типе эпоса мотив может оставаться по форме предельно близким к мифу. Но она же усиливает в повествовании эстетическую функцию, благодаря чему в поздних эпических циклах структура обретает новое оформление, сообразуясь с эволюционными процессами в области восприятия.
Литература народов Российской Федерации (литература народов Кавказа)
Анализ северокавказской прозы с точки зрения специфичности употребления архаической образности мыслится перспективной линией современного литературоведения. В данной статье предполагается рассмотрение знаковых форм воспроизведения этнической картины мира через мифологическое сознание, фиксированные представления человека о структуре привычного жизненного пространства, механизмы осуществления самоидентификации этноса. Символы, мифологемы и архетипы как прямые трансляторы подобной информации, становятся предметом данного исследования, объектом литературоведческого анализа является материал региональной литературы. В качестве иллюстративного материала в работе представлены характерные примеры эпических произведений, в которых обнаруживаются различные формы адаптации мифа, устойчивой символики, канонических сюжетов и фольклорных стилизаций, т.е. весь арсенал изобразительно-выразительных средств, подразумевающих привнесение в художественный текст условно-метафорического содержания. При анализе обозначенной проблематики мы руководствовались следующими критериями: стремлением в сопоставительном ключе рассмотреть художественные образцы, демонстрирующие специфику этнического мировоззрения; исследовать тексты эпических произведений в плане совпадения трактовок знаковых образов и ценностных установок. Материал исследования довольно обширен и разнороден, ввиду чего мы сочли необходимым сосредоточиться на узловых моментах межнациональных взаимосвязей, с тем, чтобы выявить типологические черты и национально обусловленные различия в интерпретации архетипической образности.
В статье изложены факты творческой биографии известного деятеля культуры Кабардино-Балкарии Бетала Мачраиловича Пшунокова. Его литературные опыты пока не становились объектом внимания исследователей. Актуальность подобной работы определяется тем, что без внимания к литературному наследию Бетала Пшунокова картина творчества известного в республике композитора-мелодиста останется неполной, а в истории кабардинской литературы будет пробел. Для истории кабардинской литературы он интересен еще и тем, что во многом продолжает творческие начинания своего отца, Мачраила Тликешевича Пшунокова, представителя национальной интеллигенции 1930-х годов, одного из тех, кто стоял у истоков кабардинской советской литературы. В настоящей работе представлен краткий обзор литературного творчества Бетала Пшунокова. Охарактеризованы его лирические произведения, песенная поэзия, драматургия и публицистика. Особое внимание уделено его рукописному наследию, в особенности воспоминаниям. Фрагменты воспоминаний публикуются впервые.