ИСТОРИЯ, ЭТНОЛОГИЯ И АРХЕОЛОГИЯ. Археология и древняя история
Кабардино-Балкария – республика с богатым археологическим наследием. На ее территории представлены археологические памятники от эпохи палеолита до Позднего Средневековья. В статье предложена классификация погребальных сооружений кобанской археологической культуры в данном регионе. Отмечается, что их изучение дает возможность выявить особенности погребального обряда местного населения и проследить динамику его ритуально-обрядовой деятельности на протяжении всего периода существования этой культуры. Для этого предпринята попытка конкретизировать предложенную в 1989 г. В.И. Козенковой типологию с учетом специфики погребальных сооружений кобанской культуры, выявленных на территории Кабардино-Балкарии. В работе отмечается, что потребность такого пересмотра и уточнения известных классификаций с определением локальных особенностей на материалах КБР усиливается на фоне резкого увеличения количества обнаруженных погребальных сооружений и появления новых исследований памятников кобанской культуры. В ходе исследования погребальные сооружения классифицированы с учетом их дифференциации на простые и сложные. Рассмотрены 2 типа простых (погребения в грунтовых ямах овальной, прямоугольной или подпрямоугольной форм и погребения в каменных ящиках) и 3 типа сложных погребальных сооружений (курганы с каменным покровом с грунтовыми погребениями, курганы с каменными ящиками и каменным покровом из булыжников и каменные гробницы). Каждый из предложенных типов погребальных сооружений охарактеризован с учетом деления на подтипы. Выявлено, что практически ни в одном могильнике кобанской археологической культуры на территории КБР не прослеживается соблюдение единого типа погребального сооружения.
ИСТОРИЯ, ЭТНОЛОГИЯ И АРХЕОЛОГИЯ. Средневековая и новая история
В статье анализируется делопроизводственная документация управления Центра Кавказской линии в 30–50-х гг. XIX в. Исследование основано на анализе документов как самого управления Центра Кавказской линии, так и организаций, состоявших с ним в деловых отношениях. Проводится содержательный и структурный анализ различных по видовой принадлежности документов: циркуляров, предписаний, рапортов, прошений, именных, кондуитных и формулярных списков, отчетов начальника Центра Кавказской линии, адресованных Штабу войск на Кавказской линии и Черномории. Обращается внимание на порядок взаимодействия начальника Центра с подведомственными (Временный Кабардинский суд, приставы, начальники крепостей и укреплений) и вышестоящими (Штаб войск на Кавказской линии и Черномории) учреждениями. Затрагиваются особенности формального взаимодействия начальника Центра Кавказской линии и органов локального судебно-административного контроля с представителями привилегированных и зависимых социальных групп населения. Анализируются механизмы делопроизводства в процессе развития судебно-административного аппарата на Центральном Кавказе и предпринимается попытка определить место начальника Центра Кавказской линии в вертикали военно-административного контроля на Центральном Кавказе в 30–50-е гг. XIX в. Исследуется информативная отдача отдельных групп документов при изучении разных направлений деятельности управления Центра Кавказской линии. Делается вывод о практической значимости исследованных материалов и перспективах их дальнейшего изучения. Очерчивается круг направлений, для исследования которых могут быть полезны выявленные группы документов: реконструкция крепостей и укреплений, входивших в состав Центра, выявление кадрового состава управления Центра Кавказской линии и т.п.
ИСТОРИЯ, ЭТНОЛОГИЯ И АРХЕОЛОГИЯ. Новейшая история
В статье рассматриваются вопросы, связанные с административно-территориальным устройством Терской области на протяжении революции и Гражданской войны 1917–1921 гг. Делается вывод о том, что различные региональные режимы пытались претворить в жизнь свои национально-территориальные проекты. Однако, ни горско-казачье Временное Терско-Дагестанское правительство, ни большевистская Терская советская республика, ни либерально-националистическая Горская республика, ни белогвардейский Терско-Дагестанский край не смогли в должной мере овладеть симпатиями основной массы местного населения. Приводится заключение о том, что только советский проект, связанный с созданием Горской АССР, смог привлечь горские народы бывшей Терской области на свою сторону, перехватив политическую повестку у горского либерально-националистического политического направления, и обеспечить минимум лояльности новой власти.
В статье на основе анализа историографии по теме исследования выявлены проблемы, требующие изучения; определены цели, задачи, методология исследования. На основе новых архивных документов и других источников проанализированы проблемы организации материальной и финансовой помощи предприятиями, колхозами, совхозами и тружениками тыла Красной Армии. Рассмотрены основные направления, формы и методы деятельности государственных, партийных органов и общественных организаций, направленных на сбор средств в Фонд обороны страны и приобретение боевой техники, подписку на Государственные военные займы, сбор теплой одежды и подарков для бойцов и командиров воинских частей и соединений. Проанализированы мотивы патриотического движения советских граждан, направленного на оказание помощи фронту. Сделан вывод о том, что основными направлениями материальной и финансовой помощи тыла Красной Армии стали, возникшие по инициативе тружеников движения: сбор средств в Фонд обороны страны и приобретение боевой техники, подписка на Государственные военные займы, создание хлебного фонда, сбор теплой одежды, подарков для бойцов и командиров воинских частей и соединений.
В статье рассматривается проблема антисоветских проявлений на Северном Кавказе в период Великой Отечественной войны как сложившийся в академическом пространстве подход для описания политической ситуации в национальных автономиях. Обосновывается, что на этническую окраску в тезисах о «массовом предательстве» оказывают влияние ранние источники и факты – документы военного времени и сведения из них. Подчеркивается сложность перехода исследовательского дискурса от категорий «массовые антисоветские действия», «поддержка немцев со стороны сел, районов или народов» и вычисления «неприемлемого» уровня этнического коллаборационизма и бандитизма к концептуализации проблемы антисоветского подполья через попытки квалификации состава политических преступлений. На примере Кабардино-Балкарии авторы обращаются к анализу проблемы реакции и решений государства в контексте политического положения в национальных автономиях. Подчеркивается, что важно учитывать не только теоретические аспекты, но и практические результаты политики Германии, направленной на развязывание антисоветской борьбы на Северном Кавказе. Основной вывод исследования заключается в том, что в условиях постсоветского методологического плюрализма и возрождающейся героической концепции актуализируется роль исследований, не столько избегающих «неудобных тем», сколько обосновывающих научную несостоятельность тезисов о массовом антисоветском фронте в национальных автономиях Северного Кавказа.
ФИЛОЛОГИЯ. Литература народов Российской Федерации (литература народов Северного Кавказа)
В статье осуществлен анализ лирики классика балкарской литературы Кайсына Шуваевича Кулиева. Наличие концепта времени в творчестве поэта является особенностью индивидуально-авторского стиля. Данный концепт формирует окружающую действительность, ориентирует на поэтический эстетизм, глубоко личное переживание. В ходе исследования рассматривается целый перечень вопросов, связанных с теорией ускоренного развития, спецификой поэтического мышления, персонофикацией времени, поиска перспективных путей развития эстетического сознания народа на стадии перехода от традиционных рефлективных моделей, основанных на фольклорных представлениях, архетипах этнического мышления и идеологических оппозициях, к структурам новой формации. Высказывается мнение, что появление особого вида образов и переход их в сквозные символы,позволили К. Кулиеву расширить узкую семантику идеологических временных бинаров и преодолеть логическую атрибутацию концепта «время», создав ему обширный ассоциативный ореол, адресующий сознание читателя к реалиям повседневности. Поиск устойчивых стилеобразующих конструктов в процессе преодоления границ устоявшихся апперцептивных моделей, позволил К. Кулиеву создать особую поэтическую структуру, описывающую время в координатах его личной гносеологии, индивидуальной манеры осознания окружающего, позволявшую представлять национальному читателю темпоральные дефиниции вне рационально-понятийных эмблем, истолковывая их с помощью знакомых и освоенных на всех уровнях восприятия вплоть до сензитивных. Художественный концепт время в творчестве К. Кулиева формируется постепенно, вместе с поэтом, с эпохой. Следя за его художественной реализацией и трансформацией, автор статьи мы приближаемся к разгадке того, как великий балкарский поэт воспринимает, осознает, осмысливает время, к разгадке его внутреннего мира. На материале стихотворных произведений балкарских литераторов (К. Кулиев, К. Отаров, Х. Теммоев) автор показывает несколько способов вербализации концепта «время» в балкарской литературе.
В настоящей статье текст романа Фазиля Искандера «Сандро из Чегема» рассматривается точки зрения его соотнесенности с реалиями Абхазии 1900–1960-х гг., устройством абхазского быта и культурных феноменов, оказавших значительное влияние на художественное своеобразие данного произведения и творческий метод автора. Представляется важным обратить внимание на те факторы, которые зачастую воспринимаются читателем (вслед за критиками и литературоведами) как декорация или экзотический декор для того смыслового наполнения, которое подразумевает автор при работе над романом. Необходимо взглянуть на чегемский эпос Искандера под новым – абхазоцентичным – углом зрения: то есть при прочтении текста приняв в качестве отправной точки историю и этнографию абхазского народа (преимущественно ХХ в.), фольклорную традицию, ментальность народа и многие другие факторы.
Представленная статья касается только некоторых из обозначенных аспектов, в частности: атрибутирования героя по одной из его основных социальных ролей (тамада); определения границ хронотопа романа – времени и действия (причем в первом случае имеет большое значение не только абстрактная Абхазия, но и вполне конкретная абхазская усадьба – ее устройство и функционирование); особенности языка романа и попытка определить на каком языке говорят герои – русском или абхазском. Все это представляется особенно важным в связи с теми выводами о возможностях самосохранения народа в современном мире, которые автор приводит в своем литературном завещании, своеобразном постскриптуме к роману «Сандро из Чегема» – повести «Софичка».
Статья ориентирована на комплексный, концептуальный анализ романа З. Толгурова «Голубой типчак», целостную подачу различных семиотических уровней произведения. В работе определяется степень обусловленности эпическогоначала и принципов реализации авторского замысла историзмом мышления писателя. Немаловажной в трактовке смысловых перспектив художественного текста является категория времени. Доминирующие сюжетные линии рассматриваются через соотнесенность судеб главных действующих лиц с драматическим характером изображаемой эпохи 40–50-х гг. ХХ в. В исследовании подчеркивается полиаспектность проблематики произведения (идеологический, нравственный, психологический). В сопряжении с обозначенными тематическими блоками очерчивается потенциал символической образности романа. В качестве узловой содержательной линии выступает мысль о том, как идеологическая ситуация способна повлиять на судьбу человека, обусловить внутренние трансформации в нем, за которыми последует полное обезличивание, отрыв от этнических корней (показателен в этом плане образ мальчика Крыма). Повествовательное пространство эпического полотна способствует раскрытию мощного мифологического пласта, реализованного посредством параллелей с животным миром (на примере образов жеребца Алакёза и волчицы Гажай). Неоднозначная трактовка советской эпохи угадывается в значениях символа, выведенного в заглавие произведения. Голубой типчак в интерпретации писателя олицетворяет собой обманчивый облик коммунистической идеологии, подразумевая скрытую в ней опасность. В процессе исследования выявлен многоуровневый характер романного контекста, как следствие исторического подхода к осмыслению действительности.
Статья отражает специфику балкарской прозы в период господства социалистической идеологии, канонов нормативной эстетики. Следствием деструкции понятийно-концептуальных категорий стало вытеснение этнически маркированных констант проблематикой идеологического, «советского» плана. В довоенной балкарской прозе бинарно-оппозиционное («позитивное»-«негативное») эстетическое представление сохранялось в качестве основного метода фиксации и осмысления окружающего мира, идеологическое содержание описываемого полностью и однозначно определяло его аксиологическую позицию.
Этическая и мировоззренческая концептуалистика большевизма оставалась мотивационной базой психологических состояний героев национальной прозы и в первые послевоенные десятилетия. Поэтому говорить о выраженной национальной составляющей образных рядов произведений этого периода также не приходится: это проявлено и в обстоятельствах жизни героев, и в локализации сюжета. Практически невозможно установить, насколько соответствует изображенный, к примеру, М. Геттуевым тип горца реальным прототипам, насколько каждодневные заботы этноса были вытеснены в сознании людей вопросами социалистического строительства. Однако этот тип был растиражирован в огромном количестве произведений той эпохи. Сублимативные поведенческие мотивы, изображаемые авторами 50-х – 60-х гг. практически представляются прямым продолжением прозы довоенных лет. Тем не менее эта ситуация эстетической предопределенности дала толчок в развитии нарративного навыка, заключавшегося в текстуальном обосновании поступков персонажей. Понимание необходимости данного обоснования подготовило появление в произведениях специфической национальной составляющей, воплощенной больше не в именах и внешнем антураже, а в психологических характеристиках героев.
Методы исследования: историко-типологический, сравнительно-сопоставительный, гносеологический.
В предлагаемой статье на материале повести кабардинского прозаика Б. Мазихова «Пора листопада» рассматриваются приемы изображения внешности героев. Доказывается, что манера портретирования играет важную роль в передаче одной из сквозных идей повести. В небольшом по объему произведении наблюдается разнообразие средств обрисовки наружности и духовного мира героев, вместе с тем становится очевидной склонность автора к изобразительному лаконизму. В контексте привычных для передачи внешнего впечатления приемов, среди которых соприсутствие разных точек зрения, изображение отдельных либо поступательно нарастающих деталей, особую роль выполняет прием, условно обозначенный как «стертость черт». Характерно, что наибольшая семантическая нагрузка ложится на образы, прорисованные с наибольшей полнотой. Актуальность представленной работы обусловлена тем, что творчество Б. Мазихова в настоящее время остается неисследованным как с точки зрения его поэтики, так и концепции представленной в нем личности.
ОЧЕРКИ, ЗАМЕТКИ, РЕЦЕНЗИИ
Рецензия на книгу Р.С. Кандора «Процесс инкорпорации традиционных форм управления адыгов (черкесов) Северо-Западного Кавказа в структуру российской административно-политической системы (XIX – начала XX в.)» рассматривает основные исследовательские выводы монографии. Отмечается актуальность и высокий уровень научной работы. Утверждается, что автор дал фундированный анализ специфики взаимодействия традиционной и имперской политических систем в процессе инкорпорации адыгов в административные структуры Российской империи. Делается вывод, что монография является значительным и весомым исследовательским вкладом в адыговедение.