Preview

Электронный журнал «Кавказология»

Расширенный поиск
№ 3 (2022)
Скачать выпуск PDF

ИСТОРИЯ, ЭТНОЛОГИЯ И АРХЕОЛОГИЯ. Общие проблемы

15-40 16
Аннотация

На подступах к построению обобщающей истории Кабардино-Балкарии в профессиональном сообществе историков региона так или иначе должно быть выработано общее представление о соотношении дифференцирующих (этнических) и интегрирующих (социо-пространственных) измерений регионального исторического процесса. Предлагаемая работа имеет целью составить предварительное представление о соотношении «этнического» и «пространственного» в истории Кабардино-Балкарии на основе систематизации и анализа данных о генофонде современных кабардинцев и балкарцев. Обзор результатов исследований филогенетики и геногеографии показал, что на генетической карте Северного Кавказа они образуют особый интер-этнический ареал или кластер популяций, характеризуемых внутренней гетерогенностью своих генофондов и одновременно взаимной близостью генетических структур. Его формирование является результатом территориального соседства этно-социальных единиц и наличия плотной сети регулярных социальных взаимодействий между ними, воспроизводившейся на протяжении длительного исторического времени. Исторический нарратив, предметом которого является становление этого ареала, должен ориентироваться на выявление всех факторов и форм социальных изменений, не замкнутых в границы прошлого и границы этноса. Первым шагом вхождения частных этноисторий в общеисторическое пространство является их интеграция в региональный исторический нарратив. Пространственный подход позволяет полнее, чем подход, сосредоточенный на этничности, представить в нарративе народы региона в качестве агентов исторических изменений той внутренней и внешней среды, в которой они существуют. В результате самостоятельного исторического творчества кабардинского и балкарского народов сложилась Кабардино-Балкария, как историческая область, в которой они осуществляют свою жизнедеятельность и упорядочивают взаимные отношения. В этом состоит их вклад в историю Северного Кавказа, России и мира.

41-65 9
Аннотация

В работе анализируются пути реконструкции и концептуализации традиционной организации общества и власти Кабарды XVI–XVIII вв. Исследуются особенности представления в обобщающих трудах стадиально-типологических характеристик традиционного общества кабардинцев в комплексе социо-пространственных, социально-экономических и потестарно-политических условий развития. В качестве ключевых проблем, находящихся в фокусе исследовательского внимания, выделяются демографический, территориальный и хозяйственно-экономический факторы общественно-политического развития. Отмечается в целом противоречивость характеристики общественного строя средневековых северокавказских обществ в историографии, представленной в сводной картине истории «горского феодализма». Обнаруживается тенденция сведения анализа социальной организации кабардинцев к проблематике «особенностей» и «уровня» развития «кабардинского феодализма». В качестве трудно решаемой задачи акцентируется потестарно-политическая идентификация Кабарды XVI–XVIII вв. с точки зрения организационно-управленческих форм институционализации власти. Вместе с тем обращается внимание на развитие плодотворных традиций отечественной и зарубежной историографии, связанных с изучением ранних форм государственности и институциональных альтернатив и аналогов государству. Удачные трактовки общественной организации традиционного кабардинского общества и формы институционализации власти связываются с современными политантропологическими концепциями, в рамках которых дается оценка уровня развития рассматриваемых традиционных и архаичных общностей в процессе исследования степени сложности идеологической, экономической, социальной, демографической, территориальной составляющих.

ИСТОРИЯ, ЭТНОЛОГИЯ И АРХЕОЛОГИЯ. Средневековая и новая история

66-82 8
Аннотация

В первые десятилетия развития электроэнергетики водные потоки рассматривалась как наиболее мощный и экономически рентабельный источник энергии для крупных промышленных объектов и энергетических систем. Горные районы предоставляли удобные условия для строительства гидроэлектрических установок без затопления территорий и относительно низкими капитальными затратами. Поэтому Северный Кавказ стал одним из первых регионов России, на который обратили внимание гидроэнергетики. Статья посвящена проблемам проектирования первой высоконапорной Терской ГЭС на Кавказе, столкновению интересов нескольких групп предпринимателей, которые боролись за право ее строительства при поддержке различных групп влияния в высших кругах Российской империи и иностранных государств. В ходе этой борьбы интересы железнодорожников и энергетиков столкнулись с интересами политических и военных властей, в результате которой реализация проекта затянулась более чем на 100 лет.

ИСТОРИЯ, ЭТНОЛОГИЯ И АРХЕОЛОГИЯ. Новейшая история

83-94 8
Аннотация

В статье анализируются особенности государственного строительства народов Кавказа в переломный период российской государственности, отмеченный острыми драматическими событиями, -революциями 1917 г. Специфика предмета исследования, тесно связана с общероссийским политическим процессом, падением самодержавия в феврале-марте 1917 г. Сделан вывод о том, что следствием революций, включая октябрьский переворот, была не только трансформация социальных и политических институтов горского населения Кавказа, казачества этой на тот момент аграрной окраины нашей страны, но довольно жесткая борьба между местными политическими силами, которые стремились реализовать в регионе свои проекты национально государственного устройства. Однако ни один из них к 1918 г. так и не состоялся. Приводится заключение о том, что в условиях все более усиливающегося к концу 1917 г. социального и экономического кризиса, в массовом сознании северокавказского общества, Юга России, как в прочем основной части населения других регионов России брали верх леворадикальные тенденции, результатом чего стала гражданская война и строительство социализма в стране.

95-104 6
Аннотация

В статье затрагивается проблематика, связанная с созданием и ликвидацией одного из многочисленных государственных образований эпохи революции и Гражданской войны на Северном Кавказе. Либерально-националистический проект вылился в создание и существование в регионе на протяжении 1918-1919 гг. Горской республики. С одной стороны он идейно противостоял большевистскому проекту в виде Терской советской республики как части Северо-Кавказской Советской Социалистической республики, с другой – белогвардейскому Терско-Дагестанскому краю Вооруженных сил на Юге России. Показаны причины, по которым горская государственность не смогла противостоять более сильным оппонентам. Делаются выводы о том, что данный проект не мог существовать без внешней поддержки, а внутри не имел достаточной поддержки. Высказывается утверждение о том, что опыт Горской республики не пропал даром и был использован победившими в 1920 г. большевиками для создания собственной формы государственности для народов Северного Кавказа на протяжении 1921-1924 гг.

105-123 17
Аннотация

Статья посвящена известному политическому и партийному деятелю Левону Исаевичу Мирзояну, занимавшему высокие государственные должности в ряде регионов СССР, в частности Азербайджанской ССР, а Казахская АССР при нем была преобразована в союзную республику, правопреемником которой является современная Республика Казахстан. В последние годы под влиянием ангажированных политиков и историков деятельность известного политического деятеля, благодаря которому произошел невероятный цивилизационный скачок народа, ранее тысячелетиями кочевавшего по бескрайним азиатским просторам, подвергается фальсификациям и одновременно придаются забвению его заслуги перед Казахстаном и его народом. Ему приписываются чужие злодеяния, против которых он вел борьбу. Безусловно, деятельность республиканского руководства в конце 30-х годов не была лишена печати жестокой сталинской эпохи Великого перелома.

124-136 28
Аннотация

В первой половине 1920-х гг. параллельно развивались процессы поиска форм национально-государственного устройства горских народов и механизмов их административно-территориального управления. Решения этих вопросов были взаимосвязаны и взаимообусловлены. В основе политики советского государства лежал принцип экономического тяготения территорий и хозяйственно-экономического единства Северного Кавказа. В связи с этим для администрирования национальных автономий была создана Юго-Восточная область, а затем и Северо-Кавказский край, в рамках которых проявилась новая тенденция, связанная с консолидацией административно-политической элиты национальных автономий. В ее основе лежала необходимость ослабления территориальных конфликтов между горскими народами и укрепления политических и экономических основ национальных автономий. Вместе с тем региональные системы административно-территориального управления стали важным инструментом национальной политики советской власти. В целом была сконструирована эффективная система, интегрировавшая в себе федеральный, региональный и областной уровни власти и управления.

137-150 13
Аннотация

Статья посвящена жизни и общественно-политической деятельности трех поколений кабардинцев Кудашевых: Владимира Николаевича (1865-1945), сына Владимира Владимировича (1905-1979) и внука Александра Владимировича (1951). После Октябрьской революции 1917 г. и событий 1918-1919 гг. в Кабарде Кудашевы были вынуждены эмигрировать в Европу. Обосновались во Франции. Исследование основано на новых архивных материалах, полученных во Франции и Германии, а также на интервью, проведенные одним из авторов статьи, с А.В. Кудашевым в Берлине (2020-2022 гг.), которые уточняют данные монографии Дзагалова и Шапаровой (2010 г.). В процессе эмигрантской жизни взгляды Владимира Николаевича Кудашева, который всесторонне поддерживал российскую монархию и включение Кабарды в состав Российской империи, претерпели коренные изменения. Его сын пошел дальше: во время Второй мировой войны служил в немецкой армии. Кроме смены политической идентичности в эмиграции произошло изменение и этнической идентичности. Кабардинский язык, традиции ушли из семьи постепенно. Появились русские и немецкие корни. Внуки и правнуки Владимира Николаевича имеют немецкую идентичность. В статье рассмотрены особенности процессов смены политической и этнической идентичностей в семье Кудашевых.

151-162 23
Аннотация

В советский период процессы культурной модернизации и интеграции в различных регионах СССР исследовались с точки зрения позитивных достижений социалистического строительства, в постсоветский период итоги культурной революции начинают рассматриваться в контексте разрушения базовых традиционных ценностей, атеизации общества, русификации и др. Научная новизна исследования обусловлена культурологическим подходом к исследованию культурной революции как уникального феномена, обусловившего социокультурное и культурно-образовательное развитие региона. Анализ культурной революции как многогранного и разнопланового процесса позволил выявить несколько направлений этнокультурной интеграции (в системе начального, среднего и высшего образования, культурно-просветительской деятельности, средств массовой информации, самодеятельной и профессиональной художественной практики), выделить позитивные результаты преобразований в системе образования и культуры Кабардино-Балкарии. В качестве объекта исследования выступает культура кабардинского и балкарского народов, предметом анализа является изучение трансформации традиционной культуры в результате социалистических преобразований. Целью исследования является выявление позитивных результатов культурной революции 20-30-х гг. в Кабардино-Балкарии.

163-182 12
Аннотация

В статье раскрывается содержание научно-преподавательской деятельности видного кавказоведа М.А. Полиевктова (1872-1942) в Тбилисском госуниверситете в 1920-1930 годах. Опираясь на архивные материалы, впервые введенные в научный оборот, автор анализирует малоисследованные аспекты научной биографии М.А. Полиевктова. Впервые автор широко использует протоколы заседаний кафедры истории народов СССР за 1934-1940 годы, более ранние документы о работе ученого в Тбилисском государственном университете, и архивные материалы из личного фонда М.А. Полиевктова, характеризующие научно-педагогическую деятельность. В статье прослеживается динамика этой деятельности, подготовка курсов по источниковедению и историографии, методических пособий для работы со студентами и аспирантами. Своими работами М.А. Полиевктов заложил основы преподавания научного кавказоведения в Грузии. Его деятельность происходила в условиях жесточайщей общественно-политической борьбы в стране, волны которой достигали стен университета и отражались на судьбах преподавателей. Это нашло отражение в протоколах заседаний кафедры, выступлениях и трудах М.А. Полиевктова. Научно-преподавательская деятельность М.А. Полиевктова составляет органическую часть его научной биографии, и оставила заметный след в историографии кавказоведения.

183-203 17
Аннотация

В статье рассмотрено естественное движение населения в период голода 1932–1933 гг. на Северном Кавказе. Установлено, что на Дону, Кубани и в Ставрополье был высокий уровень учета населения и полный его охват, высокий недоучет сельского населения был в горных национальных автономиях Северного Кавказа. В Дагестане также был учет неместных и неизвестных в городах, но попали ли в статистическую отчетность неместные и неизвестные в других регионах Северного Кавказа не установлено. Проведена оценка родившихся и умерших на Северном Кавказе по регионам с поправкой на недоучет. Показано, что на Дону, Кубани и в Ставрополье почти одновременно и одинаково наблюдается типичный «голодный» пик весны 1933 г. Установлено, что наиболее высокая смертность сельского населения была в Ставрополье, Кубань и юг Дона пострадали несколько меньше и еще в меньшей степени – север Дона. Определены очаги катастрофической смертности и убыли населения. В горных автономиях и причерноморских районах Кубани отмечен положительный естественный прирост сельского населения. Установлено, что смертность городского населения Северного Кавказа была не ниже смертности сельского, показана демографическая катастрофа в северокавказских городах, что опровергает мнение о том, что в период 1932–1933 гг. пострадало преимущественно сельское население. Показано отсутствие этнической компоненты демографической катастрофы на Северном Кавказе в период голода 1932–1933 гг., не прослеживается искусственность голода по какой-либо единой системе, организованной центральной властью. Смертность на Северном Кавказе имела зональный характер, ее величины, наиболее вероятно, определяются действиями местных властей, административными границами, эпидемическими либо природными факторами. Суммарные общие демографические потери Северного Кавказа в период голода 1932–1933 гг. от падения рождаемости оцениваются как 190 тыс. человек, а превышение смертности – 280 тыс. человек.

204-217 11
Аннотация

В статье изучаются проблемы возникновения и дальнейшего развития малых городов на территории Северо-Осетинской АССР. Впервые вводимые источники позволяют проследить в динамике процесс появления малых городов на территории Северо-Осетинской АССР. Было установлено, что выделение из общей массы сельских поселений в качестве перевода в положение городских поселений происходило не случайно. В ряде населенных пунктов к этому моменту наличествовало несколько крупных, экономически оформленных предприятий, которые могли стать градообразующими. К таким можно отнести фабрики по переработке руд цветных металлов в Алагире, нефтеперегонный завод в Моздоке, консервные заводы в Ардоне и т.д. Было установлено, что часть населенных пунктов специализировалась на переработке сельскохозяйственной продукции, а другие становились довольно крупными в республике промышленными зонами.

В предвоенные годы (1938 г.) возник малый город Алагир. Это связано с тем, что переоснащения военной техники требовались в большом количестве руды цветных металлов, марганец и др. Для их современной добычи и переработке создавались новые предприятия, которые стали ядром новых поселений-городов.

Другие малые города появились на карте СО АССР в 1950 и 1964 гг. Так, г. Беслан являлся крупной железнодорожной развязкой, через которую осуществлялось перемещение грузов, пассажиропотока и т.д. Кроме того, в Беслане успешно функционировал маисовый комбинат, который по мощностям занимал второе место в Европе. Значительно меньшую экономическую роль играли города Ардон и Дигора, которые в 1960-1970-е гг. оказались в переходном положении. В этих малых поселениях еще сильно было влияние традиционного сельского уклада. Однако процесс перехода в состояние городского жизнеустройства набирал силу.

218-242 10
Аннотация

Впервые на основе новых архивных документов и других источников исследована проблема перестройки деятельности государственных органов власти и общественных организаций в условиях военного времени на материалах Кабардино-Балкарии, раскрыты особенности преобразования государственно-политического руководства страны и на местах. Проанализированы изменения ВКП(б) и Кабардино-Балкарской областной партийной организации. Обобщен опыт организаторской работы партийных организаций и советских органов власти республики по организации военной мобилизации, обеспечения потребностей фронта военной продукцией, продовольственными и промышленными товарами. Исследованы задачи и содержание организаторской работы профсоюзных, комсомольских организаций и общественности по организации сбора средств в Фонд обороны страны и оказания помощи эвакогоспиталям, эвакуированному населению, семьям военнослужащих, инвалидам Великой Отечественной войны, детям-сиротам. Проведен анализ организации повседневной жизни населения. Выявлены недостатки и упущения в работе государственных и общественных организаций по обеспечению населения продовольственными и промышленными товарами, топливом и проведением культурно-массовой работы. Сделан вывод о том, что изменения форм и методов работы государственных органов и общественных организаций в период войны явилось важным фактором консолидации власти и общества для защиты Отечества.

243-269 16
Аннотация

В статье на основе архивных документов и историографических источников определены основные направления научных исследований преподавателей, работавших на кафедре истории СССР Кабардинского педагогического института в конце 1940-х-1957 гг. Представлены факты научной биографии А.И. Першица, В.А. Рюмина, В.П. Крикунова, И.Ф. Мужева, А.И. Щеголева, М.Н. Кривушина, Т.И. Агаповой, Р.Х. Гугова, Т.Х. Кумыкова, относящиеся к этому этапу их научно-педагогической карьеры. Сделаны выводы, что одним из приоритетных направлений научной деятельности сотрудников кафедры истории СССР в рассматриваемый период была разработка основных проблем истории Кабарды. Статья подготовлена к девяностолетию Кабардино-Балкарского государственного университета и посвящена преподавателям, стоявшим у истоков исторической науки и исторического образования в республике.

ИСТОРИЯ, ЭТНОЛОГИЯ И АРХЕОЛОГИЯ. Этнология, антропология и этнография

270-281 14
Аннотация

Статья посвящена изучению особенностей женских суфийских практик в ингушском обществе. Выявлены и охарактеризованы причины и мотивы, движущие женщинами в поисках душевного равновесия, возрастной и социальный состав участниц ритуала. Рассмотрено, как менялись духовные практики на различных этапах жизни общества. Установлено, в каких религиозных братствах участие женщин в ритуалах зикра допустимо, как политические процессы влияли на женскую религиозную активность, связанную с ритуалом зикра. Отмечено, что рассмотрение данной темы позволяет не только выявить те изменения, которые произошли в религиозной жизни женских суфийских групп Ингушетии, но и показать, какую роль в их жизни играет ритуальная практика зикра. В статье использованы современные методы историко-этнологического описания, необходимые для подробного рассмотрения региональных особенностей ритуальных практик ингушских женщин.

282-295 11
Аннотация

В статье рассматриваются гендерные отличия в земледельческой культуре осетин. Земледелие, как важная сфера хозяйственной деятельности народа, получила достаточно широкое освещение в этнографической литературе. Вместе с тем повседневность жителей Осетии различного пола, их ежедневные хозяйственные практики и участие в религиозной сфере в научных исследованиях рассматривались без учета гендерных особенностей. Мужское и женское начала табуировались, определяя каждому полу сферу его деятельности. Участие мужчин-горцев и женщин-горянок в хозяйственной деятельности определялось преимущественно физическими способностями полов, приспособленностью человеческой психики к определенной трудовой деятельности. Один перечень трудовых процессов находился в компетенции исключительно мужчин, другой – женщин. Вместе с тем существовали сферы трудовой деятельности, допускающие гендерное равноправие. Несколько другими критериями определялось участие мужчин и женщин в религиозной сфере. Обычно роль женщины в отправление сакральных культов определялась устоявшимися стереотипами, которые основывались на представлениях о том, что участие в религиозных ритуалах вторично, производно от главенствующей роли мужчин. Однако имеющийся материал свидетельствует о том, что женщины в традиционном осетинском обществе принимали активное участие в сакральных практиках. Это происходило либо в случае отправления «женских» культов, либо через участие в общих с мужчинами религиозных обрядах посредством изготовления ритуальной пищи и напитков.

296-310 10
Аннотация

Работа посвящена проблеме сокращения многодетных (с тремя и более детьми) семей в Гудаутском районе Абхазии в 1964–1976 гг. и 2005–2016 гг. Актуальность исследования обусловлена, прежде всего, социально-экономическими изменениями, которые формируют более престижные планы современных жителей региона, вытесняющие их нежелание иметь более двух детей. Работа основана на анализе архивных и полевых материалов, похозяйственных книг сел Гудаутского района Республики Абхазия за 1964–1976 гг. и 2005– 2016 и официальных статистических данных. Выявлены причины неблагоприятной ситуации репродуктивного поведения женщин среди сельского населения района в советский период с 1964 по 1976 гг., а именно вовлечения их в различные сферы народного хозяйства, и повышенного интереса для улучшения образовательного уровня, и массового выезда молодежи в города республики. Отмечается, что после окончания грузино-абхазской войны в 1922–1993 гг. произошедшие социально-экономические и политические трансформации привели к снижению показателей естественного прироста населения. Установлено, что в сельской местности изучаемого региона с 2005 по 2016 гг. численность населения сокращается из-за непрекращающихся миграций. Это, в свою очередь, приводит и к сокращению численности многодетных семей. При этом, в целом по республике отмечается незначительный рост общей численности многодетных семей. Отмечается, что эти показатели не отражаются на увеличении коэффициента естественного прироста населения республики. Обращается внимание, что для практического решения демографических проблем государством установлены меры стимулирования рождаемости и поддержки многодетной семьи. Определенные льготы и пособия направлены на активную поддержку многодетной семьи во всех сферах её жизнедеятельности на законодательном уровне, все равно недостаточно решают все проблемы многодетной семьи.

ИСТОРИЯ, ЭТНОЛОГИЯ И АРХЕОЛОГИЯ. Историография, источниковедение, методы исторического исследования

311-330 15
Аннотация

В статье на основе дореволюционных, советских и постсоветских источников и литературы, используя сравнительно-исторический, типологический, хронологический, системный и ретроспективный общенаучные методы, приводится историография истории Каспийской флотилии. Ее начало относится ко времени существования средневековых Древнерусского государства и Великого княжества Московского, в годы существования которых налаживаются торгово-экономические отношения Руси по Каспийскому морю с городами и государствами Восточного Кавказа. Значительное место в российской историографии уделено процессу утверждения Московского государства в бассейне Волги и Каспия и основанию в дельте Волги русского города-крепости Астрахань, что способствовало развитию судостроения и судоходства на Каспийском море и послужило прологом для основания Волжско-Каспийской военной флотилии. Большое внимание российской и советской историографии уделено событиям начала XVIII в., когда Россия под руководством Петра I добилась особенно больших побед на побережье Каспийского моря. Как отмечают авторы, завоевание Российской империей в результате Персидского похода 1722–1723 гг. Западного Прикаспия поменяло соотношение сил в геополитическом противостоянии региональных держав в пользу петровской России. Некоторые авторы считают, что Каспийская флотилия обретает важное значение с приходом к власти Екатерины II и последующих российских императоров. Особое значение в противостоянии с Персией сыграли заключенные с ней в 1813 г. Гюлистанский мир и Туркманчайский договор 1828 г. В последующие годы Россия прочно закрепила за собой западное побережье Каспия и Южный Кавказ. В конце XIX–XX в. главная база Каспийской флотилии размещается в Баку, в связи с чем моряки флотилии были втянуты в события 1905–1907 гг., февраля–октября 1917 г., Гражданской войны на Кавказе, в ходе которой была создана Волжско-Каспийская флотилия. В начальный период Великой Отечественной войны Каспийская флотилия приобрела статус фронтового соединения. После распада СССР Каспийская флотилия была разделена между Россией и Азербайджаном, а главная база была перенесена из Баку сперва в Астрахань, а затем в Каспийск. Обширная дореволюционная, советская и российская историография истории Каспийской флотилии свидетельствует о важности Каспия и Восточного Кавказа в геополитике России начиная со средневековья и кончая новейшим временем.

331-350 13
Аннотация

Ведущим инструментом идеологического обеспечения диктатуры пролетариата в российских национальных регионах после октябрьского переворота 1917 года служила местная пресса, сформированная и функционировавшая под контролем большевистской партии. Особенно сложно протекали процессы укрепления советской власти на Северном Кавказе в связи с тем, что социалистические идеи горцам были в большинстве неизвестны и малопонятны. Большевики тиражировали, в первую очередь через местную прессу, лозунг права наций на самоопределение для привлечения горских народностей на свою сторону. На страницах газет и журналов шла масштабная пропаганда национальной политики большевистской партии. Между тем в кавказоведении в недостаточной мере исследованы публикации в периодических изданиях первых десятилетий советской власти, посвященные этим вопросам. На современном этапе историко-журналистской науки возросла необходимость в переосмыслении положений и выводов научных разработок недавнего советского прошлого. В статье предпринята попытка раскрыть особенности освещения в северокавказской региональной прессе политики большевистской партии в сфере национально-государственного строительства в годы формирования большевистского тоталитарного режима на основе критического осмысления изданной научной литературы, изучения архивных материалов, контент-анализа региональных газет и журналов.

351-359 8
Аннотация

В статье освещается один из важных вопросов духовной культуры кабардинцев: религиозные верования. Е.Н. Студенецкая во время очередной поездки в Кабардинскую АССР в 1947 г. охватила основные стороны жизни народа. В ходе полевой работы были собраны материалы не только по жилищу, одежде, религиозным верованиям, но и традициям воспитания, детей, взаимоотношениям старших и младших на примере мужского праздника «тхьэшхуэ удж», фамильным и родовым легендам в которых прослеживается связь с животными. В качестве примера в отчете она выделяет отношение рода Налоевых к змее как к священному существу. Также был зафиксирован фольклорный материал, связанный с духами стихий, происхождением традиционного смычкового музыкального инструмента шыкIэпщынэ и кузнечным делом. Отдельного внимания заслуживает попытка Е.Н. Студенецкой фиксирование кабардинской терминологии по изучаемым темам. В работе приведены извлечения из отчета о командировке Е.Н. Студенецкой в Кабардинскую АССР по собиранию этнографического материала в 1947 г.

360-375 21
Аннотация

В статье на основе историко-сравнительного, типологического, хронологического и системного общенаучных методов дан историографический обзор дореволюционных, советских и новейших исторических и этнографических источников и литературы по семейно-бытовой обрядности народов Дагестана. В советской и российской этнографической традиции эти ритуалы принято относить к обрядам жизненного цикла – рождению, достижению зрелости, изменению общественного статуса, браку, смерти и погребению. Обряды жизненного цикла – это группа обрядов, отмечающих основные этапы в жизни каждого члена общества. Они имеют этнокультурное значение, так как напрямую связаны с локальной, в частности, этнической идентичностью и выступают важным механизмом формирования и сохранения устойчивости традиционной культуры. Автор считает, что дореволюционная историография, представленная русскими и местными русскоязычными авторами, носила описательный характер. Находившаяся под влиянием марксистско-ленинской идеологии и классового подхода при описании феноменов культуры и быта советская историография, представленная столичными и местными этнографами, занималась фиксацией в брачно-семейных, свадебных, родильных и похоронных обрядах и обычаях реликтов древних форм семьи и брака, домонотеистических верований, а партийные функционеры – борьбой с отжившими вредными пережитками и внедрением в социалистический быт новой обрядности – «комсомольских» и «безалкогольных» свадеб и др. Как советские, так и постсоветские авторы, описывая семейно-бытовую обрядность, сосредотачивались на выяснении в ней традиционного пласта и новых обычаев. Новейшая историография семейной обрядности уделяет внимание трансформационным процессам в них под влиянием глобализации, модернизации и урбанизации. Давая номенклатуру занимавшихся изучением свадебных, родильных и похоронных обрядов народов Дагестана историков и этнологов, автор проводит также и сведения исследователей семейного быта у других народов Кавказа и России.

ФИЛОЛОГИЯ. Литература народов Российской Федерации (литература народов Северного Кавказа)

376-390 12
Аннотация

Предметом анализа в представленной статье стали способы изображения отца в автобиографических произведениях А. П. Кешокова – в повести «Вид с белой горы» и рассказе «Чье стремя мы держали». Поставлена цель проследить за тем, как способы показа конкретной личности сообщают о ее ценностных ориентирах, и как отличия в способах ее изображения на разных художественных полотнах проявляют смену ценностных ориентиров самого художника. Проведенные сопоставления позволяют говорить о том, что в повести «Вид с белой горы» автор затрагивает события из биографии Пшемахо Кешокова лишь по касательной. Представив развернутую экспозицию жизни отца в главе «Фамилия», автор отклонится от нее лишь раз. На контрасте с повестью короткий биографический отрезок, воссозданный в рассказе «Чье стремя мы держали», успевает переставить ряд ценностных акцентов в истории отца, показать трагедию его жизни. В рассказе по-иному звучит «исламская» тема, иначе предстает картина старости Пшемахо Кешокова, его судьба вписывается в иной ценностный ряд – туда, где звучат имена Пшикана Шекихачева, Туты Борукаева, Ибрагима Тлигурова. Годы издания обоих произведений дают основание для выводов о ценностных ориентациях писателя.

391-403 15
Аннотация

Статья посвящена исследованию идейно и тематически взаимосвязанных романов кабардинского писателя М. Губжева (1913-1997) «Умный прокладывает свой Млечный путь» и «Двуногий волк» в контексте их национальной и жанрово-стилевой специфики. Впервые исследуется индивидуально-авторское мастерство писателя, определяется его вклад в развитие жанра кабардинского романа. В целом, определяются содержательные и композиционные особенности романов, посвященных драматическим периодам жизни адыгов, всей страны. Научная новизна предлагаемой работы заключается в восстановлении картины развития кабардинской литературы, в соотнесении ее наиболее значимых фактов с изменчивым историко-культурным контекстом в целом, а в частности в выявлении оригинальных черт исследуемых романов М. Губжева. Темы войны и революции, как известно, остаются актуальными и сегодня. В произведениях известных прозаиков старшего поколения появились новые акценты. Показательны в этом плане романы М. Губжева, которые являются высокохудожественным произведением современной национальной литературы. В них поднимается тема недавнего прошлого, однако в произведениях ясно виден новый подход, взгляд с позиций сегодняшнего дня. Трудная пора коллективизации, послевоенное возрождение – все эти испытания герои романов М. Губжева выдержали с честью. Раскрывая в романах суровый драматизм пути, пройденного героями, автор воплощает в их судьбах исторический опыт родного народа. Привлекает внимание образность, поэтичность языка, колоритные описания быта и традиций кабардинцев. Практическая значимость статьи определяется тем, что материалы данного исследования могут быть применены при разработке лекционных курсов по истории кабардино-черкесской литературы, при составлении учебных пособий по литературе, а также при написании фундаментальных научных исследований, посвященных отдельным представителям, конкретным периодам и художественным явлениям литератур народов Юга России.

404-416 16
Аннотация

В статье исследуется творчество кабардинского поэта Анатолия Муратовича Бицуева. Главное исследовательское внимание акцентировано на доминирующих мотивах и жанровой характеристике его поэзии. Изучена тематика и проблематика стихов и баллад. Выявлены основные виды лирики поэта, подробно проанализированы военная и любовная лирика. Научная новизна исследования состоит в том, что определен уровень освоения баллады исследуемым автором в общем контексте эволюции жанра в национальной литературе. Рассмотрены баллады «Грабитель и сказитель» («ХъунщакIуэмрэ джэгуакIуэмрэ»), «Любовь»  («Лъагъуныгъэ»),  «Джамболат»  («Жамболэт»),  «Дуэль»  («ЩIакIуэ  кIапэ»), «Младший» («НэхъыщIэ»), изучены их содержательные и формальные (композиционные) особенности на предмет соответствия или несоответствия канонам жанра. В ходе исследования применен комплекс науных методов, в том числе сравнительно-исторический метод, анализ и описание. Полученные результаты могут быть использованы при изучении истории адыгской (кабардинской) поэзии и литературы в целом, а также разработке спецкурсов и проведении исследований в области национальной филологии.

ФИЛОЛОГИЯ. Фольклористика

417-428 9
Аннотация

Данная статья посвящена раскрытию особенностей возникновения, развития, бытования загадки как жанра карачаево-балкарского фольклора, выявлению ее основных специфических черт. Отмечается, что, возникнув на основе сакральных текстов на тайном языке, впоследствии она трансформировалась и приобрела игровую форму. В настоящее же время игровая (ритуальная) часть утратила свое значение вследствие изменений, произошедших в жизненном укладе народа-носителя, и загадки стали функционировать в формате «вопрос – ответ». Также изменился и «адресат» загадок: если раньше их в большинстве своем употребляли взрослые во время игровых состязаний, то на сегодняшний день загадки нередко причисляются к детским жанрам фольклора, способствующим межпоколенной трансляции информации. Проведенное исследование позволяет констатировать наличие тесной связи между содержанием загадок и реалиями, окружавшими их создателей (географическим ландшафтом, миром флоры и фауны, материальной и духовной культурой этноса). Все это обусловило широту тематического диапазона карачаево-балкарских загадок и тем самым повысило их исследовательский потенциал как для специалистов-фольклористов, так и для лингвистов, этнологов, культурологов и этнопсихологов. Кроме того, направленность произведений данного жанра на развитие абстрактного, образного мышления, фантазии актуализирует возможность их применения в педагогических целях.

ФИЛОЛОГИЯ. Языки народов Российской Федерации (языки народов Северного Кавказа)

429-442 10
Аннотация

В статье исследованы ключевые языковые особенности и связи, диалекты и говоры, фиксации концептов, заимствований, речевое творчество и актуальный фольклор казаков-некрасовцев поселка Новокумский (Левокумский район Ставропольского края). Объектом исследования являлся лексический пласт языковых данных, речетворчество и фольклор казаков-некрасовцев, мужчин и женщин трех респондентский групп в возрасте от 20 до 60 лет. Рассмотрены языковые источники местного музея – «Новокумского музея истории казаков-некрасовцев» как наиболее ценной эмпирической базы для исследования языка, фольклора и истории данной казачьей группы. В сведениях музея и историографии подчеркнуто, что казаки-некрасовцы – казачья группа, культура которой всегда привлекала отечественных исследователей, занимавшихся изучением казачества в историческом пространстве России, Турции, Румынии и других стран. Выявлено, что языковая культура некрасовцев в современности является недостаточно изученной, что обуславливает интерес к данной казачьей группе. Представители казачьей общины поселка являются потомками казаков Майносской общины. Языковые черты Майносской общины казаков-некрасовцев значительно отличались от черт более крупной Дунайской общины. В связи с этим, лингвистическая экспедиция в поселок Новокумский востребована как с точки зрения перевода источников местного музея, так и для обнаружения скрытых языковых связей представителей общины, актуального фольклора, формировавшегося под влиянием ставропольского казачества. В ходе экспедиции были выявлены такие особенности лексики и семантики говора, как: насыщение языка репрезентациями старообрядческой религиозной культуры с преобладанием влияния разговорного стиля турецкого языка XIX века, донского диалекта, семейных концептов.

ОЧЕРКИ, ЗАМЕТКИ, РЕЦЕНЗИИ

443-448 5
Аннотация

В рецензии анализируется коллективный труд К.Ф. Дзамихова и А.Г. Кажарова «Кабардино-Балкария – Республика в составе Российской Федерации (1922-2022 г.)», увидевший свет в 2022 г. По мнению рецензента, авторская структура издания, посвященная 100-летию Кабардино-Балкарии является четкой; все 5 разделов объединены единой концепцией. Она позволяет авторам раскрыть историю государственности народов КБР как полностью соответствующее магистральному направлению, внутреннему содержанию и основным этапам развития всего советского и постсоветского общества и государства. Достоинством данной фундаментальной работы является наличие скрупулезного научного анализа в истории государственности народов КБР, так и проводимые документальные источники, публикуемые впервые. Авторской находкой можно считать емкие научные обобщения, через которые раскрывается хроника ключевых событий в общественно-политической, социально-экономической и духовной жизни народов КБР с 1922 по 2022 г.

449-451 3
Аннотация

Рецензия на книгу «Кабардино-Балкария – республика в составе Российской Федерации (1922-2022 г.)», подготовленная и изданная докторами исторических наук, профессорами К.Ф. Дзамиховым и А.Г. Кажаровым, посвящена теме, неоднократно становившейся предметом изучения отечественных историков и правоведов. В современном общественно-политическом дискурсе жизни народов нашего региона исследуемая тема сохраняет свою актуальность. Подготовка и издание фундаментального труда, посвященного 100-летию Кабардино-Балкарии позволяет считать, что авторы смогли дать строго академический и научно-обоснованный анализ исторических предпосылок и различных этапов формирования национальной автономии народов КБР. Все разделы издания, предложенные авторами, имеют научное содержание и одновременно «несут в себе большой образовательный и воспитательный потенциал». Издание заслуживает самой высокой оценки и безусловно содержит консолидирующий потенциал в современной общественно-политической и духовной жизни кабардино-балкарского общества.



Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2542-212X (Online)