Preview

Электронный журнал «Кавказология»

Расширенный поиск
№ 4 (2024)
Скачать выпуск PDF

Археология и древняя история

16-26 11
Аннотация

В статье анализируются лепные светильники, найденные в ходе раскопок меотских городищ Нижнего Дона. Светильники были обнаружены на Сухо-Чалтырском, Хапровском, Нижне-Гниловском, Темерницком, Ростовском, Кизитиринском, Кобяковом и Крепостном городищах. В статье рассматриваются как уже опубликованные светильники, так и еще не введенные в научный оборот.

Лепные светильники с донских меотских городищ схожи с лепными светильниками из Танаиса. В данной работе используется типология светильников, разработанная Т.М. Арсеньевой на танаисском материале. Большая часть экземпляров относится к различным типам светильников с закрытым резервуаром. Встречаются в публикациях упоминания и светильников открытых форм, но часто без рисунка или подробного описания. Необычностью своей формы выделяется один предположительно трехсекционный светильник.

Средневековая и новая история

27-39 7
Аннотация

Внутриполитическое развитие Кабарды XVI-XVII вв. происходило в форме острой конкурентной борьбы между различными линиджами кабардинских Иналидов. Периодом явного преимущества рода Идаровых в борьбе за верховную власть в княжестве была вторая половина XVI в. Второе поколение Идаровых, опиравшихся на тесный политический и династический союз с Москвой, столкнулось с жесткой оппозицией других княжеских фамилий Кабарды. Наиболее бескомпромиссную позицию в борьбе за высшую политическую власть в княжестве и сохранение его фактической независимости от Москвы занимали потомки Беслана Жанхотова – Кази Пшеапшоков, его сыновья и племянники. Не останавливаясь перед неконвенциональными методами борьбы, Кази Пшеапшоков и его преемник Алегуко Шогенуков перехватили у Идаровых политическое лидерство. Два знаковых события, послужившие прологом и эпилогом этого процесса «смены династии» в Кабарде, являются предметом данного исследования. Это, во-первых, убийство Мамстрюко и Домануко Кемиргоковичей Идаровых и последовавшая затем трехлетняя сецессия Казиевой Кабарды в Восточное Закубанье. А во-вторых, политический кризис конца 30-х – начала 40-х гг. XVII в., битва на Малке 1641 г., повторная сецессия Казиевой Кабарды и ее союзников в Восточное Закубанье, завершившее эпоху политического лидерства Идаровых. Тесные политические и династические связи Иналидов с русскими государями детерминировали очевидную корреляцию процессов «смены династии» в Кабарде и Московском царстве конца XVI – первых десятилетий XVII вв.

40-53 3
Аннотация

В настоящей статье впервые в отечественной историографии предпринята попытка проанализировать механизм присоединения совестного суда, учрежденного в 1775 г. Екатериной II в соответствии с «Учреждениями для управления губерний Всероссийской империи. Часть первая» к местным палатам уголовного и гражданского суда, а также выявить причины такого присоединения. В качестве примера для анализа, в первую очередь, послужило дело Астраханского совестного суда 1828 г., хранящееся в фондах Российского государственного исторического архива. Показано, что «астраханское дело» 1828 г. явилось своеобразным прецедентом в череде последующих присоединений совестных судов к местным судебным палатам, начиная с 1847 г., когда должность совестного судьи в конкретной губернии сохранялась, совестный суд, как самостоятельное судебное учреждение закрывался, а его компетенция переходила местной судебной палате. Особое внимание уделяется анализу дворянского сообщества Астраханской губернии, которое в сравнении с другими губерниями Российской империи, было малочисленным. Низкий дворянский кадровый потенциал – одна из причин закрытия совестного суда в Астрахани, как самостоятельного учреждения. Второй причиной, повлиявшей на закрытие Астраханского совестного суда, являлось незначительное количество находящихся в производстве у совестного судьи тяжебных дел.

54-70 5
Аннотация

В статье определена роль органов власти и самоуправления в сфере продовольственной политики в Нальчикском округе Терской области в последней трети XIX – начале XX вв. На основании разнообразной делопроизводственной документации рассмотрены формы деятельности учреждений власти по контролю за продовольственной ситуацией. Проанализирован порядок взаимодействия и распределение ответственности между различными органами власти и самоуправления в процессе реализации продовольственной политики. Рассмотрен процесс осуществления регулярного анализа цен на продовольствие, а также на его логистику, фураж и прочее. Проанализирована система контроля над весом продаваемых товаров через обязательное использование общественных весов, за организацию работы которых областные и окружные органы власти и самоуправления разделяли между собой зоны ответственности. Сделан вывод об организационно-контрольном характере функционала окружных органов власти, что отражалось в формировании регулярной статистической и аналитической базы в виде годовых отчетов начальников округа, являвшихся формой репрезентации состояния народного хозяйства и уровня запасов продовольствия; а также о контроле органами власти не только процесса производства продуктов питания, но и их реализации через системное отслеживание цен на продукты и условий осуществления торговых операций. 

Новейшая история

71-86 14
Аннотация

В статье рассмотрены изменения, происходившие в системе исламского религиозного образования Кабардино-Балкарии на протяжении советского и постсоветского периодов. Дается характеристика структуре и особенностям функционировавшей в субрегионе до 1917 г. сети мусульманских школ и училищ. Анализируется политика органов советской власти в отношении мусульманских образовательных учреждений и ее региональная специфика. Делается вывод о том, что в Кабардино-Балкарии разветвленная сеть примечетских школ активно действовала до конца 20-х гг. XX в. Ее практически полная ликвидация связывается с происходившими в конце 20-х – начале 30-х гг. XX в. массовыми крестьянскими волнениями. Акцентируется внимание на ярко присутствовавший в идеологии восставших крестьян религиозный компонент и активную роль в них местного духовенства. Дается характеристика периоду 30–80-х гг. XX в. – времени, когда религиозное образования фактически отсутствовало в структуре религиозной культуры республики. Рассматриваются особенности развития и сложности процесса возрождения системы религиозного образования, имевшие место в постсоветский период. Оценивается современное состояние данной системы, выявляются ее актуальные проблемы. 

87-99 2
Аннотация

Активное вооружённое движение сельского населения, охватившее большинство регионов Советской России после завершения Гражданской войны, по основным своим чертам во многом было схоже, а именно: причины восстаний, движущие силы, политические и экономические требования, лозунги, организационное строение отрядов и тактика ведения борьбы. В свою очередь, методы и средства их подавления со стороны большевиков были идентичны – активное применение регулярных частей РККА или отрядов особого назначения. При этом, обращаясь к характеристике бело-зелёного движения на Кубани и Черноморе, мы отмечаем наличие определённых особенностей, обусловленных историческим развитием региона. Первое, это вопрос хозяйственной деятельности, который претерпел значительные изменения в ходе развития капитализма в начале XX в., когда возникли противоречия между расширением земледелия и ростом военных обязанностей казаков как военно-служилого сословия. В период военных потрясений 1914–1920 гг. эти противоречия обострились и сформировали основу противостояния власти и сельского социума на Кубани и Черноморье в результате снижения производительности индивидуальных хозяйств. Второе, это сохранявшиеся в казачьем регионе сильные традиции самоуправления и общинного землевладения, которые не соответствовали идеологическим установкам РКП(б) непосредственного строительства социализма на основе военно-коммунистических методов распределения и потребления. Эти факты послужили основанием для начала повстанческого движения сельского населения Кубани и Черноморья в начале 1920-х гг. и определили его региональные особенности.

100-110 1
Аннотация

В статье рассматриваются методы и формы антирелигиозной политики советского государства по вовлечению народов Северного Кавказа в большевистские модернизации 1920-х годов. Обращение к настоящей теме продиктовано актуальностью исследования истории антирелигиозной политики государства для возможности избегания ошибок в контексте сложного периода трансформаций, который переживает современное многонациональное и поликонфессиональное российское общество. Цель исследования – рассмотреть советскую государственную политику в борьбе с религией на Северном Кавказе и проанализировать использованные методы и формы антирелигиозной пропаганды. Основу исследования составил материал, привлеченный из периодических изданий и архивов Северного Кавказа. Проанализирован комплекс мероприятий, реализуемый государством в исследуемый период для переоценки норм бытия и формирования в общественном сознании социальных представлений, основанных на ликвидации религиозного мышления. Определены трудности в процессе реализации большевистских модернизаций, связанные с разнородностью населения по национальному и религиозному составу и малочисленностью вовлеченных в общественное производство. Сделан вывод, что результаты применения ключевых маркеров антирелигиозной пропаганды привели к ускоренному развитию производительных сил и социальной сферы в национальных областях Северного Кавказа в соответствии с советской идеологией.

111-126 1
Аннотация

Инициированная большевистской партией в 1920-1930-е годы политика коренизации в национальных регионах предполагала наряду с созданием письменностей, перевода школ и делопроизводства на родные языки также формирование социального слоя пролетариата и инженерно-технических работников из числа коренных жителей. Особенно остро данная проблема стояла в Чечне, хотя на ее территории еще в конце XIX в. сложился мощный нефтепромышленный комплекс. Однако коренные жители в связи ограничениями, связанными с продолжавшейся Кавказской войной, не имели доступ на промыслы и предприятий. Препятствием была также массовая неграмотность горцев, что лишало их возможности обучаться в учебных заведениях России. Политика царской администрации тоже не способствовала распространению образования в регионе. Отставание чеченцев в сфере образования проявилось в период восстановления народного хозяйства после разрушительных революций и гражданской войны. В частности, это относилось к Грозненской нефтепромышленности, которая имела важное значение для экономики всей страны. Между тем реализации программы восстановления затруднялась острым дефицитом квалифицированных кадров: иностранные специалисты покинули страну, уехала также значительная часть инженеров и рабочих, переселенных из российских губерний. Ситуация в области подготовки специалистов из коренных национальностей стала меняться только с установлением советской власти. Большевистская программа коренизации предполагала формирование в национальных регионах прослойки рабочих и инженерно-технических работников, которые стали бы опорой Советской власти в регионе. Созданная в 1920 годы система нефтяных учебных заведений во многом позволила подготовить из числа коренной национальности специалистов, которые позволили изменить этносоциальную структуру Грозного.

127-138 2
Аннотация

В статье изучаются данные коллаборационистских (прогерманских) газет на оккупированных советских территориях, отражающие военные действия, историческую и экономическую проблематику в контексте Северного Кавказа. Летом и осенью 1942 г. идея захвата вермахтом богатого ресурсами региона на юге СССР служила мощным инструментом нацистской пропаганды для убеждения советских граждан в неизбежности победы Германии. Газеты сообщали о взятии городов и стратегических позиций, потерях советских войск, природных и экономических ресурсах, «освободительной миссии» вермахта для народов Кавказа, наступлении нового этапа в его истории. Однако зимой 1943 г. поспешное отступление немцев с Северного Кавказа осталось практически незамеченным в газетных рубриках. В результате этот участок фронта был выведен из ресурсного поля нацистской пропаганды.

139-159 1
Аннотация

В данной статье проанализированы материалы центральной периодической печати 1992 года, посвященные взаимоотношениям федерального Центра и Чеченской республики в первый год после провозглашения последней независимости. Анализируются типичные по содержанию публикации из наиболее авторитетных и популярных российских средств массовой информации начала 1990-х гг., независимо от их политических воззрений. Наибольший интерес вызывает визит в Грозный осенью 1992 года большой группы представителей крупнейших электронных и печатных масс-медиа. Предметом интереса столичных журналистов были трудности переговорного процесса Москвы и Грозного, сложная криминогенная обстановка в регионе, попытки российских силовых структур противостоять чеченскому криминалу, расстановка политических сил внутри Чечни, формирование ее вооруженных сил. Немаловажную роль в восприятии республики в России играли частые интервью генерала-президента Д.М. Дудаева московским газетам и журналам. В прессе нередко упоминались и другие важные фигуры данного режима – М. Темишев, М. Удугов и Х. Ахмадов. Сделан вывод о противоречивости публикаций российской периодики на чеченскую тему. С одной стороны, журналисты признавали незаконность прихода к власти сепаратистов и не скрывали ряда негативных последствий этого события. С другой стороны, они убеждали читателей в том, что любая силовая акция Центра в Чечне может вызвать большую войну на Кавказе, а потому призывали власти к переговорам с Грозным и не протестовали даже против признания независимости самопровозглашенной республики.

160-173
Аннотация

С середины 90-х гг. XX в. властные структуры Кабардино-Балкарской Республики активизировали внешнеэкономическую деятельность, которая выступила в качестве механизма преодоления экономического кризиса. Позитивными результатами деятельности властных структур КБР в данном направлении стали: создание Министерства внешних связей КБР; воссоздание в его составе управления внешнеэкономических связей; заключение межгосударственных договоров с Правительством Республики Абхазия, Правительством Турецкой Республики и Правительством Республики Туркменистан. Стали развиваться экономические связи КБР со странами СНГ. Происходил рост количества совместных российско-иностранных компаний, зарегистрированных в КБР. Были подписаны контракты с крупными компаниями Италии, Кипра, Канады, Франции и Китая. Тем не менее, успехи деятельности совместных предприятий в КБР во 2-й половине 90-х гг. XX в. оказались незначительными, что было обусловлено жесткой федеральной налоговой и кредитной политикой, затруднявшей развитие производственной деятельности, падением курса рубля и военным конфликтом в Чечне, который послужил причиной существенного снижения инвестиционной привлекательности КБР и всего Северного Кавказа на международном уровне.

174-189 2
Аннотация

По мнению преобладающей части экспертов, большинство общественных объединений этнических диаспор (далее – ОО диаспор) КБР осуществляют деятельность по сохранению своих этнических культур и принимают участие в культурных мероприятиях республики. Деятельность ОО диаспор КБР способствует сохранению их этнических культур: этнического самосознания, родных языков, народных обычаев и традиций, а также укреплению дружбы с другими народами республики. По мнению преобладающей части экспертов, их организациям следует активизировать обучение детей родным языкам, проведение этнических праздников, развитие связей с этнической/исторической родиной и соплеменниками, проживающими в других регионах России и других странах, а также участие в культурных мероприятиях республики.

Среди проблем, наиболее актуальных в деятельности ОО этнических диаспор КБР, все эксперты указали проблему финансирования и проблему привлечения молодежи к участию в мероприятиях организаций. Среди проблем в республике, которые в наибольшей степени беспокоят представителей этнических диаспор, эксперты зафиксировали экономические и экологические проблемы, а также межнациональные и межконфессиональные отношения. В то же время большинство экспертов от всех ОО считают, что их диаспоры не испытывают никаких сложностей в общении с представителями других народов КБР. Это свидетельствует о том, что доминирующие в численном отношении народы КБР и, прежде всего, титульные, проявляют высокий уровень толерантности по отношению к этническим диаспорам.

Этнология, антропология и этнография

190-205 3
Аннотация

В статье рассматриваются проблемы этнической интерпретации археологических культур. Анализируется статус понятия «археологическая культура» и вопрос соотношения археологических культур и этнических общностей на основе как устоявшихся теоретических подходов, так и современных. Исследуется система древних культур Центрального и Западного Кавказа наиболее адекватно отражающая этническую карту эпохи раннего бронзового века. Проблемы этногенеза и ранних этапов этнической истории абхазо-адыгов рассматриваются в тесной связи с археологическими культурами: майкопская и дольменная. Затрагиваются вопросы этнической атрибуции археологических культур, подчеркивается, что генезис и история абхазо-адыгов имеет глубокие корни, уходящие не только в эпоху бронзы, но и в более ранние эпохи. Анализируются различные подходы и направления, раскрывающие особенности происхождения и развития майкопской и дольменной культур, акцентируется внимание на наличие большого количества научно-фактического материала, свидетельствующего о генетическом и этнокультурном родстве носителей культур ранней и средней бронзы с протоабхазским этническим массивом. 

206-226 4
Аннотация

Настоящая статья посвящена истории селения Гвилети, которое расположено у подножья горы Казбек в современном Казбекском муниципалитете Грузии. В статье представлены различные данные об обстоятельствах и времени основания селения, на основе комплекса источников показан этнический состав жителей и его изменение на протяжении ХIX – начала ХX вв., выявлены причины этих изменений. Основное внимание в статье уделено анализу демографических показателей ХIX в. на основе данных государственной статистики (камеральных описаний, списков жителей, переписей). Проведен анализ естественного движения населения, представлены статистические данные о численности населения, половом и возрастном составе жителей. В статье дана характеристика экономического положения населения и формы занятия и отмечено, что численность населения была связана с фондом свободной сельскохозяйственной земли. В статье представлен религиозный состав населения и его изменение, отмечены факторы, определившие миграцию жителей Гвилети.

227-237 2
Аннотация

Статья посвящена исследованию похищения женщин среди осетинского этноса. Основными источниками исследования выступили результаты этнографической экспедиции 2022, 2023 гг. на территории Северной Осетии, материалы – наблюдения автора, а также результаты экспедиции 2015 года в Турции среди осетинской диаспоры. Используя эмпирический метод исследования, в статье анализируются комментарии – обоснования на вопрос при интервьюировании: «Является ли похищение девушек национальной традицией осетин?». Несомненно, тема актуальна, что обусловлено популярностью умыкания на сегодняшний день. Цель исследования – провести ретроспективный анализ причин умыкания на базе источникового материала, а также рассмотреть реакцию традиционной культуры, веками сохранявшейся у этноса, на изменение социальной почвы. Особое место в исследовании занимает сопоставление поведенческих форм брачующихся, их родителей в прошлом и в настоящее время при умыкании. Делаются выводы о том, что на сегодняшний день, во-первых, умыкание носит фиктивный характер, во-вторых, причина использования такой формы не столько экономическая, а скорее, последствие семейно-бытовых факторов. Одним из ключевых последствий популяризации умыкания автор считает постепенную утрату традиционных обрядов и ритуалов, свойственных традиционной свадебной культуре осетин.

238-253 7
Аннотация

Вопросы, связанные с генеалогией фамилий, в настоящее время вызывают активный общественный интерес. Предлагаемое историко-генеалогическое исследование посвящено одной из привилегированных фамилий Дигорского общества Северной Осетии – Каражаевым.

Целью данного исследования является комплексное изучение вопроса о происхождении данной фамилии, так как до сих пор не существует определенного единого мнения относительно появления княжеского рода Каражаевых в Осетии. Между тем большой интерес представляют социальные и родственные связи представителей Каражаевых с аристократией соседних осетинских обществ и других кавказских народов: кабардинцев и балкарцев.

Объектом исследования является фамилия Каражаевых – одна из семи фамилий дигорских баделят – потомков Бадели.

Исследование проводилось с привлечением данных путешественников и исследователей XVIII–XIX вв. В статье представлены сведения из выявленных архивных документов XIX в. и опубликованных источников, касающиеся вопросов происхождения фамилии Каражаевых, исторических судеб представителей этой фамилии в ХIХ – начале ХХ вв., в эпоху революционных преобразований в России и на Кавказе. В результате в научный оборот введены материалы не опубликованных архивных документов, таких как документы «Комитета, учрежденного при Военно-Осетинском округе для разбора поземельных и личных прав туземцев этого округа», посемейные списки начала ХIХ в. и др.

Проведенное исследование позволяет сделать вывод о тесных этнокультурных связях Каражаевых с соседними кавказскими народами. Анализ архивных документов и опубликованных источников демонстрирует высокий сословный и социальный статус фамилии Каражаевых, а также их вклад в развитие социально-политических и культурных связей народов Кавказа и России, являющимся мощным позитивным потенциалом для стабилизации добрососедских отношений.

254-266 2
Аннотация

В статье дается характеристика современных религиозных процессов и связанных с ними культурно-бытовых практик абазинского народа, который в своем духовном развитии прошел три этапа – языческий, христианский и мусульманский. Каждый период привнес в духовную культуру абазин свой культурный код, который на протяжении всего периода остается в обществе, и даже пришедшие на смену монотеистические религии не полностью смогли вытеснить его из жизни народа.

Изложение материала, характеризующего современные религиозные и бытовые практики, предваряет справка по истории традиционных верований и утверждения мировых религий среди абазин. Подобная информация позволяет оценить динамику соответствующих трансформаций и лучше понять современные процессы, происходящие в абазинском обществе, где в синкретической форме сосуществуют древние верования и мусульманские нормы. Все это, вместе взятое, вызывает напряжение в обществе, так как старшее поколение, привыкшее жить в этой парадигме, не готово соглашаться с новыми, ортодоксальные исламскими течениями, возникшими в последние десятилетия в абазинском обществе. Это противостояние постепенно приводит к разобщенности в обществе и медленно, но неуклонно продолжает процесс уничтожения национальных традиций, не соответствующих нормам ортодоксального ислама. Таковы неутешительные прогнозы, к которым приходит автор в результате проведенного исследования.

Литература народов Российской Федерации (литература народов Кавказа)

267-288 2
Аннотация

Цель данного исследования – анализ «неожанровой парадигмы» балкарской прозы, преимущественно полилогических форм (эпических серий и романных циклов). В работе рассматриваются принципы циклизации серийных произведений эпического жанра, способы структурирования политекстовых образований. Соответственно, в преамбуле статьи представлен обзор художественного явления, называемого полилогиями, разъяснены функционально-конструктивные особенности романов, входящих в их состав. В целом научная новизна исследования заключается в цикловедческом разборе произведений отдельных авторов на предмет повторного обращения к однажды затронутой проблеме. Важными акцентами контекстуального анализа видятся вопросы соотношения уже «готовой» художественной целостности (коими являются отдельные романы) и постепенно формирующейся, усложненной матрицы романного цикла (ансамблевое единство из нескольких самостоятельных книг). Подобные формы, безусловно, представляют собой «открытое множество», основанное на единой авторской концепции. Произведения из эпических серий могут функционировать автономно, вместе с тем совокупная трактовка идейного наполнения текстов привносит дополнительные ракурсы в осмысление их содержания, разъясняет исходный замысел писателя, образуя контекстную связность частей многомерной структуры. Благодаря такому подходу происходит сближение несколько смежных произведений (на интуитивном и мыслительном уровнях), в которых улавливается смысловая сопричастность друг к другу. Устойчивыми чертами полилогических форм обозначены: наличие «предтекста», а в ряде случаев – рефренных сюжетных линий, кочующих героев, централизующей проблематики, открытой фабулы, создающей эффект прерванности и незавершенности повествования, контекстно-концептуальная взаимодополняемость. В приводимых примерах отслеживаются развернутость обобщающей проблематики, стилистические дублеты, содержательная перспектива с возможностью расширения и дополнения, многоярустность структуры, варьирование способов формирования внутритекстовой целокупности. Стратегия выстраивания работы обусловлена спецификой выдвинутых задач.

289-301
Аннотация

В статье исследуется опыт художественного осмысления проблемы взаимосвязи Дома и Мира в сознании еще одной ипостаси сквозного героя (Карамова) ряда произведений И. Капаева. Отмечается, что тема выбора героем с «потрясенным сознанием» способа взаимодействия с Миром является лейтмотивной в прозе И. Капаева, и судьба каждого из его Карамовых представляет собой вариант ее реализации.

Встреча с Миром героя анализируемой повести, аульского механизатора Мухтара Карамова, произошла во время его первого в жизни выезда из Дома – поездки по путевке на ялтинский курорт. Безбрежное море, многолюдная набережная – метафора этого мира. Он также персонифицирован в образе Ивана Харитоновича Калягина, донецкого шахтера, соседа Карамова по номеру. Герой, поначалу подавленный великолепием, многообразием открывшейся перед ним не очень понятной действительности, восхищенный личностными качествами Ивана Харитоновича, избирает бесконфликтный способ взаимодействия с этим миром: копирует модели поведения его обитателей, называет себя более органичным для него именем Михаил Андреевич, пытается механически перенести его порядки в свою домашнюю жизнь. Однако конфликт укореняется в сознании Карамова. Писатель сосредоточивает внимание на причинах внутренней неудовлетворенности героя, оказавшегося однажды между Домом и Миром, и видит ее в более развитой, чем у земляков, индивидуальности. Мухтар Карамов испытывает подлинный интерес к большому миру, но также и потребность в равноправном, сохраняющем его собственные ценности, диалоге с ним. Долгая игра героя на свирели во дворе своего дома в открытом финале повести символизирует непростой характер его рефлексии.

В качестве материала для анализа в статье использован текст исследуемой повести на языке оригинала. Для цитирования привлечен переводной текст на русском языке.

302-317 2
Аннотация

Статья (часть 1) посвящена исследованию одной из актуальных проблем современного литературоведения Северного Кавказа – степени соответствия национальных литератур (в данном случае – балкарской) параметрам и типологическим признакам новописьменных систем в их взаимодействии с общим контекстом советской художественной словесности. Основной теоретический посыл исследования – наличие в современных региональных литературах двух автономных линий эволюционного развития, отвечающих требованиям доктрины соцреализма и параметрам аутентичного эстетического сознания народов региона. Как считают авторы исследования, творчество З.Х. Толгурова являет собой весьма иллюстративный образец формирования в недрах идеологически обусловленного литературного мышления индивидуальных, интерпретаций картины окружающего мира, причем происходит это на уровнях подсознательной рефлексии, в сфере пространственно-временных отношений. В работе (в ее первой, представленной части) доказывается, что резкий скачок в архитектонической сложности произведений З.Х. Толгурова, наблюдаемый в его творчестве конца 60-х – первой половины 70-х гг. ХХ в., обусловлен обращением писателя к фольклорным образцам и не зависит от «донорного» влияния русской советской литературы. Это, в свою очередь, в корне меняет маркеры и институциональные признаки таких концептуально значимых понятий, как «ускоренное развитие» и «новописьменные литературы», являющиеся на сегодняшний день основополагающими для литературоведения народов Северного Кавказа.

318-330 2
Аннотация

Статья представляет собой общий обзор творческого наследия талантливого черкесско-американского писателя XX-XXI веков Кадырбека Натхо (1927-2021). Отмечена проблема слабой изученности его многожанровой и полилингвальной прозы. Авторы дают краткую характеристику таким произведениям как «В поисках себя», «Легенда о великом похищении», «Отчужденные», «Черкесская история», а также серии авторских сказок о кавказском мире. В рамках межкультурной коммуникации в литературном наследии Натхо выявлены три основных «географических» вектора. Первый из них ориентирован на Северный Кавказ, второй – к реалиям Соединенных Штатов Америки, третий – к паттернам западноевропейской культуры. Авторами статьи уделяется большое внимание поэтологическим аспектам, связанным с тематикой, философской идеей, художественным конфликтом, системой персонажей и экспрессивными средствами проанализированных текстов. Делается вывод о необходимости в дальнейшем более пристального и детализированного изучения глубоко гуманистических и миротворческих произведений К. Натхо, их популяризации в общеобразовательных школах, высших учебных заведениях и средствах массовой информации. 

331-351 1
Аннотация

В статье на большом эмпирическом материале рассматриваются экспрессивные элементы абазинской поэзии конца 1940 – 50-х гг. Подробно представлены функции эпитетов «тлаш» (сильный, мощный), «лашара» (светлый), «цри» (родной), элементы цветописи («золотой луч», «белый родник», «синий май»), сравнительные обороты («подобный душе», «подобный глазу», соотнесение различных явлений советской действительности со сталью), кальки русских стихотворных формул и фразеологизмов («железный конь», «степной корабль», «путеводная звезда», «голубь мира», «поджигатели войны»), метафоры с идейно-политической подоплекой, гиперболы как один из главных инструментов художественного пересоздания мира, смыслообраз красного знамени, мотивы строительства коммунизма, борьбы за мир; выявлены неологизмы («аркъагIагIвчва» – те, кто заставляет расцветать; «насыпрхарджьырта» – производство счастья; «амшпхьадзагIв» – календарь, «Абазашта» – Абазиния), примеры образного параллелизма, лексического кольца, эстетические функции различных междометий. Все наблюдения сопровождаются соответствующим научным комментарием и завершаются обобщающими выводами.

Фольклористика

352-365 2
Аннотация

Лэжьыгъэр теухуащ КъуийцIыкIу и образыр адыгэ эпосым къызэщIиубыдэ IуэрыIуатэ пкъыгъуэхэм (новеллэ, телъыджей, лIыхъужь псысэхэм, нарт хъыбархэмрэ пшыналъэхэмрэ, тхыдэр зи лъабжьэ лIыхъужь эпосым) къызэрыщыгъэлъэгъуар къэпщытэным. Гулъытэ лей зыгъуэтахэм ящыщщ мы персонажым и теплъэр, и IуэхущIафэхэр, и дуней тетыкIэр наIуэ къэщIыныр. Мыпхуэдэ Iуэху бгъэдыхьэкIэм тещIыхьауэ, абы къыдэкIуэу мы Iуэхугъуэхэр джыным ехьэлIауэ щIэныгъэм нобэкIэ къигъэсэбэп Iэмалхэр и лъабжьэу (лIыхъужьым и мурадыр зэрызыIэригъыхьэ щIыкIэм елъытауэ), дэ дыхущIэкъуащ мы образым сыт щыгъуи зы щытыкIэ иIэу ди IуэрыIуатэм къызэрыхэмыщыр дгъэбелджылыну, абы ипкъ иткIи мы лIыхъужьым и лIэужьыгъуэхэр къыхэдгъэщхьэхукIыну. Статьям щIыпIэ щхьэхуэ щыхухэхащ КъуийцIыкIу и циклым жанр зэхуэмыдэхэм хуаIэ пыщIэныгъэр къэгъэлъэгъуэными. Ди гупсысэхэр щыдубзыхум, гъуазэ тхуэхъуащ мы лIыхъужьым е мыбы хуэдэу адрей лъэпкъхэм я IуэрыIуатэм къыхэщыж персонажхэр дяпэ зыджа щIэныгъэлIхэм я къэхутэныгъэхэр.

366-376 3
Аннотация

Статья посвящена исследованию одной из малоизученных областей устного народного творчества карачаево-балкарских историко-героических песен. Объектом изыскания стали женские образы, встречающиеся в народных поэтических произведениях указанного этноса. При проведении анализа гендерных аспектов фольклорных песен в статье были применены сравнительно-сопоставительный и историко-типологический методы исследования. Теоретической базой изыскания стали труды отечественных ученых, занимающихся изучением разных вопросов устного поэтического творчества. Методом сплошной выборки из разных фольклорных сборников были проанализированы историко-героические песни, при проведении разбора которых основное внимание уделялось внутренним и социальным качествам характера женских персонажей, их образной системы. В результате анализа персонажи разделены и представлены как активные и пассивные герои. Отмечается, что пассивные женские образы не играют большой роли в становлении сюжета в анализируемых произведениях, в отличие от активных образов, которые в свою очередь, занимают центральное место в песнях. В статье дается оценка социальной модели поведения женских персонажей в разных жизненных обстоятельствах.

В процессе исследования делается вывод, что дальнейшее изучение гендерного аспекта в историко-героических песнях восполнит существующие пробелы в научном фонде и будет дальше содействовать проведению сравнительно-сопоставительных изысканий по данной тематике.

377-387 3
Аннотация

Представленная статья посвящена анализу одной из обширных групп чудесных предметных реалий – средствам исцеления и оживления. Исследование проведено на материале карачаево-балкарских волшебных (в том числе и волшебно-героических) сказок, выявленных методом сплошной выборки. В работе также применялись описательный, сравнительно-сопоставительный, аксиологический и структурный методы анализа. Отмечено, что указанная категория условно может быть разделена на две большие группы: лечебные средства и средства оживления. В свою очередь, первая группа может быть разделена на средства излечения от болезней, возвращения зрения, восстановления утраченных частей тела, заживления ран. Сюда же примыкают средства избавления от бесплодия, а также способствующие непорочному зачатию. Вторая группа не столь многочисленна и в некоторых случаях тесно связана с чудесными предметными реалиями первой группы. Также отмечается, что средства оживления в ряде моментов сходятся с группой, именуемой «Хранители души / гарант жизни». Проведенный анализ показал, что рассмотренная категория чудесных предметных реалий довольно обширна и обстоятельно представлена в карачаево-балкарских волшебных и волшебно-героических сказках и не только выполняет информационную и развлекательную функцию, но также участвует в сюжетосложении, развитии действия. Она отражает древние языческие и магические воззрения народа-создателя, а также извечное его стремление к бессмертию и жизни без болезней. Делается вывод о том, что дальнейшая систематизация и изучение чудесных предметов позволят не только восполнить очередной пробел в национальном сказковедении, но и будут способствовать разрешению многих вопросов, связанных с этнической и языковой картинами мира, историей развития духовной и материальной культуры народа-создателя. Кроме того, результаты исследования могут найти применение при проведении исследований сравнительно-сопоставительного характера.

Русский язык. Языки народов России

388-400 3
Аннотация

В статье рассматриваются особенности функционально-семантической организации фразеологизмов карачаево-балкарского языка с соматизмом бауур «печень». Проведенный анализ фразеологических единиц исследуемого фразеосемантического поля, содержащих в своем составе соматизм бауур «печень», в свою очередь, позволяет сделать вывод об универсальности и национальном своеобразии исследуемых единиц. Фразеологизмы с соматической составляющей наиболее точно описывают различные стороны деятельности человека. Анализ языкового материала также дает возможность сделать вывод о том, что для соматических фразеологических единиц характерны цельность значения, образность, эмоциональность, экспрессивность и т.д. В большинстве своем соматические фразеологические единицы представлены глагольными оборотами. Выявлено, что фразеологизмы с компонентом бауур в карачаево-балкарском языке широко используются для выражения различных эмоционально-экспрессивных значений. Также установлено, что бауур является компонентом значительного количества соматических фразеологических единиц, которыми репрезентируются такие универсальные категории, как состояние, черты характера, отношение, восприятие, движение, поведение.

401-411 3
Аннотация

На материале мультипликационного цикла о трех богатырях, являющемся свободным изложением известных былин, рассматривается интерпретация представителями молодежи Северного Кавказа важнейшего признака национального менталитета русского народа – русскости в рамках концепта «Русь». В ходе рецептивного и ассоциативного экспериментов, в котором приняли участие 95 студентов Кабардино-Балкарского государственного университета им. Х.М. Бербекова (кабардинцев, балкарцев, чеченцев, ингушей, аварцев, кумыков и др.), были выявлены основные семантические поля и доминантные когнитивные признаки, характеризующие исследуемый концепт в языковом сознании северокавказских этносов. Анализ извлеченных из мультфильмов фрагментов показал яркую демонстрацию культуры и быта русского народа, подтверждающие представления о Руси испытуемыми. В ходе исследования были определены ядро концепта «Русь» и его периферийные зоны. 

412-422 6
Аннотация

Лэжьыгъэр теухуащ адыгэ тхакIуэ щэджащэ Нало А.Хь. и романхэм хэт художественнэ образхэр къэгъэщIыным телажьэ зыхэщIэныгъэр лексикологиемрэ фразеологиемрэ я IэмалхэмкIэ къызэрызэгъэпэща щIыкIэм. Къэхутэныгъэр щIегъэкIуэкIар «языковая личность» жыхуаIэу иужьрей зэманым бзэ щIэныгъэм гулъытэ хэха щызыгъуэта, бзэм, философием, психологием, социологием, н. жьантIакIуэ щыхъуа Iуэхугъуэшхуэм и лъэныкъуэ зэхуэмыдэхэр куууэ щIэджыкIыным, къэпщытэным щIэныгъэм и дежкIэ мыхьэнэ ин дыдэ зэриIэрщ. Лэжьыгъэр зытещIыхьар Нало А.Хь. «Нэхущ шу», «Псы Iуфэм Iут унэ цIыкIу» зыфIища, адыгэхэм я тхыдэм теухуа романхэрщ. Тхыгъэм къыщыгъэсэбэпащ зэгъэпщэныгъэ, кIэлъыплъыныгъэ, контекстуально-интерпретационнэ, лингвостилистическэ къэхутэкIэ Iэмалхэр. Къэхутэныгъэм кърикIуахэр щыхьэт зэрытехъуэщи, романхэм щызэфIэгъэува образ купщIафIэхэр къигъэщIын, персонажхэм я теплъэр, гупсысэкIэр, дуней тетыкIэр, дуней еплъыкIэр, тхыгъэхэм къыщыIэта Iуэхугъуэхэр щекIуэкI щIыпIэр, лъэхъэнэр тхылъеджэм нэрылъагъу, фIэщ щIыгъуафIэ ящищIын папщIэ тхакIуэм IэкIуэлъакIуэу къигъэсэбэпащ бзэм абы щыхухэха Iэмэпсымэ щхьэхуэхэр, псом япэу – синонимхэм, синоним рядым, антонимхэм, езы тхакIуэм къигъэщIа псалъэщIэхэм, псалъэжьхэмрэ псалъэ шэрыуэхэмрэ, жьы хъуа псалъэхэм, диалект псалъэхэм, фразеологизмхэм я зэфIэкIыу художественнэ текстым зыхэщIэныгъэр къыщыгъэлъэгъуа зэрыхъу Iэмалхэр.

423-437 1
Аннотация

Принцип контрастивной организации структурного и семантического уровней пословичного текста, по признанию ведущих паремиологов, является одним из наиболее ярких паремийных маркеров. Реализация данного принципа в кабардино-черкесских пословицах все еще остается недостаточно изученной. Систематизация инвентаря стилистических приемов, посредством которых выражается контрастная семантика в кабардино-черкесских паремиях – одна из актуальных задач, к решению которой приближает настоящая работа. Статья посвящена рассмотрению одной из основных стилистических фигур контраста – антитезе как форме демонстративно выделенного противопоставления в пословице. На основании структурно-функциональных характеристик данной стилистической фигуры, предложена ее классификация. Определены наиболее репрезентативные для кабардино-черкесских паремий типы антитез. Показано, что в создании пословичной антитезы, наряду с языковыми антонимами, активно принимают участие контекстуальные антонимические корреляции, а экспликатором антонимирования лексических единиц, содержащих в себе потенциальные возможности для контрастного противопоставления, является сама антитетическая конструкция. Исследование структурно-семантических особенностей кабардино-черкесских паремий убеждает в универсальности пословичной антитезы как важного средства выражения контраста, а также в специфичности способов ее создания, что обусловливает перспективность ее дальнейшего изучения.

Эмпирической базой исследования послужили кабардино-черкесские пословицы и поговорки из сборников пословиц 1994 г. (составители А. Гукемух, З. Кардангушев) и 2016 г. (составитель Л. Гутова), из которых методом сплошной выборки были отобраны паремии, основанные на контрасте. 

438-449 5
Аннотация

В статье рассматриваются особенности репрезентации концепта «Огонь» в русской языковой картине мира. Огонь является неотъемлемой частью культуры и одним из универсальных концептов, имеющих общечеловеческую ценность. Научная новизна заключается в проведении детализированного лингвокультурологического и когнитивно-дискурсив-ного анализа образных единиц (метафор, пословиц, поговорок, ФЕ и т.д.), выступающих главными компонентами-конструктами концепта «Огонь» как фрагмента русской языковой картины мира. В результате анализа эмпирического материала выделены значимые концептуальные признаки ментального образования «Огонь», ценностные компоненты, формирующие его ядро, центральную и периферийную зоны. В статье в качестве фонового материала использованы кабардинские образные единицы, репрезентирующие данный концепт, что позволяет увидеть важную роль данного концепта в сознании носителей языка, а также дает возможность выделить особенности языковой картины мира того и другого этноса. 

Теоретическая, прикладная и сравнительно-сопоставительная лингвистика

450-468 2
Аннотация

Статья посвящена лексикографической деятельности адыгского просветителя Шоры Ногмова, который подготовил «Кабардино-русский словарь», оставшийся в свое время в рукописном варианте и опубликованный впервые в 1956 г. с существенными структурными трансформациями профессором Георгием Федоровичем Турчаниновым. В статье отмечается, что словарь подготовлен на русской графической основе и оригинал составлен по тематическому принципу. Словарь охватывает большой лексический пласт кабардино-черкесского языка, что позволяет представить богатство кабардино-черкесского языка в первой половине XIX столетия. Особый интерес в словарных статьях вызывает лексический пласт, который в современном языке относится к архаизмам, диалектизмам и регионализмам, что показывает особенности динамики развития лексики кабардино-черкесского языка на протяжении последних двух столетий. Значимыми в научном отношении являются также антропонимы, топонимы и названия месяцев, приведенные в статье и функционировавшие в первой половине XIX столетия.

В заключении высказывается мысль о значительных изменениях в тематических рядах лексики кабардино-черкесского языка, связанных с историко-культурными и бытовыми трансформациями, и о необходимости издания оригинала рукописного варианта для более глубокого анализа представленных в нем в процессе работы замечаний и исправлений, что даст возможность определить особенности подготовки словаря к изданию.

469-482 4
Аннотация

Статья посвящена выявлению особенностей реализации полемики в ядерных и оценочных жанрах научного дискурса. Цель исследования заключается в выявлении и описании специфики объективации полемики в жанрах научной статьи, отзыва/рецензии, а также определении языковых единиц, обусловливающих их полемическую направленность. Новизна исследования состоит в определении степени проявления полемичности текстов статей, отзывов и рецензий. В результате проведённого исследования установлены факторы, детерминирующие полемику в ядерных и оценочных жанрах научного дискурса. Выявлено, что полемическая направленность статьи в основном обусловлена дискуссионным характером представленного в ней научного знания. Установлено, что для отзыва/рецензии полемичность обусловлена жанрово. Оценка как жанровый признак отзыва и рецензии усиливает их полемический потенциал.

483-494 1
Аннотация

Работа выполнена в рамках исследования актуальной проблемы детерминации языка, культуры и человека, что приобретает особый статус в контексте осмысления значимости языка в его отношении именно к этнической культуре как совокупности уникальных непреходящих ценностей народа и его жизненных ориентиров.

Основная идея исследования сводится к мысли о том, что этнический образ конкретного народа сохраняется в языке и его доминантные характеристики транслируются в речевом поведении языковой личности. Цель статьи – рассмотреть этнические стереотипы как константы когнитивного сознания, средство репрезентации специфики речевого поведения современной языковой личности в типичных коммуникативных ситуациях.

Материалом исследования послужили созданные на языке адыгской личности тексты, в которых использованы стереотипные лексические единицы как образные устойчивые выражения, активно используемые в этнической культуре и понимаемые как сосредоточие приоритетных знаний и смыслов, подчиненных единой ценностно-поведенческой системе, принятых в культурно-языковом пространстве адыгского этноса.

Анализ лингвистических единиц дает основание понять, что включенность стереотипных фраз в современное речевое взаимодействие способствует не только трансляции коммуникативно значимой этнической информации, но и утверждению концептуальной парадигмы доминирующих смыслов, знаний и представлений, из которых складывается когнитивное сознание современной этнокультурной языковой личности и регулируется ее речевое поведение в разных коммуникативных ситуациях.

Очерки, заметки, рецензии

495-501 1
Аннотация

Рецензия посвящена монографии известного историка Н.Ф. Бугая. В ней исследуются проблемы национальной политики Российской Федерации в период с 1990-х до начала 2020-х гг. Работа основана на широком комплексе источников. В их числе — опубликованные и неопубликованные архивные материалы, документы центральных и местных органов власти, а также обширный объём результатов исследований по теме. В книге проводится анализ прошедших событий, позволяющий осознать масштаб проблем, накопившихся к началу рассматриваемого периода. Особенностью рецензируемой работы является детальный анализ как достижений, так и недостатков, с которыми столкнулась российская государственность в рассматриваемый период. Это свидетельствует о глубоком понимании автором реалий времени и проблем в сфере национальной политики. В книге представлен обширный и разнообразный материал о народах России, а также других этнических группах, проживающих на территории страны. Рассматривается роль и место институтов гражданского общества и этнических меньшинств в системе отношений в современных условиях. Особое внимание уделяется выводам и рекомендациям автора, касающимся государственной национальной политики и перспектив её дальнейшего развития.



Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2542-212X (Online)